Конспект урока на тему: «Толковые словари». (5 класс русский язык ФГОС)


№40. Тема: «Толковые словари».
5 класс русский язык 27.10.16
Цели и задачи: 1. Познавательная: показать, какие бывают словари, дать понятие «словарной статьи», познакомить с создателями толковых словарей.
2. Практическая: развивать речь учащихся, внимание, память, логическое мышление, языковое чутьё, орфографическую зоркость, формировать умения работать с толковым словарем.
Ожидаемые результаты:
Предметные УУД: Знать: лексикология как раздел лингвистики. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. Толковые словари.
Уметь: дать определение лексикологии как науки, объяснять лексическое значение слова разными способами. оценивать устный ответ одноклассника с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения. Использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слова.
Метапредметные УУД: Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.
Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА.
Эпиграф: Словарь – вселенная в алфавитном порядке.
Вольтер
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Какие формы речи вы знаете? Устная и письменная
- какие виды лексики вы знаете?
- в чем специфика нейтральной лексики? Они употребляются и книжной, и в разговорной лексике.3. Постановка цели и задач урока. Мотивация.
Разгадайте кроссворд.
По горизонтали:
словарный состав языка /лексика/
словарный запас человека /лексикон/
слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению /омонимы/
основная единица языка /слово/
слова, противоположные по лексическому значению /антонимы/
второе, непрямое значение слова /переносное/
слова, близкие по лексическому значению /синонимы/

Прочитайте слово по вертикали. О чем сегодня будем с вами говорить?
- Скажите, пожалуйста, каких целей мы должны будем достигнуть на уроке?
- Для чего нам необходимо рассмотреть словари?
Название всего, что есть во вселенной, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский мыслитель Вольтер:
Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.
Запишите это высказывание
“Словарь – это вселенная в алфавитном порядке”, - сказал Вольтер.
Работа с эпиграфом.
- Как вы думаете, что значат слова: «Словарь – вселенная в алфавитном порядке»?
Постановка цели. Сегодня мы с вами выясним, как устроена эта вселенная-словарь, какие законы в ней действуют.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Словарей существует великое множество. Все они делятся на два больших разряда:
1) словари энциклопедические и
2) лингвистические (или по-другому — филологические).
Если нужно узнать о том, когда произошло какое-нибудь событие, что означает тот или иной научный термин, узнать, когда жил ученый или писатель, что представляет собой город или страна, куда ты собираешься отправиться путешествовать, то нужно обратиться к энциклопедическим словарям. Они могут рассказать почти обо всем!
А в лингвистических словарях всех этих данных мы не найдем — там объектом описания является слово или его форма. Лингвистические словари подразделяются на одноязычные и двуязычные (реже многоязычные). С двуязычными словарями мы встречаемся очень часто — они помогают быстрее выучить иностранный язык. Ими активно пользуются и школьники, и студенты, и переводчики. Существуют среди них и словари по отдельным отраслям знаний.Своеобразной разновидностью толковых словарей являются словари иностранных слов, из которых ты можешь узнать не только то, что означают те или иные иностранные слова и термины, но и то, из какого языка они пришли в русский. Очень интересен фразеологический словарь, в котором объясняется значение устойчивых выражений, украшающих нашу речь. Очень важны толковые словари — с объяснениями значений слов. Самый известный среди толковых словарей — “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля.
Работа с учебником
Чтение теории стр 66-67 (знакомство со словарной статьей)
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
5. Первичная проверка понимания.
Упражнение 142.
6. Первичное закрепление.
Упражнение 144. (групповая работа)
1 группа: чучело; платье (сарафан)
2 группа: корона(кокошник), балалайка.
Найти в словарях значения данных слов, выписать и зачитать.
Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнении.
Пар 19 (знать теорет мат, прв слов слов), Упр 145 или Упр 147 (творческое задание)
Итог. Рефлексия по уроку в целом
- Что такое лексикология?
- Какие значения есть у каждого слова?
- Какие способы определения лексического значения слова вы знаете?
- Для чего нам нужны толковые словари?
- Что такое словарная статья?
- Какое задание для вас окозалось самым сложным?
- Как вы понимаете слова Вадима Шефнера:
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.