Рабочая программа по русскому языку для 7 класса, составленная на основе авторской (В.В.Бабайцевой), на 2015 – 2016 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область


УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова

____ августа 2015 года

МП




Рабочая программа,
составленная на основе авторской (В.В.Бабайцевой),
на 2015 – 2016 учебный год

Шарипова Наталия Николаевна
Ф.И.О. преподавателя
Русский язык
Предмет
7а, 7б класс /4 часа
Классы / количество часов в неделю
7 класс / 136 часов
Классы / количество часов в год
Уровень базовый


Базовый учебник: Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2014.
Русский язык. Практика.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией С.М.Пименовой. – М.: Дрофа, 2014.
Русская речь. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – 16-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2015.
















г. Подольск
2015-2016 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной  в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл.»/ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2015.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом).
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Учебным планом МОУ «Гимназия №7» на изучение предмета выделено 136 часов. Осуществлена незначительная корректировка распределения часов по разделам: «Повторение» в конце года 14 часов (по программе 19 часов), тогда как в начале учебного года 9 часов (по программе 8 часов). «Уроки развития речи» - 23 часа (по программе 25часов), «Отглагольные формы» – 42 часа (по программе 44 часа), «Предлог» 11 часов (по программе 10 часов), «Союз» – 15 часов (по программе 10 часов).
Морфологические темы «Предлог» и «Союз» рассматриваются функционально на уровне словосочетания и предложения.
Цели обучения:
формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения;
формирование у учащихся языковой интуиции;
приобретение и систематизация знаний о родном языке;
овладение функциональной грамотностью;
расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;
овладение орфографией и пунктуацией;
формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;
формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.

Эти цели обусловливают следующие задачи:
дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;
обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;
способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
Уметь:
речевая деятельность: аудирование:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, полный и сжатий пересказ (устный и письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение:
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
составлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами прогнозировать содержание текста по данному началу;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
определять способы образования слов разных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами лексических словарей;
находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

Тематическое планирование

п/п
Тема
Авторская
Рабочая

1
Введение. Русский язык – национальный язык русского народа
1
1


2
Повторение изученного в 5-6 классах. Морфология.
8
9

3
Причастие
34
30

4
Деепричастие
10
12

5
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
1
1

6
Служебные части речи
1
1

7
Предлог
10
11

8
Союз
10
15

9
Частица
17
17

10
Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные
1
1

11
Междометие
3
2

12
Повторение изученного
19
11

13
Уроки развития речи
25
22

14
Резервные уроки
-
3


Итого:
136
136






Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
К-во
час.
Дата
по
календарю
Дата по
факту
7А 7Б
Примечание








1
Введение. Русский язык – национальный язык русского народа
1
01.09-05.09




2
Повторение. Морфология. Система частей речи
1





3-4
Повторение. Правописание имен существительных и имен прилагательных
2





5
Повторение. Правописание наречий
1
08.09-12.09




6-7
Повторение. Правописание глаголов
2





8
Повторение. Знаки препинания в простом осложненном предложении
1





9
Р/Р. Текст.
1
15.09-19.09




10
Контрольный диктант№1 по теме «Повторение».
1





11
Анализ контрольного диктанта. Повторение правописания глагола.
1





12
Понятие о причастии. Вопрос о причастии в системе частей речи.
1





13
Морфологические и синтаксические признаки причастий.
1
22.09-26.09




14
Признаки прилагательного у причастия.
1





15-16
Р/Р Обучающее сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».
2





17
Признаки глагола у причастия.
1
29.09-03.10




18-20
Причастный оборот. Падежные окончания причастий.
3





21-22
Правописание НЕ с причастиями.
2
06.10-10.10




23
Р/Р Замена конструкций простых предложений с однородными членами и сложноподчиненных предложений, с придаточными определительными на предложения с причастными оборотами.
1





24
Действительные и страдательные причастия.
1
06.10-10.10




25
Р/Р Описание действий.
1
13.10-17.10




26
Самостоятельная работа по теме «Причастный оборот»
1
13.10-17.10




27-28
Образование и правописание действительных причастий настоящего времени
2
13.10-17.10




