Интеллектуальные карты на уроках русского языка как средство развития интеллектуальных способностей кчащихся


«Интеллектуальные карты на уроках русского языка и литературы как средство развития интеллектуальных способностей учащихся».
Изученный мною теоретический материал систематизирован и оформлен в разделы данной работы. Имеется приложение в виде инструкции для детей и карт, выполненных на уроках и самостоятельно (прилагаются наиболее удачные)
§1. Понятие «интеллектуальные карты».
Каждый ребёнок от рождения по-своему талантлив, задача же педагогов – создать оптимальные условия для развития этих талантов.
Появляются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие образного мышления и в то же время повышающие устойчивость учеников к психологическим стрессам за счёт усиления механизмов психологической защиты.
Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование интеллектуальных карт.
Что это такое - интеллектуальные карты?
Интеллектуальные карты придумал Тони Бьюзен - психолог, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д. Интеллектуальные карты на сегодняшний день это, наверное, один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности.
Интеллектуальные карты (они же "карты запоминания", они же «карты знаний», они же "концептуальные карты", они же "ментальные карты", они же "карты ума".... их же в технологии РКМЧП иногда называют кластерами) могут использоваться длязапоминания
упорядочивания и систематизации информации
планирования деятельности
подготовки к выступлениям
поиска решений в сложной ситуации
рассмотрению различных вариантов решения задач.
Карты знаний хорошо "работают" на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом.
Интеллектуальные карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Отличительным свойством методики является задействование в процессе усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме.
С помощью используемых при построении карт зрительных образов усиливается глубина впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала.
Слушая разговор, человек автоматически строит в уме элементы интеллектуальных карт, упорядочивая таким образом информацию; читая книгу, он сразу воссоздаёт в мыслях основные образы, соединяя их между собой. Подобное смешение информации не приводит к хаосу, а
только увеличивает эффективность работы мозга, обеспечивает запоминание и упорядочивание воспринимаемой информации.
При построении интеллектуальных карт идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо усваиваются связи между ними; метод позволяет охватить материал «единым взором», воспринять как единое целое. Карты легко поддаются расширению и модернизации, реализуя принцип движения от общего к деталям. Кроме того, их можно легко и быстро повторять, что способствует прочному закреплению материала в памяти.
§2. Как строить интеллектуальные карты?
Построить интеллектуальные карты очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Причём у ребенка может получиться лучше – потому что у него нет предрассудков свойственных взрослому. Ниже приведу ряд правил, выполнив которые можно получить интеллектуальную карту. Следует правда учитывать, что в мире нет совершенства. Нарушив любое из них можно улучшить результат. Приобретя опыт создания и использования, вы сами поймёте как их правильней всего рисовать.
За время своего существования интеллектуальные карты прошли свой путь развития. Поэтому у самого Тони Бьюзена в разных источниках приведены несколько отличающиеся инструкции по созданию интеллектуальных карт. Я привожу тот способ, которым привыкла пользоваться сама и который рекомендую своим детям.
Рекомендации по составлению интеллектуальных карт.
Берём чистый лист бумаги. Тони Бьюзен советует положить его горизонтально и большинство составителей следуют этому совету: так отводится больше места под рисунок, что позволяет его расширять и совершенствовать. Также рекомендуется запастись разноцветными ручками, фломастерами, маркерами, карандашами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами, лучше не используйте резинку, так как стирать что-то ненужно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов.
Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть: книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты.
В центре листа рисуем центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно, если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт, вы поймёте – главное, чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов (не меньше трёх - как советует Тони Бьюзен), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.
От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще.
От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.
Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями.
Для рисования используйте различные цвета. Используйте рисунки как можно чаще.
§3. Сферы применения интеллектуальных карт
Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи
и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Педагог может сам составлять интеллектуальные карты по теме занятия, ребёнок же по ним запоминает лексику, придумывает предложения и рассказы, мысля на основании законов мышления, а может поручить это ученикам. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Пользоваться картами просто – стоит взглянуть на неё, вспомнить, как пришлось её рисовать, как создавались рисунки - и нужная информация окажется под рукой.
Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выходить к доске, но уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого.
Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие
воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно.
Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «образ факт», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включён в систему его личного опыта.
В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе обучения на лексикограмматических занятиях в целом способствует речевому развитию
ребёнка. Методика оказывается очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.
Я использую интеллектуальные карты преимущественно на уроках литературы, так как они позволяют в сжатые сроки изучить объемный теоретический материал, формируют умение переработки большого объема информации и изображения её в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Результаты таких уроков на порядок выше традиционных.
§4. Литература
1. Бьюзен, Т. Супермышление / Тони и Барри Бьюзен. – Минск, 2008.
2. Сохина, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А. Сохина. – М., 1984.
3. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. – М.,
1983
§5. Приложение
Инструкция по составлению интеллектуальной карты
Возьмите чистый лист бумаги и положите его горизонтально.
Запаситесь разноцветными ручками, фломастерами, карандашами, маркерами и т.д. Если собираетесь рисовать карандашами, убедитесь, что поблизости нет резинки – ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использовать несколько цветов. Использовать один-два цвета – неинтересно.
Соберите весь материал по данной теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты – пригодится все.
В центре листа нарисуйте центральный образ, который будет символизировать вашу тему, с которого и начинается ваша работа как на карте, так и в мыслях. Неважно, если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт, вы поймете – главное, чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. В любом случае вы сможете уделить ему внимание: используйте несколько цветов, тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными.
От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется сделать их потолще.
От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли.
Для рисования используйте различные цвета.