Сценарий праздника Спасибо Букварю!

Белобородова Ирина Фёдоровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 9,
г. Усть-Илимск


Праздник «Спасибо Букварю»

Зал украшен цветными шарами, большими буквами, герои из сказок.

Звучит песня в исполнении детей «Чему учат в щколе»

Классный руководитель: Ребята! Сегодня у нас немножко грустный, но приятный праздник. Мы пришли прощаться с очень уважаемой книгой, для кого-то первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой – букварём.

1ученик: Как сегодня радуются дети
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Букварю мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.

2ученик: Трудно было нам с тобой вначале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!

3ученик: Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!

Учитель: Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
Вы прочитаете хороших книг еще немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Букварь хорошим другом стал,
Мы этот праздник посвящаем ему!


Над страной весенним утром занялась заря.
В школах праздник, славный праздник –
Праздник Букваря.
Первоклассники рядами строгими идут.
Первой книге, мудрой книге
Отдают салют.

Уже земля сменила платье,
Надела вешний свой наряд.
Сегодня праздник! Школьный праздник
Для всех читающих ребят.


Первоклассников сегодня мы на праздник соберём,
Непременно приходите попрощаться с букварём.

До свиданья, до свиданья, а на следующий год
Наш букварь читать научит,
Тех, кто в первый класс идёт.

Потрудились мы немало, ведь по правде говоря,
Русской грамоты начало на страницах букваря.

Мы прочтём любые книги, разберёмся в словаре,
Потому, что всюду буквы те же, что и в букваре.

Смех и слёзы, радость и печаль
За год довелось нам испытать,
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко читать.
А помогла нам в этом наша первая книга «Букварь».

Поступил я осенью в школу в первый класс.
И считаюсь школьником я теперь сейчас.

Ровно в 8-30 утром каждый раз
Очень много школьников входит в первый класс.

31 школьник – дружная семья.
Все шагают парами, в первой паре я.


Мне учиться нравиться, отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться, потому что не ленюсь.

Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю.
Соберу свои игрушки и Серёже подарю.

Я бросила куклу, играть не хочу.
Мне некогда очень, я буквы учу.
Из них я сама составляю слова,
Из них написала «Трава» и «Дрова».
Дрова на дворе, трава на лугу,
Теперь как большая читать я могу.

Даже маленький ребёнок, не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок, просит книжку показать.

Было у всех желание научиться, скорее, читать.
А с чего начинали ребята, мы хотим вам сейчас рассказать.

Звуки свистели, и звуки шипели, гласные громко песенки пели.
Составляли предложенье, находили ударенье.

В нашем классе, не в лесу, громко звали мы лису.
Закричали мы «Лиса!» - зазвенели голоса.
Это мы искали все ударение в лисе.

Мне подумалось: а вдруг прибежит лиса на звук?
Мы её на парту сзади рядом с Настенькой посадим.
-Посиди у нас, лиса, подождут тебя леса!

Мы дружны с печатным словом, если б не было его,
Ни о старом. Ни о новом мы не знали б ничего!

Ежедневно по утрам заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз, и учитель водит нас.
Ель, топор, лопата, руки – в каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные: гласные, согласные.

Вед. Праздник начался, а самого главного гостя – Букваря – нет.
Ребята, давайте его позовём.

Все: Букварь! Букварь! Мы ждём тебя!

Вед. Не идёт. Давайте позовём его по-другому. Пусть буквы встанут так, чтобы получилось слово «букварь», а мы все громко захлопаем в ладоши.
(Под музыку входит Букварь).

Букварь:

Учились все по мне всегда. Я книга ваша – букварь.
Рисунки, буквы, точки, коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать, кто хочет книги прочитать
Про реки, звёзды и моря – не обойтись вам без меня.

С вами очень подружиться мне хотелось с первых дней,
Что б могли вы научиться книжки все читать скорей.
Я – учитель и помощник, первая ступень в пути.
Много книг прочтёте в жизни, так смелей теперь иди!
Для учебника награда – чтобы помнили о нём.
Внукам с гордостью сказали: «Мы знакомы с букварём»!
Машинисты и ткачи, трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры, водолазы и актёры,
Все когда-то в первый раз приходили в первый класс.

Первый класс, первый класс, кто из вас нынче в школе в первый раз?

Все: Наши все ученики в первом классе новички.

Первый класс, первый класс, сколько грамотных у вас?

