Конспект урока русского языка по теме Словари русского языка (5 класс)


Тема: Словари русского языка. (5 класс). Приложение №2
Тип урока: обобщение изученного материала.
Форма урока: Урок – конференция.
Цели деятельности учителя: способствовать формированию умений пользоваться словарями, составлять лингвистический рассказ.
Планируемые результаты:
Предметные - ориентируются в словарях русского языка, умеют самостоятельно ими пользоваться, составляют рассказ на лингвистическую тему по плану.
Метапредметные:
Личностные - воспринимают речь учителя, одноклассников, выражают положительное отношение к процессу познания, оценивают собственную учебную деятельность.
Познавательные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, структурируют знания, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные- умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Методическое обоснование: урок проходит в виде конференции, где каждый из учащихся рассказывает о своем словаре и о том, как им пользоваться. Данные о словарях (автор, название, место и год издания, количество слов и выражений, пример словарной статьи) записываются на доске и в тетрадях учеников на специальной страничке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа по теме:
а) Работа с текстом.
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
(К. Паустовский)
-Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет Паустовский? Как вы думаете, сколько слов в русском языке?
*Ученые считают, что в русском языке более 500 тысяч слов.
-Где же они хранятся?
*В словарях.
Информация для любознательных (запись на доске):
17-томный Словарь современного русского литературного языка содержит – 120.480 слов.
Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование – 12.000 слов.
Словарь школьника (10-11 лет) – 3.600 слов.
Какую задачу мы должны перед собой поставить?
«Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас».
( Это один из советов русского писателя М. Горького школьникам).
б) Запишем предложение.
Словари – наши добрые спутники.
- Объясните орфограммы в корнях слов.
А вот как о словарях высказался французский писатель Анатоль Франс.
А. Франс писал: «Словарь-это вселенная в алфавитном порядке».
Запишите предложение и объясните орфограммы в корне слов.
в) Каких только словарей нет! (Обращаемся к выставке словарей)
Если вы хотите узнать обо всем, что вас интересует, найти ответы на вопросы из разных областей знаний, к нашим услугам 30 томов «Большой Советской энциклопедии» или 10 томов «Малой Советской энциклопедии», а также «Энциклопедический словарь». Есть и «Детская энциклопедия».
Существуют энциклопедические словари более узкого назначения.
Есть отдельно языковые словари: лингвистические, филологические, орфографические, синонимические, словари иностранных слов, крылатых выражений, толковые словари.
Все они могут стать вашими друзьями и помощниками.
Послушайте одно поэтическое признание:
Всегда я под рукою их имел,
За словарями отводил я душу.
Как музыку Бетховена я слышал,
Так вслушиваться в слово я умел.
Слова-бойцы, слова-богатыри,
Слова для мира и слова для сечи...
Безбрежен океан славянской речи,
Читать часами надо словари.
*Запишите совет поэта, объясните орфограммы в корнях слов.
г) А теперь поговорим подробно о самом важном для нас, о словарях.
Учащиеся индивидуально рассказывают о каком-либо словаре, его значении, использовании в практической деятельности по плану (план записан на доске):
1. Название словаря.
2. Сведения об авторе.
3. Библиографические данные (место, год издания, издательство).
4. Количество слов и выражений.
5. Примеры словарных статей.
Класс кратко конспектируют представленный материал в тетрадях.
4. Рефлексия.
Что показалось привлекательным в сегодняшнем уроке?
Что было полезным?
Составьте синквейн о значимости словарей.
5. Домашнее задание.
Написать лингвистическое сочинение «Что я знаю о словарях русского языка».