Урок по разговорному якутскому языку на тему Деепричастие цели (Сыьыат туохтуур)


Открытый урок по разговорному якутскому языку
Дата: 14 февраля 2014 г.Предмет: Разговорный якутский язык.Класс: 9Тема: Деепричастие цели (Сыьыат туохтуур).Образовательная цель: - Ознакомление учащихся с деепричастием цели.Задачи:- повторение соединительного деепричастия.развивающая цель: -способствовать развитию устной и письменной связной речи;-употреблять в устной и письменной речи соединительные деепричастия и деепричастия цели;-научить различать и применять формы деепричастия;Воспитательная цель: - развивать чувство товарищества, поддержки друг к другу;- воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.1.Уруоктэрилэ. Сыалы, задачаныкыттабилиьиннэрии.-Ханнык ба5ар тугэннээьиги дьиэ5э, общественнайсиргэсахалыыэлбэхтиксанара, сана тылларывйдуууврэнэбит. Билигин дьиз5э улэнибэрэбиэркэлиэм, словарнайтылларыэьигиуврэтэнкэлбитбуолуохтааххыт. Онубилээри мин эьиэхэтыллаахлиисбиэрэбин. Эьиги аа5а5ыт уоннаэппиэттиигит.(Лиистэри тар5аталыыбын) (3 мун. толороллор). Дьиэ5итигэр уксунтврвппуттэрдьиэ соруда5ын быьалыыэтэллэр. Онубиьигиааспытуруоктансанаьыахпыт.
2.Аспыты хатылааьын. Повторение. Мультимедиа.-экраны кврвбут. Ситэрисуруйбиирэбэтэрикки тылы.1.Эн килиэптэылан… . (кэл).2. Эьигибугуннухаьыатыылан … . (кврун).
Сылгылароту (сиэ) тураллар. (сиэн).
О5о (ытаа) барда. (ытаан).
О5олор остолобуойга (аьаа) кэллилэр. (аьаан).
Ыт куоба5ы (ытыр) кэллэ. (ытыран).-Билигин бэйэ5ит холобургутунэтин. (2-3 о5ону ыйытабын).-Бусыьыаттуохтуурханнык 2 тугэннэбириэмэтинэнарахсарый? Ханныкбоппуруоскаэппиэттииллэрий? На какие части с действием спрягаемого глагола во времени можно различать два случая: 1. Соединительное деепричастие обозначает действие, предшествующее действию глагола: н-р, итиоту а5алан, ынахтаргабиэрин-неся это сено, отдайте коровам (принесите это сено и отдайте коровам); мастахайытанкиллэрин-дров наколовши, принесите (наколите дрова и принесите). 2. Соединительное деепричастие обозначает действие, сопутствующее действию глагола: ыт куоба5ы ытыранкэллэ- собака пришла, неся в зубах зайца; биьигиатмиинэнбарыахпыт- мы поедем верхом (сидя верхом на коне). Отвечают на вопрос: Тугугынан? Что сделав?Н-р, Сал5ыы, 4-с уонна 6-с этиилэрикврун.-Это какие предложения?-Это, во-вторых, соединительное деепричастие обозначает действие сопутствующее действию глагола: ыт куоба5ы ытыранкэллэ- собака пришла, неся в зубах зайца; биьигиатмиинэнбарыахпыт- мы поедем верхом (сидя верхом на коне).Вывод: -Итак, вывод, по логической связи с глаголом соединительное деепричастие выступает в роли обстоятельства или несамостоятельного сказуемого.3 часть Физкульминутка.1.Встали, ноги на ширине плеч, руки на плечи, круговые движения рук по 4 раза. Начали. 2. Руки за голову, ноги на ширине плеч. Повороты налево, направо по 4 раза. Начали. 3. Руки на пояс. Наклоны налево, направо по 4 раза с подниманием рук. 4. Руки на поясе. Полуповороты налево, направо с размахом руки по 4 раза. %. Прыжки на месте 30 раз самостоятельно. Стоп раз, два. На месте шагом марш. Раз, два, три –тихо садимся.4 часть. Мотивационно-проблемный вопрос. Новый материал.Дьонаьаанэрэллэр.Улэьиттэраьаарыолороллор. Самолет квтвврутурар.-Буханныкэтиилэрий? Какие это предложения? 1-гы этии: Тугугынан? Хайаан? Диэныйытыыгаэппиэттиир. (Это деепричастие, которое образуется от основы глагола с помощью аффикса –ан (-эн, -он,-вн).А в 2-х последних предложениях что мы видим? Можем ли ответить на какой-либо вопрос?-О чём же мы будем говорить на этом уроке? (О деепричастие).-Наша тема сегодня о деепричастие цели.5 часть. Новый материал. Записываем число, классная работа и тему урока: Деепричастие цели.Это деепричастие отвечает на вопросы: Тугугынаары? Хайаары? Образуется с помощью аффикса –аары (-ээри, -оору, -ввру). Х-р, аьаа-аьаары, квт-квтввру, улэлээ-улэлээри, бар-бараары, кэл-кэлээри; после дифтонгов также выступает –ры: ыа-ыары, сиэ-сиэри.-Ещё это деепричастие имеет отрицательную форму, которая образуется с помощью аффикса-маары (-мээри, -моору,-мввру): аьаа-аьаамаары, улэлээ-улэлээмээри.Запись в тетради.6 часть. Работа по учебнику. С.197. Смотрим сведения из грамматики. Наша цель при этом, чтобы вы ознакомились правилом деепричастия цели. Давайте посмотрим и прочитаем.-Далее Д. цели обозначает действие, которое обычно мыслится как цель другого действия, н-р. Аьаарыкэллибит-мы пишли, чтобы покушать (далее по учебнику).-Довольно часто это Д. обозначает просто действие предстоящее, ожидаемое, возможное: Бум ас охтоорутурар-Это дереыо упадет (готова упасть); самыыртуьээригыммыт(дождь собирается идти) и т.д.
–Итак подведем маленький итог.-С помощью каких аффиксов образуется Д.цели?-Какую форму ещё имеет? (Отрицательную…)-Ещё что обозначает? (Ответы детей).7 часть. Первичное закрепление. –А теперь как мы тему усвоили узнаем по заданиям, которые даны на с.194. Но сначала ознакомимся со словарными словами. Словарнайтылларыкврвбут. Смотрим словарные слова. Читаем. Дома выучить.-Найдите с.195. переведите. По одному читаем и переводим. Устно. (Дети по порядку читают и переводят предложения).-Хорошо. Теперь работаем по заданиям.-В 1-м задании работаем по вариантам. Первые 6 предложений-1 вариант, последние 6 предл. -2 вариант. Даётся 5 мин., затем проверим. После проверки 2 задание.-2 задание. Читают дети. Выполняют по 3 предложения с каждой таблицы. Можно проверить.-3 задание. Дополняйте предложения. Можно устно.-Онон, биьигитугубиллибит? Тумуконоробут.-Делаем вывод.8 часть. Заключительный этап.-Что мы узнали на этом уроке?-Где мы можем слышать и употреблять свои знания о деепричастии цели?- А другие соединительные деепричастия?-Понравился ли вам урок? Выставление оценок.9 часть. Итог. Запись дом.задания: 1) Написать 5 предложений на отрицательную форму Д. цели; 2) выучить словарные слова №77 и запоминать правило темы.-На этом урок окончен. До свидания! Кврсувххэ диэри! Махтал!