Внеклассное мероприятие по лит.чтению в 1 классе на тему По щучьему веленью( с использованием наборов ЛЕГО)


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРЕДМЕТУ
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС (с использованием наборов ЛЕГО в рамках проекта «ПОСТРОЙ СВОЮ
ИСТОРИЮ».
Курс : «Построй свою историю»
Название курса: «Сказка-ложь, да в ней намёк…»
Тема занятия: Сказка «По щучьему велению»
Цели: - развитие коммуникационных навыков : речи ,слуха ,способности выражать свои мысли
- развитие навыков грамотности ,языковых способностей ,письма и чтения
- развитие навыков взаимодействия и способности учеников работать в коллективе слаженной командой
- развитие навыков восприятия и предоставление учащимся возможности строить свои истории и анализировать уже существующие
- развитие творческого мышления ,воображения , креативности .
-интеграция применения цифровых инструментов, умение делать презентацию
- воспитывать интерес к предмету ,прививать любовь к сказкам
Оборудование: сказка «По щучьему веленью», наборы ЛЕГО , фотоаппарат.
Ход занятия:
1.Организационный этап.
2.Сообщение темы и цели занятия.
-Сегодня наше занятие будет посвящено русским народным сказкам. Мы прочитаем сказку и начнём делать к ней сцены из наборов ЛЕГО.
3.Новая тема.
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…». Наверное, каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал  сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и злобных чудовищах. И точно так же каждый из нас будет читать подобные сказки своим деткам. А что такое сказка, и для чего она нужна?
В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с утановкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают авторскими (сочиненные опредленнным автором) и народные (сочиненные многими людьми). Сказки делятся на :1.Волшебные
2.Бытовые
3.О животных.
-Посмотрите на доску,на ней написаны слова:
СКАЗКА- ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.
-Как вы понимаете эти слова?
(ответы детей)
Вывод: каждая сказка-это вымысел, придуманная история, но эта история обязательно нас чему-то учит хорошему.
-Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку , которая называется «По щучьему веленью» и будем собирать сценки к этой сказке.
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
—Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
—Неохота…
—Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
—Ну ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.
Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:
—Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
—Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеется:
—На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
—Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
—Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
—Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
—Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…
Щука ему говорит:
—Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:
По щучьему веленью,
По моему хотенью.
Емеля и говорит:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ступайте, ведра, сами домой…
Только сказал — ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.
Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.
Прошло много ли, мало ли времени — невестки говорят ему:
—Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
—Неохота…
—Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
поди, топор, наколи дров, а дрова — сами в избу ступайте и в печь кладитесь…
Топор выскочил из-под лавки — и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.
Много ли, мало ли времени прошло — невестки опять говорят:
—Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
А он им с печки:
—Да вы-то на что?
—Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
—Мне неохота…
—Ну, не будет тебе подарков.
Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:
—Бабы, отворяйте ворота!
Невестки ему говорят:
—Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
—Не надо мне лошади.
Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ступайте, сани, в лес…
Сани сами поехали в ворота, да так быстро — на лошади не догнать.
А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит «Держи его! Лови его!» А он знай сани погоняет. Приехал в лес:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь…
Топор начал рубить, колоть сухие дерева, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку — такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
поезжайте, сани, домой…
Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.
Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ну-ка, дубинка, обломай им бока…
Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.
Долго ли, коротко ли — услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера: его найти и привезти во дворец.
Приезжает офицер в ту деревню, входит в ту избу, где Емеля живет, и спрашивает:
—Ты — дурак Емеля?
А он с печки:
—А тебе на что?
—Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
—А мне неохота…
Рассердился офицер и ударил его по щеке.
А Емеля говорит потихоньку:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
дубинка, обломай ему бока…
Дубинка выскочила — и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.
Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:
—Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.
—Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, — тогда он все сделает, что ни попросишь.
Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
—Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
—Мне и тут тепло…
—Емеля, Емеля, у царя будут хорошо кормить-поить, — пожалуйста, поедем.
—А мне неохота…
—Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
Емеля подумал-подумал:
—Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.
Уехал вельможа, а Емеля полежал еще и говорит:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ну-ка, печь, поезжай к царю…
Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю.
Царь глядит в окно, дивится:
—Это что за чудо?
Набольший вельможа ему отвечает:
—А это Емеля на печи к тебе едет.
Вышел царь на крыльцо:
—Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
—А зачем они под сани лезли?
В это время в окно на него глядела царская дочь — Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
пускай царская дочь меня полюбит…
И сказал еще:
—Ступай, печь, домой…
Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.
А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
—Ступай приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили.
Долго ли, коротко ли — проснулся Емеля; видит — темно, тесно:
—Где же это я?
А ему отвечают:
—Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
—А ты кто?
—Я — Марья-царевна.
Емеля говорит:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок…
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку выкинуло на сухой берег, на желтый песок. Емеля и Марья-царевна вышли из нее.
—Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
—А мне неохота…
Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
выстройся каменный дворец с золотой крышей…
Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют.
Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
—Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля недолго думал:
—По щучьему веленью,
По моему хотенью —
стать мне добрым молодцем, писаным красавцем…
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит — стоит дворец, где раньше ничего не было.
—Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
И послал узнать-спросить: «Кто такие?»
Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.
Емеля им отвечает:
—Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
—Кто же ты такой, добрый молодец?
—А помнишь дурачка Емелю — как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю.
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
—Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.
Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.
Вопросы после прочтения:
-О чём эта сказка?
-Кто является главным героем этой сказки?
-Чему учит эта сказка?
4.Работа в группах с наборами ЛЕГО.
(Изначально класс разбит на 4 группы. В каждой группе назначен командир группы. В каждой группе стоит свой набор ЛЕГО.
Задания для каждой группы:
1 группа: собирает печку, Емелю, отца и сыновей
2 группа: собирает дом Емели, невесток
3 группа: собирает сцену у проруби с щукой и вёдрами
4 группа: собирает сцену с санями и дровами.
Дети работают в группах 10-15 минут. Затем сцены показываются всему классу, обсуждаются и фотографируются.
5.Итог занятия.
-Сегодня мы с вами хорошо поработали. На следующем занятии мы будем вместе делать презентацию к этой сказке из наших сфотографированных сцен.
Наше занятие подошло к концу.