Конспект урока по информатике на тему Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel (9 класс)

Тема занятия: Табулирование функции средствами табличного процессора
MS Office Excel

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний и умений учащихся.

Вид урока: Комбинированный урок.

Цели:
Образовательные:
отработка навыков построения графиков функций,
знакомство с понятием «табулирование функции»,
закрепить базовые понятия ЭТ Excel (оформление таблиц, ввод и копирование формул) через выполнение практических работ;
отработка навыков использования ПК при решении прикладных задач разных предметных областей.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к учебным дисциплинам и умение применять свои знания в практических ситуациях;
развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры.
Воспитательные:
развивать культуру общения и культуру речи;
воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие;
научить отстаивать свою точку зрения.

Техническое обеспечение:
компьютеры;
мультимедийный проектор;
раздаточный материал: карточки с заданиями для самостоятельной работы;
презентация по теме «Построение графиков функций в электронных таблицах MS Excel».

Структура урока.

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний – 3 мин.
3. Первичное усвоение учебного материала - 7 мин
4. Осознание и осмысление учебной информации – 10 мин
5. Применение знаний и умений – 12 мин
6. Информация о домашнем задании – 1 мин
7. Рефлексия – 5 мин
8. Подведение итогов - 1 мин


Ход урока.

1. Организационный момент
Учитель: Сегодня проводится урок по теме «Табулирование функции средствами табличного процессора MS Office Excel». Прежде всего, перечислите возможности табличного процессора.
Ответы учащихся.
Акцентировать внимание на информации о том, что в табличном процессоре есть возможность построения диаграмм и графиков. Уточнить: в каких случаях строятся диаграммы, какие виды диаграмм существуют. Сообщить о том, что с помощью MS Office Excel возможно решать прикладные задачи разных предметных областей, например, математики. Нахождению значения функции при разных значениях аргумента отводится целый раздел в курсе математики. Эта задача называется табулированием функции. Оказывается, есть возможность решать эту задачу средствами Excel.
Тема урока записывается в тетрадь.
Учитель: Этот вопрос выходит за рамки школьной программы. Знания, полученные сегодня на занятии могут пригодиться при обучении в технических ВУЗах и при решении некоторых промышленных задач.
2. Актуализация знаний

Учитель: для того, чтобы успешно решать поставленную задачу, необходимо повторить ряд вопросов

Учащиеся устно отвечают на вопросы в тестовой форме.
В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:
ячейка
строка
столбец
формула
Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:
18D;
К13;
34;
АВ.
Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:
DF;
F12;
АБ;
113.
Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:
11D;
F12;
АБ3;
В1А.
В электронной таблице невозможно удалить:
строку;
столбец;
содержимое ячейки;
имя ячейки.

Сколько ячеек содержит диапазон А1: В4 в электронной таблице:

4;
8;
9;
10.
Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?


6
14
24
26

Выберите ссылку, которая не является смешанной:
F$15
$B4
$A$1
$C12

В ячейке B2 записана формула =2*$A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B2 скопируют в ячейку C2?

=2*$B1
=2*$A2
=3*$A1
=2*$A1



Первичное усвоение учебного материала.

Учитель: Алгоритм нахождения значений функций при разных аргументах на заданном интервале рассмотрим на примере.
Условие задачи записывается в тетради.
Задача. Найти значения функции y=x2 на интервале от [-2;2] с шагом 0.5.
Учитель: Прежде всего необходимо помнить, что требуется грамотное оформление решения задачи. Объединяем группу ячеек A1:K1.
Попросить одного из учащихся прокомментировать действия.
Оформляем заголовок.
Исследуем данную функцию: значение Y зависит от значения X.
В сою очередь, задан интервал изменения аргумента. Поэтому, в ячейке A3 помещаем имя аргумента X, в ячейке B3 помещаем выражение нахождения значения функции Y=X2 .
В ячейку А4 помещаем значение нижнего интервала значения аргумента -2.
В ячейку А5 помещаем значение -2+0.5=-1.5. Используя режим автозаполнения: выделяем ячейки А4:А5, помещаем указатель мышки в правый нижний угол выделенных ячеек и, не отпуская левую клавишу мышки, протягиваем указатель до значения x=2.
В ячейку В4 вносим формулу: =А3^2. Получаем значение аргумента.
Выделяем ячейку В4, курсор направляем в крайний нижний угол и протягиваем до заданного значения аргумента.
Осталось построить график функции по данным значениям. Для этого выделяем таблицу, в пунктах главного меню выделяем вкладку «вставка», выбираем вид графика «точечный», нажимаем «ОК». Получаем график зависимости значения функции от значения аргумента.
Обращаю внимание на оформление графика: выделение области построения графика, оформления легенды, границ.


Физкультпауза. Выполняются движения для снятия утомления глаз. Звучит релаксирующая музыка.

Используя данный алгоритм, построим несколько графиков функций самостоятельно.

Осознание и осмысление учебной информации.

Предложить учащимся самостоятельно найти значения функции у = х^2+5 в промежутке [-5;5] с шагом 1.

Все учащиеся выполняют работу самостоятельно. В качестве консультанта пригласить одного из учащихся. C помощью мультимедийного проектора продублировать выполнение задания на экране.

На выполнение задания выделить 12 минут. Визуально оценить выполненную работу учащихся.
Изменить функцию: у = х^2-5 в промежутке [-5;5] с шагом 1.
Поставить вопрос: что изменится в отображении графика?
Ответ учащихся.

Применение знаний и умений.

Учитель: можно ли построить в системе координат сразу два и более графиков, чтобы проследить преобразование? Проверим на примере.
Задача 3. Построить графики функций .  у = х^2 и у = 2х^2 в промежутке [-4;4] с шагом 0,5 .



Оценить работу учащихся.
Задача 4. Построить график функции y=|x^2-10| на [-6;6] c шагом 1.



Самооценка: Оформите графики в цвете по степени достижения цели урока Если вы материал урока уяснили, с практикой разобрались, сделайте графики в красных тонах,.
В синих тонах – что-то непонятно, еще надо поработать.
В зеленых – ничего не понятно.

Информация о домашнем задании.

Задание: построить графики функций на разных листах одной книги Excel, озаглавить файл Графики. Отправить по адресу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В теме подписать свою фамилию.

y=sin x/2 в промежутке x [-5;5] c шагом 1
y=3*x^2+4x-5 в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5
y=2cos x в промежутке x [-5;5] c шагом 0,5
y=-x^2+5 в промежутке x [-4;4] c шагом 1
*Найти решение уравнения x+2= х2
Задание со «*» для желающих знать больше.

Рефлексия
Предложить учащимся ответить на ряд вопросов:
Цель
Оценка занятия:
Самооценка:
Трудности:
Чему научились:






Итоги
Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи: нахождения значения функции на заданном интервале изменения аргумента. Еще раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.
Продолжается век. И другой приближается век. По кремнистым ступеням Взбираясь к опасным вершинам, Никогда, никогда, никогда Не отдаст человек Своего превосходства Умнейшим на свете машинам.


На следующем занятии мы рассмотрим графическое решение системы уравнений и графическое решение уравнений с параметрами.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915