Конспект урока по обучению грамоте не тему: Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове.(1класс)

Тема: Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове.
Предмет: Русский язык. (Обучение грамоте)
Класс: 1 (1-4)
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Тип урока: урок решения частных задач по применению открытого способа.
Цели урока по содержанию:

1. Образовательные:
- создать условия для отработки умения составлять звуковые модели слов с постановкой ударения в слове, различать изменение смысла слова в зависимости от места ударения в слове.
2. Развивающие:
- создать условия для развития компонентов учебной деятельности (целеполагания - планирования, самооценки, рефлексии);
- создать условия для развития мышления, речи учащихся.
3. Воспитательные:
- создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения:
В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин. Букварь. 1 класс, ч.1.
Раздаточный материал для учеников.
Дидактический материал на доске.
Мультимедийный проектор.
Маркеры для работы в группах.


Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний. Создание «ситуации успеха».
- Сегодня мы дальше отправляемся в путешествие по стране звуков. Кто живёт в этой стране? (звуки)
(Презентация (Приложение 8) Слайд 1)
- А что такое звуки? (строительный материал нашего языка)
- Начнём урок с разминки, отвечая на вопросы которой, надо правильно, чётко произносить все звуки. Вопросы разминки приготовил Дядюшка Ус. (Задания даёт учитель, один ученик отвечает, все остальные дают оценку ответа с помощью знаков + или - )
Какое слово длиннее: час или минута? (Минута)
Найди четвёртое- лишнее:
- кино, крот, кувшин, колбаса; (отвечает на вопрос КТО?)
- прыгает, гуляет, плащ, пишет; (слово-название предмета, остальные–действия)
- стол, весёлый, на , смеётся; (слово-помощник)
- река, ведро, машина, листок.(1- три слога, 2-заканчивается на согласный звук)
Черёмуха или Каштан? Так звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку в книге «Приключения Незнайки». Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями? В имени–отгадке - 2 слога. (Каштан)
Белка или барсук? Кто из них зимой впадает в спячку? Слово–отгадка то, в котором больше звуков. (Барсук)
Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: «Любит, не любит, плюнет, поцелует?» В слове-отгадке второй звук гласный. (Пятачок)

-Как отличаете гласный звук от согласного?
Игра «Гласный- согласный?» (Учитель называет звук, дети фишкой

показывают, что это за звук. Учитель обязательно использует задания–ловушки.)

- Следующее задание приготовил Небойсик. Надо прочитать слова по моделям, на которых показаны гласные и согласные звуки.
(Учитель использует модели
Приложение 1.
Слова- подсказки из Презентации к уроку (Приложение 8) – слайды 2,3,4,5)
Кот – кит; бочка – кочка, дочка, мочка, ночка, почка, кочка; кружки – кружки)
- Чем отличались слова? (гласными, согласными, ударным звуком)

3. Целеполагание и мотивация.
- Вчера на уроке у нас появился волшебник – ударение, который помог нам выполнить это задание. Какие звуковые мастера вчера появились? (Ах, Ох, Ух, Эх, Их, Ых)
- Что делают эти мастера? (Ударяют молоточком, ставят ударение в слове)
- Чем тогда, по-вашему, сегодня займёмся на уроке? (Будем учиться ставить ударение в слове, чтобы правильно понимать смысл слова)
- Оцените свои умения ставить ударение на сегодняшний день. (Дети на самооценочных линейках в тетради ставят себе оценку, одну оценку ставят общую на класс на доске)
Уд.





4. Решение учебной задачи. Осознание и осмысление учебного материала.
- Какой приём можно использовать, чтобы правильно поставить ударение в слове? («Позвать» слово)
- Ещё в этом нам помогут звуковые модели слов. Вспомните алгоритм составления звуковых моделей слов. (Приложение 2. Дети называют алгоритм, который вывешивается на доске)

- Задания от Дядюшки Агу.
1) Отгадайте загадку.
Сто одёжек и все без застёжек.
(Капуста)
(Приложение 8. Слайд 6)
(Далее дети по цепочке составляют звуковую модель слова «капуста», действуя по алгоритму)
2) Отгадайте следующее слово, если
ВОЛК - ЗУБЫ
ЁЖ - ИГОЛКИ
СЛОН - БИВНИ
ЛОСЬ - ? (рога)
((Приложение 8. Слайд 7)
- Какая звуковая модель правильная к слову «рога»?
(Приложение 3) (Работа в группах, обсуждение)
3) Авосик составлял дома звуковую модель имени своего друга, которого зовут Яша. Проверьте, всё ли правильно. (Детям в группы выдаётся модель слова «Яша», дети исправляют ошибки, вывешивают работы на доску, идёт обсуждение)
(Приложение 4)
- Что общего во 2 и 3 слове? (По 2 слога)
- Чем отличаются? (Ударением)
- На какой слог падает ударение в 1 слове? (На 2)
4) Помогите Маше и Пете подобрать картинки к слоговым моделям слов.
(Приложение 8. Слайд 9)
- В группах выберите картинки с названиями слов, которые подходят к вашей слоговой модели. 1- 2 группы – 1 модель, 3 – 4 группы – 2 модель, 5 – 6 группы – 3 модель.
(Дети в группах подбирают картинки, выданные на группы, к моделям, далее идёт обсуждение с выделением ударного слога )
Прочитайте слова.
- Что интересного произойдёт, если поменять в словах ударение? (Изменится смысл слова) (Приложение 8. Слайды 9 – 20, объяснение смысла слов с помощью картинок)
5. Экзамен (Тест). «Выдели ударный слог». Использование детских нетбуков.

6. Рефлексия. Использование мобильного компьютерного класса. Общение в чате.
- Чему учились на уроке? (Ставить ударение. Понимать смысл слова.)
- Оцените свои продвижения в умениях на самооценочных линеечках, на общей оценке умений класса.

Заголовок 115