Букварь:
Буквы, занять свои места в порядке алфавита!
Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит и называется всё – Алфавит

Букварь от «А» до «Я» - смирно!
-Гласные? (здесь)

Все гласные:
Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать, и в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают шипеть и ворчать.

Букварь:
-Согласные? (здесь)

Все согласные:
А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
С-с-с- змеиный слышен свист, ш-ш-ш- шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж- шмели в саду жужжат,
Р-р-р- моторы тарахтят.

Букварь:
Буквы, которые не обозначают звуков? (здесь)
По порядку алфавита выступай!
Выходят буквы и читают стихи.

Буква А : А как лесенка стоит перед входом в алфавит.

Буква Б: Буква Б проснется рано, буква Б бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров! Богатырь Борис Бобров!

Буква В: Воробей влетел в окно воровать у нас пшено.
Палочка, рядом две ровные душки –
Вот и готовы очки для лягушки.

Буква Г: Г – крючок обыкновенный, но в труде помощник верный.
И в косу и в кочергу превратиться я могу.

Буква Д: Вот стоит, дымок пуская, буква Д – труба печная.

Влетает Человек – паук: Я – человек – паук, не ведаю наук.
Пришел, ребята к вам узнать, зачем учились вы читать?

Дети говорят пауку, зачем они учились читать.

Человек – паук:
Есть еще игра одна
Вам понравится она.
Я – вопрос хочу задать.
Ваше дело отвечать.

Игра называется «Как меня зовут?»
Появилась я в чашечке цветка,
И была чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

Я в 4 года научился читать, в 6 – сам себе кашу варить, в 7 уехал от родителей жить в деревню с говорящим котом. (Дядя Федор)

Я - самый лучший в мире летун. (Карлсон)

А я – большой друг Чебурашки. (Крокодил Гена)

Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила, стирала.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник и качает головой. (Мойдодыр)

Человек – паук: а трудно научиться читать? Вот познакомьте меня с буквами.

Буква Е: Ель на ежика похожа,
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё.

Буква Ж: Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом, словно жук, издает жужжащий звук.
Жук упал и встать не может,
Ждет он кто ему поможет.

Буква З: З- не просто завитушка,
З – пружина, крендель, стружка.
В звезде найдешь ты букву З
И в золоте, и в розе, и в земле,
В алмазе, бирюзе, в заре, в зиме, в морозе.

Буква И: Иней лег на ветки елей,
Иглы за ночь побелели.
Молоток я раздобыл
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? Три.
А какая буква? И.

Человек – паук: Да, здорово! А я знаю котенка, который тоже не знает букв. Но котов так много, что вы должны мне помочь в них разобраться. Вспомните всех котов и кошек из мультфильмов.

Он – кот звезда экрана.
Практичен, мудр и деловит.
Сельскохозяйственными планами
На всю Россию знаменит. (кот Матроскин)

Как звали «слепого»кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)

Умный кот из сказки Ш. Перро. (кот в сапогах)

Кот у которого мыши всегда просили прощения. (Леопольд)

Человек – паук: ну молодцы, ребята. Продолжаем парад букв.

Буква К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Сигнальщик держит два флажка.
С флажками он как буква К.

Буква Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
Алфавит продолжим наш.
Буква Л большой шалаш.

Буква М: Мед в лесу медведь нашел
Мало меда, много пчел.
Хорошо известно всем:
Где метро там буква «М».

Буква Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
На букве Н я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.

Буква О: Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он – осел!
В старом дереве дупло –
Ну совсем как буква О.

Буква П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну – кА, милый не ленись!
Подойди да подтянись!

Буква Р: Роет землю старый крот
Разрыхляет огород.
Букв Р на мачте парус –
Вдаль плывет, небес касаясь.

Буква С: Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.




Буква Т: Таракан живет за печкой
То – то теплое местечко!
Молоток стучит «тук -тук»
Букве Т я старший друг.

Буква У: Ученик учил уроки
У него в чернилах щеки.
У- сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.

Буква Ф: Флот плывет к родной земле
Флаг на каждом корабле.
Всем известно без подсказки:
Буква Ф как ключ от сказки.
Никогда его у нас не отнимет Карабас.

Буква Х: Ходит по лесу хорек хищный маленький зверек
Х – забавная игрушка, деревянная вертушка.

Буква Ц: Цапля важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Буква Ц- внизу крючок
Точно с краником бочок.

Буква Ч: Часовщик прищурив глаз чинит часики для нас.
Четыре Анюточки, не устав ни чуточки,
Пляшут третьи суточки все под прибауточки.
Чок чок каблучок, Чуки-чуки- чуки- чок.

