Разработка урока по русскому языку на тему Лексические нормы русского литературного языка


План открытого урока
Дата проведения: 19.01.2016 г.
Учитель: Кузьмина Л.В.
Предмет: русский язык.
Класс: 10
Тема: Лексические нормы русского литературного языка
Цели: создать условия для:
1) повторения и обобщения теоретических знаний по данной теме, закрепления умений, полученных в процессе изучения темы; 2) развития логического мышления и речи учащихся, расширения кругозора; 3) воспитания интереса к русскому языку, желания пополнять свой лексикон.
3.Задачи: отработать умения:
повторить основные термины и понятия лексики;
усвоить понятие лексических норм;
рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способы их предупреждения;
понять, как можно применить полученные знания на ЕГЭ по русскому языку.
4. Тип урока: урок обобщения и систематизации.
5. Вид урока: урок-практикум
6. Методы: словесные, наглядные, практические.
7. Формы:
разгадывание кроссворда;
самостоятельные наблюдения;
заполнение таблицы;
выполнение упражнений на предупреждение нарушений лексических норм;
исправление лексических ошибок;
выполнение тестовых заданий.
8. Виды контроля: текущий контроль.
9. Формы контроля: устные, практические, тесты (устный опрос, письменные упражнения, тестовые задания).
10. Наглядные пособия: задания на листах для каждого ученика.
11. Оборудование: доска, тетради, компьютер, проектор, экран, презентация.

12. Ход занятия
I. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
II. Мотивация учебной деятельности
При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?
- Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- - нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.
- Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)
(слайды 1-2).

Учитель: Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
-Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева?
Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.
Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия.

III. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.
IV. Лексическая разминка (обобщение знаний по теме «Лексика»).

Разгадывание кроссворда (слайды 3-11).
По вертикали:
Раздел языкознания, где изучается лексика (лексикология) (слайд 4).
По горизонтали:
Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы) (слайд 5).
Слова, связанные с особенностями работы представителей той или иной профессии (профессионализмы) (слайд 6).
Слова, близкие по значению (синонимы) (слайд 7).
Новые слова, появляющиеся в языке (неологизмы) (слайд 8).
Слова, близкие по звучанию и значению (чаще всего однокоренные) (паронимы) (слайд 9).
Слова, противоположные по значению (антонимы) (слайд 10).
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) (слайд 11).

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и поговорим о способах их предупреждения.
По ходу работы нами будет заполняться таблица.

V. Актуализация опорных знаний.
Продолжите фразу:
Лексические нормы – это 1) правильность выбора слова;
2) уместность его использования в общепринятых в
языке сочетаниях. (слайд 12)
VI. Работа с таблицей. (слайд 13)
Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.
- Что такое паронимы?
Результат домашнего задания. Ученики дают ответ, используя теоретический материал учебника. Паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.


Записывается вид ошибки и пример в таблицу.(слайд 14)


Вид ошибки
Примеры

1
Неразличение паронимов
Письмо отправили адресанту по почте.
Адресат – получатель.
Адресант – отправитель.



V. Задание: Умеете ли вы правильно использовать паронимы? Выберите одно из двух слов в скобках. (слайд 15)

Концертный (абонемент, абонент).
(Зрительные, зрительские) аплодисменты.
(Искусно, искусственно) рисовать.
(Экономика, экономия) времени.
(Одеть, надеть) пальто.

VI. Задание: Найдите предложения с ошибками в употреблении паронимов. (слайд 16)
Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.(осуждать)
Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.
Необходимо обеспечить командировочных общежитием.(командированных)
Мне выдали командировочное удостоверение.

VII. Работа с таблицей.
Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем в таблицу ошибку под №2. (Слайд 17)

Вид ошибки
Примеры

1

.

2
Лексическая несочетаемость
Верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).
Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).
Запомните: иметь значение, играть роль.


VIII. Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости. (слайд 18)
Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.(установить)
Литература играет очень большое эстетическое значение.(имеет)
Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор.(расширяют)
Дети страшно обрадовались.(очень)

IX. Задание: Выберите нужное слово. (слайд 19)

Дружба ( сильная, крепкая).
Приходить в (ярость, радость).
Высказать (мнение, вопрос).

X. Работа с таблицей.
Мы используем в своей речи слова иноязычного происхождения. Но употребление этих слов должно быть оправданным. Запомним это и запишем в таблицу новый вид лексической ошибки. (слайд 20)


Вид ошибки
Примеры

1
..
..

2
..
..

3
Ошибочное употребление иноязычных слов
Девушка конфиденциально (необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации)призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует (производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться) её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).


XI. Задание: Подберите русские синонимы к иностранным словам. (слайды 21-25)
Вердикт (решение), пунктуальный (точный), реставрация (восстановление), экспорт (вывоз товаров за границу).
Исправьте лексические ошибки. (слайд 26)
Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.(перерыв)
В этом тексте выступления много дефектов.(недостатков)
Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.(продолжен)


XII. Работа с таблицей. (слайд 27)

Вид ошибки
Примеры

1
..
..

2
..
..

3



4
Тавтология- употребление рядом или близко однокоренных слов, плеоназм (лишнее слово)повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.
Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере. (Слово впервые лишнее по смыслу.)


XIII. Задание. Устраните лексические ошибки. (слайд 28)
Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени. (времени –лишнее слово)
На конференции присутствовало более ста человек делегатов. (человек-лишнее слово)
Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих. (трудоемкий- лишнее)
Дорогу нам преградил ледяной айсберг. ( ледяной не нужно)

Следующим этапом урока предлагается найти лексические ошибки в предложенных примерах.
(дается 5 минут для выполнения задания. Учащиеся комментируют ошибки)

1 группа.
Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию.
Своя автобиография; в марте месяце; объединить воедино; закономерно вытекает закономерность; главная суть; ценные сокровища; можно спросить вопрос; упал вниз; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; народный фольклор, жестикулируя руками.
2 группа.
Определите, в каких предложениях допущены ошибки,связанные с употреблением паронимов.
1.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
2.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
3.Учиться в университете нелегко за короткое время нужно освоить большое
количество нового материала.
4.Множество фактов климатические и температурные условия, сроки
обработки, характер освещения влияют на развитие растения.
 5.Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.
3 группа.
Устранить ошибки в тексте.
«В голове у него созрел план поимки хищника. Вечером, взяв с собой капкан и барсенка, он отправился к ущелью. Он привязал барсенка к камню, а рядом поставил капкан. Утром он осторожно подобрался к ущелью, высунул из-за камня ружье, и его глаза на долю секунды встретились с глазами хищника. Он лежал на спине, а рядом с ним лежала перекушенная веревка».
(Кто?)
XVI. Итоги урока. Рефлексия.
Хочется, чтобы прослушанные сейчас замечательные слова послужили вам
добрым советом:  
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И ядом радость отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя.     (Ф. Васильев, перевод с удмуртского В. Соложина)

Выберите один из предложенных вариантов.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
2. Урок мне показался (коротким / длинным).
3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен).
4. За урок я (устал / не устал).
Оценивание
Домашнее задание :
Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.
Комментарий: Учащиеся получают карточки с напечатанным текстом без пометок.
Карточка
Русский язык это национальный язык великого русского народа.
В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая зовётся языком литературным.
Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками... »

”ђ Заголовок 115