29
Анализ контрольной работы
1
20.10-24.10




30
Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени
1
20.10-24.10




31-32
Р/Р Описание общего вида местности. Контрольное сочинение «Мой любимый уголок природы».
2
20.10-24.10




33
Правописание действительных причастий.
1
27.10-31.10




34
Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени
1
27.10-31.10




35
Образование страдательных причастий прошедшего времени
1
27.10-31.10




36
Правописание Е -Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
1
27.10-31.10




37
Правописание гласных перед НН в страдательных причастиях прошедшего времени
1
09.11-14.11


2 четверть

38
Краткие причастия
1
09.11-14.11




39
НЕ с краткими и полными причастиями
1
09.11-14.11




40
Р/Р Повествование. Рассказ на основе услышанного.
1
09.11-14.11




41
Орфограммы в причастиях. Подготовка к проверочной работе.
1
16.11-21.11




42
Проверочная работа «Орфограмма в причастиях»
1
16.11-21.11




43-45
Правописание Н и НН в отглагольных формах
3
16.11-21.11 ,
23.11-28.11




46
Проверочная работа «Правописание Н и НН в отглагольных формах». Обобщение изученного по теме «Причастие»
1
23.11-28.11




47
Контрольный диктант№2 по теме «Причастие»
1
23.11-28.11




48
Понятие о деепричастии как об отглагольной форме
1
23.11-28.11




49
Анализ контрольного диктанта
1
30.11-05.12




50-51
Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием.
2
30.11-05.12




52-53
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
2
01.12-05.12,
07.12-12.12




54
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте и одиночных деепричастиях
1
07.12-12.12





55
Р/Р Употребление деепричастий в речи. Редактирование предложений с деепричастными оборотами.
1
07.12-12.12





56
Р/Р Контрольное изложение с грамматическим заданием «Вечер в деревне».
1
07.12-12.12





57
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Образование.
1
14.12-19.12





58
Повторение орфографии причастия и деепричастия.
1
14.12-19.12





59
Р/Р Рассуждение. Подготовка к сочинению – отзыву ( о книге).
1
14.12-19.12





60
Р/Р Контрольное сочинение. Отзыв о книге.
1
14.12-19.12





61
Повторение пунктуации (причастные и деепричастные обороты)
1
21.12-26.12





62
Контрольный диктант №3 по теме «Отглагольные формы»
1
21.12-26.12





63
Анализ контрольного диктанта
1
21.12-26.12




64
Повторение отглагольных форм
1
21.12-26.12




65
Переход слов из одних самостоятельных частей речи в другие
1
11.01-16.01


3 четверть

66
Понятие о служебных частях речи
1
11.01-16.01




67
Предлог. Понятие о предлоге. Простые и составные предлоги
1
11.01-16.01




68
Р/Р Публицистический стиль
1
11.01-16.01




69
Разряды предлогов по значению. Многозначность предлогов
1
18.01-23.01




70
Понятие о производных и непроизводных предлогах
1
18.01-23.01




71-72
Отыменные производные предлоги. Правописание отыменных производных предлогов.
2
18.01-23.01




73
Глагольные производные предлоги. Правописание .
1
25.01-30.01




74
Наречные производные предлоги. Правописание.
1
25.01-30.01




75-76
Р/Р Контрольное изложение, по тексту публицистического стиля
2
25.01-30.01




77
Употребление предлогов
1
01.02-06.02




78-79
Систематизация и обобщение изученного по теме «Предлог». Морфологический разбор предлога
2
01.02-06.02




80
Проверочная работа по теме «Предлог»
1
01.02-06.02




81
Понятие о союзе. Простые составные союзы.
1
08.02-13.02




82
Сочинительные союзы
1
08.02-13.02




83
Сочинительный союз в простом и сложносочиненном предложении. Употребление сочинительных союзов
1
08.02-13.02




84-85
Правописание союзов тоже, также, зато и отличие их от самостоятельных частей речи с частицей и предлогом
2
08.02-13.02,
15.02-20.02




86-87
Подчинительные союзы
2
15.02-20.02




88
Р/Р Союз – морфологическое средство связи предложений в тексте.
1
15.02-20.02




89-90
Правописание подчинительных союзов чтобы, потому что, оттого что и отличие их от самостоятельных частей речи с предлогами и частицей.
2
22.02-27.02