Буква Ш: Шмель продаёт шары воздушные.
Шары такие непослушные!
Шары шуршат и в небо рвутся,
А шелковинки – нитки рвутся.

Буква Щ: щука в речке жила, щеткой воду мела.
Щи варила для гостей, угощала пескарей.

Буквы Ъ и Ь: Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твердый знак
Кепку носит только так.

Буква Э: Экскаватор землю роет, это школу детям строят.
Буква Э на С дивится, словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка, только нету языка.

Буква Ю: Что бы О не укатилось, крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите получилось! Получилась буква Ю!

Буква Я: Яблонька ветвистая,
Только яблок мало.
Может быть их ящерка
Утром оборвала?

Учитель: Ну как, Букварь, тебе понравилось как первоклассники знают буквы?


Букварь: Да, очень понравилось. Молодцы, ребята!

Все:
Мы учили в букваре как писать и –а и – ре,
И узнали, например, говорят не –ре, а эр.
Научились мы писать и большие фразы.
Можем мы теперь читать сказки и рассказы.

Буквы строго встали в ряд, будто по линейке,
Каждый знает своё место и уйти не смеет.
Все они стоят красиво, по-порядку, посмотри,
Ну, а вы теперь сумейте повторить все 33!


Все:
Ты эти буквы заучи, их три десятка с лишком,
А для тебя они ключи ко всем хорошим книжкам!
Тебе чудесные края откроет путь от «А» до «Я».
Песня «Азбука»
Ученица: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти»
Не надо умолять сестрицу
«Ну прочитай еще страницу»
Не надо звать, не надо ждать
А можно взять и почитать!

Человек – Паук: Молодцы, ребята, хорошо выучили буквы!

Учитель: Ребята не только научились читать, писать, но умеют быть настоящими артистами, как в театре. И сейчас мы покажем несколько сказок.
(Выступления ребят)
ВЕД. – В школе есть не только уроки, но и перемены. Устроим себе переменку и поиграем в игру. 
-Ребята, мы сейчас будем задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте:
«Это я, это я, это все мои друзья!»
или, топая ногами, говорите: «НЕТ, не я, нет, не я, нет, не все мои друзья».
Давайте прорепетируем: Хлопая в ладоши - «Это я, это я, это все мои друзья!»
Топая ногами - «Нет, не я, нет, не я, нет, не все мои друзья!». Итак, начинаем:
1-Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?! (Это я ...)
2-Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я...)
1-Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?! (Это я ...)
2-Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! (Нет, не я...)
1-Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?! (Это я...)
2-Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?! (Это я...)
1-Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?! (Нет, не я...)
2-Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?! (Нет, не я...)
1-Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?! (Нет, не я...)
2-Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?! (Это я...)
1-Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! (Это я...)
 

Входит Мальвина: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?
- А в какой сказке я живу?
- Я приготовила для вас несколько конкурсов:
1.Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?
(Азбука)

2.А теперь признайтесь честно, все ли буквы вам известны?
Сложите из букв имя сказочного героя.
(Алёнушка, Иванушка, Мальвина, Буратино)

3.Соберём пословицу.
Кто много читает, тот много знает.
Азбука к мудрости ступенька.
Ученье – путь к уменью.

4.Посмотрим, кто же нам наговорит, переговорит, выговорит.

-У зайки Бубы заболели зубы.
-Звенит звонок, звонок зовёт, и Зоя в класс к себе идёт.
-Огорчённая сорока возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой и домой вернулась с двойкой.

5. «Наборщик».
Активность, игрушка, дневник, дружба, жаворонок.

Игра в слова
Если взять простое слово, вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова, выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами, а потом садитесь сами.
Вот из слова гастроном вышел важный астроном,
А за ним и агроном.
Мост построен на реке, гром грохочет вдалеке.
Сверху лётчику видна вся родная сторона.


Мальвина: Ребята, вы молодцы! Хорошо выучили буквы!

- Ребята, когда буквы становятся в ряд, они нам что-то говорят. Послушайте стихотворение «Что сказали буквы» о том, что бывает, если не знаешь грамоты.

Вот, что, ребята, порою бывает с теми, кто грамоты вовсе не знает.
Надо читать научиться скорей, а то впросак попадёшь как Андрей.

Хлеба купить попросили Андрея, вот и пошёл он читать не умея.
Вывесок много, а мальчик один, входит несмело Андрей в магазин.

Кто-то в халате и молвит Андрею. Сядьте,- я бороду вашу побрею.
Только тогда, покраснев от стыда, понял Андрей, что попал не туда.

