Урок русского языка в 8 классе Словари русского языка И слово покорится вам…


Тема: Стихотворение в прозе. И.С.Тургенев «Нищий»
Ход урока.
Орг. момент. Приветствие класса.
Оставьте, пожалуйста, место для темы урока.
Предлагаю начать наш урок  с анализа двух текстов, которые лежат перед вами.
Дайте характеристику каждому тексту с точки зрения принадлежности его к роду литературы.  (слайд )
Но сначала вспомните роды литературы. Назовите их. (лирика, драма, эпос)
 
Ответы уч-ся
Итак. К какому роду литературы, по-вашему, относится каждое произведение?
Ответы уч-ся
А ведь первое произведение тоже относится к лирике. Это тоже стихотворение… но в прозе.
Уже в своем названии оно сочетает противоположные начала – стихотворение и прозу.
Как вы думаете, чем отличаются друг от друга эти два текста? Что у них общего?
Я решила вам помочь. На парте найдите список характерных признаков лирического стихотворения и прозаического произведения. Через 4 минуты вы назовете признаки лирического произведения и признаки прозаического произведения.
Работаем в группах по 4 человека.
Ответы уч-ся  Первая группа называет один признак, вторая – второй и т.д. (представители групп записывают свой признак на доске)
Признаки лирического стихотворения Признаки прозаического произведения
 небольшой объём;
часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам;
обычно бессюжетная композиция;
преобладание лирического начала (1 л.);
повышенная эмоциональность стиля;
круг образов, мотивов и тем, характерных для поэзии;
выражение субъективного впечатления или переживания. графическое оформление;
 отсутствие ритма;
 отсутствие рифмы.
Сравним  (слайд)
Так что же такое стихотворение в прозе?
Ответы уч-ся
(Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме)
Записываем в тетрадь определение.
__________________________________________________________________
Итог работы.
Теперь, когда вы узнали о стихотворениях в прозе почти все, можно подвестипредварительные итоги первого знакомства с жанром.
О чем мы говорили? Что сравнивали? К какому выводу пришли?
Можем ли мы определить тему нашего урока?
Ответы уч-ся
Стихотворение в прозе
Запишите в тетрадь
Просмотр видеофильма
Какие чувства вызвали у вас эти кадры? Что их объединяет?
Ответы уч-ся
Можем ли мы сказать, что эта тема актуальна во все времена?
А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи – стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий».
Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своими впечатлениями.
Чтение стихотворения
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Работаем в парах. Предлагаю воспользоваться «подсказкой» . (показываю) (2-3 мин.)
Ответы уч-ся
Сможете ли вы создать подобное произведение?
Как же Тургеневу удалось своим стихотворением затронуть наши чувства?
Работая в группах, попробуем в тексте стихотворения найти изобразительно-выразительные средства, помогающие автору создать такой яркий пример милосердия, сострадания.
Но сначала вспомним изобразительно-выразительные средства.
Ответы уч-ся
Не забудьте инверсию, аллитерацию, риторическое восклицание.
Работа в группах (Змейка) (каждая группа – одно средство)
(Эпитеты: воспаленные, слезливые глаза, шершавые лохмотья, мычал о помощи, несчастное существо, трепетная рука
 Метафоры: обглодала бедность,
Инверсия: меня остановил, безобразно обглодало, прошамкал он
Звукопись – аллитерация: нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, н4-5 минут
Ответы уч-ся
Вернемся к теме урока. Допишем ее. (?) Стихотворение в прозе. И.С.Тургенев «Нищий»
А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.
Карта самоанализа
Я на сегодняшнем уроке…
Узнал и усвоил, что такое стихотворение в прозе, литературный цикл Занимался анализом текста, работал с литературоведческими терминами и понятиями Был активен Грамотно формулировал ответы на вопросы Понял смысл стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий» и сделал из него выводы
Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.
( В это время выставляю оценки за урок)
Хочется закончить урок вопросом: Чему нас учит это произведение? (Оно нас учит доброте. Каждый в жизни может оказаться на месте как богатого, довольного жизнью человека, так и бедного, всем обделённого. И, если у тебя в жизни сейчас всё хорошо, не стоит забывать о тех, кому плохо, и по возможности им нужно помогать, так как неизвестно, как сложится и твоя жизнь в дальнейшем).
Дома: Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».
Резервное задание: Продолжите строчку «Сегодня на уроке я задумался(-ась) о том, ….(напишите несколько предложений).