Программа учебного курса по якутскому языку для русскоговорящих учащихся.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белькачинская основная общеобразовательная школа»
с. Белькачи, Усть-Майского улуса (района), Республики Саха (Якутия).

Программа учебного курса по якутскому языку для русскоговорящих учащихся.
Программу составила Венгер Анастасия Давидовна, учитель начальных классов (первая категория).
Пояснительная записка.


Аннотация: в статье описываются проблемы преподавания якутского языка в русскоязычных школах, говорится об умениях и навыках овладения якутским языком русскоязычными учащимися начальных классов, формируемых при обучении по программе, разработанной автором. Подчеркивается, что в результате обучения якутскому языку у школьников должен повыситься сознательный интерес к культуре, традициям и языку коренных жителей Якутии.
Ключевые слова: обучение якутскому языку, русскоязычная школа, младшие школьники.
В настоящее время в российском обществе активно протекают процессы роста интереса народов к родной культуре, языку, пробуждения национального самосознания. Наблюдается и другой процесс – в национальных республиках усиливается интерес русскоязычного населения к культуре коренных народов. Общеобразовательная школа становится центром духовного возрождения народов, сохранения языка, культуры и быта этносов в едином культурном и образовательном пространстве России.
Методика обучения якутскому языку русскоязычных школьников является составной частью педагогики, а именно, её общей теории обучения – дидактики. Поэтому она основывается в первую очередь на общедидактических принципах обучения, таких, как научность, системность, последовательность учебного материала, сознательность, активность обучающегося, наглядность и т. д. Кроме всех известных дидактических принципов при обучении якутскому языку как неродному, необходимо ещё придерживаться следующих специфических принципов:
1. