Урок русского языка в 7 классе Я2 по теме:Толковые словари русского языка


Урок №10 Русский язык
Класс: 7«А», «Ә», «Б» Средняя школа №211 имени А. Байтурсыноваг. Кызылорда Республика Казахстан
Тема: Толковые словари русского языка. Словари синонимов, антонимов. Тематический словарь. Словарь фразеологизмов. Двуязычные и многоязычные словари Дата: 08. 10. 2015г.
Имя учителя: Алушаева Бахыт ТамашевнаЦель урока: формировать знания о разновидностях словарей.
Задачи урока:
- повторить и закрепить знания по лексике;
-совершенствовать навыки работы со словарями;
-воспитывать интерес и внимание к книге, слову;
- уметь пользоваться методами, повышающими мотивацию учения;
- сформировать в процессе познавательной деятельности коммуникативные навыки;
- развить навыки коллективной работы в сочетании с групповой и самостоятельной работой.
Результат обучения:
Учащиеся
-умеют работать со словарем;
-могут отличить многозначное слово и омоним по словарю;
- могут находить ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, продолжить работу по предупреждению данного вида ошибок;
-сформируют в процессе познавательной деятельности коммуникативные навыки;
-разовьют навыки коллективной работы в сочетании с групповой и самостоятельной работой.
Ключевые понятия: фразеология, фразеологические обороты.
Ресурсы: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, маркеры, стикеры.
Этапы
урока Вид работы Деятельность учителя Деятельность ученика
Начало урока
5 мин. І. Мотивационный этап.
1. Разминка. Эмоциональное настроение.
2. Деление на группы
Слова- синонимы на стикерах, на столах слова маячки - Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать
наше настроение.
Подарите свои
улыбки друг другу. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.
Предлагает разработать правила работы в группах: быть взаимно вежливыми, не перебивать друг друга, объективно оценивать друг друга, оказывать помощь при затруднении Весь класс выходит к доске.
Выбирают «яблоко» и делятся на группы по словам «маякам».
1 группа – «Радость» (веселье, удовольствие, праздник, торжество, восторг)
2 группа – «Красивый «(прекрасный, пригожий, очаровательный, привлекательный, прелестный.)
3 группа – «Говорить» (произносить, молвить, сказать, заявить, ворчать)
В группе распределяют роли (Лидер, Спикер, Спикер-таймер, Оформитель, Секретарь)
Повторение
изученного
10 мин. 3.Работа в группе Предлагает вспомнить изученный материал по теме «Лексика» 1 группа – Составить диаграмму Венна (сравнить синонимы и антонимы)
2 группа – Составить кластер «Омонимы»
3 группа – Составить алгоритм «Фразеологизмы».
Закрепление
3 мин. 4. Индивидуальная работа по карточкам. Контролирует работу учащихся Ученики находят соответствия.
2 мин. ФизминуткаЦелеполагание -Ребята, если вам встретится в тексте незнакомое слово, что вы будете делать?
На учительском столе – словари.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
-А что бы вы хотели узнать о словарях? Отвечают на вопросы (Примерные ответы: хотели узнать, какие бывают словари и принцип работы со словарями)
Середина урока
10мин.
Работа со слайдами 1 слайд. «Виды словарей»
В лингвистических словарях объясняются (толкуются) слова и их значения, представлена грамматическая характеристика слов, указывается их происхождение, употребление в речи.
В энциклопедических словарях, которые носят справочный характер, объясняются предметы, явления, обозначаемые словами «Медицинская энциклопедия»)2 слайд.
Словарные статьи.
8 мин. Работа в группах Контролирует работу групп, объяснят принцип работы, следит за временем. Группы формулируют вопросы по теме «Лексика. Профессиональная и терминологическая лексика»
Прикрепляют вопросы на «Дерево мудрости» и отвечают на вопрос другой группы.
2 мин. СамооцениваниеНапоминает о работе с оценочным листом. Индивидуально заполняют оценочные листы.
2 мин. Физминутка15 мин. Закрепление изученногоРазъясняет учащимся следующий этап работы. Объясняет критерии оценивания. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, затем в парах проверяют друг друга.
Конец урока
3 мин. Обратная связь.
Методика «Незаконченное предложение». Поясняет работу с методикой «Незаконченное предложение» Заканчивают предложение:
На уроке я работал…
Своей работой на уроке я…
Урок для меня показался…
За урок я….
Мое настроение…
Материал урока мне был…..
Рефлексия Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки.
Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему? Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?
1:
2:
Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?
1:
2:
Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Найти соответствие
Синонимы - это устойчивые сочетания слов, их можно заменить одним словом
Антонимы - это разные слова по лексическому значению, но одинаковые по написанию и произношению
Омонимы - это слова, близкие по лексическому значению
Фразеологизмы - это слова с противоположным лексическим значением
Имя_________________________
Найти соответствие
Прямое значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.
Переносное значение слова - это слова, имеющие несколько значений
Однозначные слова - это основное лексическое значение слова
Многозначные слова - это слова, которые имеют одно значение
Имя_________________________