Домашнее задание как средство развития творческих способностей


Домашнее задание как средство развития творческих способностей ( слайд 1)
Луковкина И.И., учитель географии
Урок начинается с проверки домашнего задания, с того, когда, как, главное, зачем его дают учащимися.
Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать всё возможное, чтобы выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы вкус, хотя и крошечного, но личного сделанного для себя открытия, а значит понял бы, что эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом. Главная диалектика здесь простая. Интересно на уроке и домашнее задание не в тягость. А интересное, с душой выполненное домашнее задание неоценимо помогает уроку.
Домашнее задание преследует очень важные задачи. Это повторение ранее изученных знаний, которые должны служить опорными для новых знаний, подлежащих усвоению на следующем уроке, поэтому целесообразно предложить учащимся такие задания на дом, которые могут косвенно познакомить их с системой следующего урока. Это повторение того фактического материала, изучение которого необходимо запомнить на уроке. А так же… ( слайд 2) - развитие интереса к знаниям;
- формирование навыков самостоятельной работы;
- систематический контроль за знаниями и продуманные формы по исправлению ошибок.
При формулировке домашнего задания необходимо раскрыть его цели, дать инструктаж к его выполнению, к работе с различными источниками информации. Домашнее задание может пробудить интерес к предмету, а учащиеся сами осуществят поиск необходимой дополнительной литературы, проанализируют заинтересовавший их вопрос, то есть будут работать творчески, развивая навык самостоятельной деятельности.
Домашние задания подразделяются на различные виды. Очень часто использую задания, закрепляющие учебный материал, в сильной степени углубляющие, расширяющие, конкретизирующие знания и пробуждающие интерес к ним. Это такие виды домашних заданий: составить сообщение, коллаж, проанализировать статистический материал, прочитать, рассказ, описание по определённой книге, журнале; пронаблюдать природное или бытовое явление.
Распространённым видом домашних заданий является выполнение разнообразных письменных и графических работ ( слайд 3): сделать рисунок, заполнить контурную карту, составить таблицу, схематический конспект, логическую цепочку. Все эти задания творческого плана и направлены на всестороннее развитие личности.
Важный аспект в выборе домашнего задания - учёт разного уровня способностей учащихся. Наиболее актуальными задачами индивидуальных домашних заданий являются: развитие интересов слабоуспевающих и малоактивных учеников; повышение уровня хорошо успевающих школьников; раскрытие преимущества коллективной и групповой деятельности учащихся.
Домашнее задание должно быть связано с нужными знаниями не только из разных разделов программы, но и по разным предметам. Такой тип заданий актуален в развитии творческих способностей учащихся старших классов.
Помните песенку « Нам учитель задаёт с х –задачу, кандидат наук и тот над задачей плачет…». Ведь недалека от истины эта песенка, когда утверждают приоритет домашних заданий, усиливающих перегруженность наших учеников. Школьник чисто физически не может подготовить всё то, что задают его учителя. Но дело здесь не только в объёме, но выполнять задание не только трудно, но и ужасно нудно ( слайд 4)
Учителю необходимо применять методику домашних заданий так, чтобы каждый ученик интересовался предметом. Большой вклад в развитие индивидуальности ребёнка вносят творческие нетрадиционные задания. Выполняя любую творческую работу в учебном процессе ученик не только использует знания приобретённые ранее, пересматривают литературу по предмету проявляет свой индивидуализм и черты творческой личности. Творческие домашние задания вызывают интерес у учащихся. По мнению профессора Б.И.Коротяева, слово «творчество» от слова творить, означает искать, изображать и создавать нечто новое. В качестве формирования творческих способностей я использую разнообразные формы – коллажи, игры, интересные задания : (слайд 5, 6) « География на все сто»,
Игра «Третий лишний», «Что такое? Кто такой?», «Квадрослов»,
Не надо бояться разрешать учащимся выполнять задания по желанию, а наоборот поощрять и стимулировать такие формы работы. Это вызывает повышенный интерес к изучаемому предмету. Хорошо выполненная работа - маленькая победа в процессе познания, повышения самооценки, веры в свои силы.
Таким образом организация домашнего задания это важный аспект урока. Поскольку от того, как грамотно будет дано задание, зависит конечный результат учебной деятельности ( слайд 7)
Мне очень нравится японская пословица, которая как некто говорит о творческом подходе обучения: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
( слайд 8)
ЛИТЕРАТУРА:
« Я иду на урок географии» ( под редакцией К.С. Лазаревича, издательство 1 сентября)
« Методика обучения географии в школе» ( «Просвещение» Под редакцией К.М.Панчиковой)