Ведущий:
- Часто об ученике могут многое рассказать его вещи. Об этом и сами книги рассуждают. 

Инсценировка стихотворения М.Ильина "Две книжки" (показ сценки
Автор. Однажды встретились две книжки,  Разговорились меж собой.  1-я книжка. Ну, как твои делишки?  Автор. Одна спросила у другой.  2-я книжка.  Ох, милая, мне стыдно перед классом.  Хозяин мой обложку вырвал с мясом!  Да что обложка... Оборвал листы!  Из них он делает кораблики, плоты  И голубей... Боюсь, листы пойдут на змей,  Тогда лететь мне в облака!  А у тебя целы бока?  1-я книжка.  Твои мне не знакомы муки,  Не помню я такого дня,  Чтобы, не вымыв чисто руки,  Сел ученик читать меня.  А посмотри-ка на мои листочки,  На них чернильной не увидишь точки.  Про кляксы я молчу, о них  И говорить-то неприлично...  Зато и я его учу  Не как-нибудь, а на "отлично"...  2-я книжка.  Ну, мой на тройках едет еле-еле,  И даже двойку получил на той неделе...  Автор.  В басне нет загадки.  Расскажут напрямик  И книжки, и тетрадки,  Какой ты ученик. 

ученик (в костюме книги).  Я - книга. Я - товарищ твой!  Будь, школьник, бережным со мной...  Мой чистый вид всегда приятен,  Оберегай меня от пятен!  Привычку скверную оставь:  Листая, пальцы не слюнявь!  Ой, уронил меня ты на пол!  Ай, супом ты меня закапал!  Что здесь за звери?  Что за птицы?  Страницы пачкать не годится!  Опять загнул мои листы?  Мой переплет не выгибай!  Мой корешок не поломай!  Не забывай меня в саду:  Вдруг дождь нагрянет на беду!  Запомни - я твой лучший друг,  Но только не для грязных рук.  Ведущий:
-Ребята, а вы научились беречь свои книги? (Ответы детей.)
Ученики:
Кто любит музыку и песни,
Тому живётся интересней.
И в день прощанья с Букварём
Мы станцуем и споём.



Учитель:
Вот и закончили мы свою первую книгу «Букварь, научились читать, писать, а самое главное у нас появилось очень много друзей. Так давайте споём все вместе песню
Песня «дружба с букварём»
Букварь:
Ребята, я пришёл не один. Я вам привёл свою старшую подругу, книгу для чтения «Капельки солнца» и «Русский язык».

Ведущий: А вот еще одна гостья. Книга для чтения.

Выходит литературное чтение в руках у нее Заяц Пус : Здравствуйте, ребята. Теперь мы с вами будем вместе 4 года.

«Капельки солнца»: Очень рада встречи с вами!
Мне солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки
Хочешь плыть по океанам, опускаться в глубину.
Побывать во многих странах
И помчаться на Луну.
Быть отважным следопытом
В чащах вековых?
Все края тебе открыты
На страницах книг.
Как друзья, вам всем я рада
Встреча с вами мне награда.
Я для вас тоже приготовила загадки.

С виду черные кривые, от рождения немые,
А как только встанут в ряд сразу все заговорят.

Я люблю прямоту, я сама прямая
Сделать ровную черту всем я помогаю.

Моря и океаны, материки и страны-
Все умещается на нем, на этом шаре голубом

У каждой девчонки, у каждого мальчишки
Есть эта книжка, заветная книжка.
Читают и нынче, читали и в старь
Чудесную книжку с названьем

Капельки солнца: Ребята, со мной пришёл герой моей книги Заяц Пус.

Заяц Пус: Здравствуйте, ребята!
Был я зайчонком и рос я в лесу.
Пупсом прозвали меня за красу.
Очень пушистым сынком был у мамы,
Радостным очень, весёлым по нраву.
Около леса школа была,
Вся детвора ходила туда.
Съел я волшебный клевер, друзья,
И в школу отправился мальчиком я.
Петя Зайцев стоит перед вами.
Думаю, скоро мы станем друзьями.
Вместе со мной вы отправитесь в путь,
«Капельки солнца» взять не забудь.!

Учебник «Русский язык»: А со мной вы узнаете много правил, станете грамотными людьми.

Учитель: Все мы сегодня говорим
Спасибо Букварю.
От букваря на память вам
Книги в подарок. А стихотворение для вас написала ученица 5 класса Дяденко Катя.

Герои праздника вручают книги.

















15