91-92
Союзы сочинительные и подчинительные. Морфологический разбор союза
2
22.02-27.02,
29.02-05.03





93-94
Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз»
2
29.02-05.03





95
Контрольная работа по теме «Союз»
1
29.02-05.03





96
Р/Р Интервью- жанр публицистики
1
07.03-12.03




97
Анализ контрольной работы
1
07.03-12.03




98
Повторение орфографии и пунктуации
1
07.03-12.03




99
Понятие о частице
1
14.03-19.03




100
Формообразующие частицы
1
14.03-19.03




101-102
Модальные частицы и их значение
2
14.03-19.03




103-104
Р/Р Сочинение в жанре интервью.
2
31.04-02.04


4 четверть

105
Раздельное и дефисное написание частиц
1
31.04-02.04




106-107
Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ
2
04.04-09.04




108-109
Отрицательные частицы НЕ и НИ. Значение частицы НИ
2
04.04-09.04




110
Различение на письме частицы НИ и союза НИ-НИ
1
11.04-16.04




111
НЕ и НИ в отрицательных и неопределенных местоимениях и отрицательных наречиях
1
11.04-16.04




112-114
НЕ с разными частями речи
3
11.04-16.04, 18.04-23.04




115
Р/Р Стили речи
1
18.04-23.04




116
Систематизация и обобщение изученного по теме «Частицы»
1
18.04-23.04




117
Контрольный диктант №4 по теме «Частица»
1
18.04-23.04





118
Анализ контрольного диктанта
1
25.04-30.04




119
Междометия как особый разряд слов. Разряды междометий. Звукоподражательные слова, их грамматические особенности и отличия от междометий
1
25.04-30.04




120
Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях
1
25.04-30.04




121-127
Повторение изученного 7 классе
7
25.04-30.04 (1),
02.05-07.05 (4),
09.05-14.05 (2)




128-129
Контрольный диктант №5 (итоговый) и его анализ.
2
09.05-14.05




130-133
Повторение изученного 7 классе
4
16.05-21.05




134-136
Резерв
3
23.05-25.05





Контрольные диктанты и контрольные работы – 6







Контрольных изложений -2







Контрольных сочинений -2








Литература
Программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл.»/ сост. Е. И. Харитонова - М.: Дрофа, 2011.
УМК: Русский язык. Практика. 6 кл.: учеб. для общеоб разоват. учреждений /Под ред. Пименовой С.Н. др.; - М.: Дрофа, 2013.; Русский язык. Русская речь. 6 кл.: учеб. для образоват. учреждений / Е.И. Никитина. – М.: Дрофа, 2008.;  Русский язык.
Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2011.
Русский язык. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В.В. Бабайцевой/авт.-сост. Г.В.Цветкова. - Волгоград: Учитель, 2011
Книга для учителя к УМК Русский язык. Практика.7 кл. Русский язык. Русская речь. 7 кл. Русский язык. Теория. 5-9 кл.:/С.Н.Пименова. - М.: Дрофа, 2013.
Раздаточные материалы по русскому языку. 7 класс. А.Д. Дейкина, Т.М.Пахнова, Дрофа,2006
Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 класс. Составитель Т.М.Пахнова, А.Д. Дейкина, Санкт-Петербург, .Питер, 2007.
Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом текста.5-9 класс. М.Просвещение ,2005
Страницы истории русского языка. Лопушанская С.П. , Горбань О.А., Шептухина Е.М. . М. Просвещение , 2007
Олимпиады по русскому языку В.А.Малюгина, 7-8 класс; Москва, ВАКО 2010.


Образовательные электронные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Портал информационной поддержки ЕГЭ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Дистанционный семинар
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский язык5-6) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сетевое объединение методистов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -«Учительская газета»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -школьный сектор ассоциации PEJ1APH [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания кафедры русского языка и литературы от 27.08.2015 № 01.
Заведующий кафедрой ________________ Захарченко О.А.


СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УВР _______________ Соловьева Е.Ф. 28.08.2015
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




15