Статья Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках технологии


Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках технологии
На сегодняшний день главной задачей школы и общества является воспитание подлинно духовной, интеллигентной личности. Образование должно быть направлено на развитие интеллектуального и духовного потенциала личности, ее социализацию. По окончании школы человек должен уметь реализовать себя в обществе не только в соответствии с рынком труда, но и в соответствии со своими личностными потребностями.
Школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению равнодушно без интереса. Как сформировать этот интерес у детей, каковы пути формирования познавательного интереса на уроках?
Главная задача учителя – содействовать ученику в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, своей деятельности в обществе. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя, как носителя активности, творчества, трудолюбия. Поддерживать интерес ребенка к учебе поможет многое, у каждого учителя свое. Я использую много форм учебной деятельности на уроках, но предпочтение отдаю двум педагогическим технологиям: проектной и проблемно-ситуативной.
Нужно, чтобы ребенок почувствовал: учение радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Результаты учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие.
Какими же мотивами побуждается такая деятельность?
Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать такие мотивы у детей, то наполняется новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Это учебно-познавательные мотивы, направленные не просто на приобретение информации, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.
Я считаю, что для развития и воспитания такой личности большую роль играет использование метода проектов на уроках. Суть их заключается в выработке индивидуальных смыслов и обмене ими в рамках учебного взаимодействия на уроках. Метод проектов помогает выразить отношение к изучаемому, актуализации эстетических переживаний, осознать собственное отношение к изучаемому материалу. При этом постоянно ввожу ученика в состояние диалога, с тем чтобы провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области, выявить проблемы, интересующие ученика, рассмотреть эти проблемы в контексте значимых для ученика жизненных ценностей, способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в жизни, в качестве средства общения и научились обоснованно выражать свои суждения, приводить аргументированные доказательства своего мнения.
Главные идеи проектной деятельности состоят в следующем:
-С большим увлечением выполняется только та деятельность, которая свободно выбрана самим школьником;
-Опора на увлечения школьников;
-Продуктивное обучение обеспечивается целенаправленной самостоятельной деятельностью учащихся;
-Участники проекта договариваются друг с другом о форме выполнения проекта, о характере совместной деятельности;
-Развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех членов учебной группы;
-Организуют себя на выполнение конкретного дела;
-Информируют друг друга о ходе работы;
-Вступают в дискуссии, выступают с докладами, проводят презентацию.
В результате проектной деятельности учащиеся:
1. Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, могут пробовать себя в различных сферах на основе самостоятельно выделенной цели разработки проекта;
2. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, соотносят поставленную цель и условия ее достижения;
3. Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4. Развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, обобщения);
5. Развивают системное мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями, осуществляют рефлексию.
Исходные теоретические позиции организации проектной деятельности учащихся:
-В центре внимания – ученик, учитель обеспечивает содействие развитию его творческих способностей;
-Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
-Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
-Системный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
-Глубокое осознанное усвоение базовых  знаний обеспечивается за счет универсального  их использования в разных ситуациях.
Таким образом, суть проектной деятельности состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Проектная деятельность предполагает «проживание» школьником конкретных ситуаций, приобщает его к проникновению в глубь явлений, процессов и изготовлению новых объектов, предметов, изделий. Именно, исходя из выше сказанного, я широко применяю метод проектов в своей работе. Разрешите вам показать несколько работ, выполненных учащимися нашей школы. (демонстрация презентаций учащихся 6 и 5класса).
В новой предметной линии учебников «Технология» для 5-8 классов, подготовленных авторами Синица Н.В., Самородским П.С. изложение материала построено на проектном методе, в течение года ребята будут выполнять 4 проекта, объединенных одной темой «Кухня»-5 класс, «Гостиная»-6 класс и т.д.
Еще очень актуально использование проблемных ситуаций на уроках технологии для неделимых классов, так как на уроках обучающиеся изучают и «индустриальные технологии» и «технологии ведения дома», то встает проблема: создание мотивации к познавательной деятельности. Например: как заинтересовать девочек 8 класса в изучении темы «технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации»? Здесь мне помогает проблемно-ситуативные технологии. Урок начинается с того, что я рассказываю о приключившейся со мной беде: «утром умываясь, сняла кольцо (цепочку) и положила на край раковины, в результате упало украшение в слив. Что делать?» и т.д.
В заключении хочу привести замечательную пословицу, которая так точно передает проблемы нашего образования :Скажи мне  -  и я забуду.
Покажи мне  -  и я запомню.
Вовлеки меня  -  и я научусь.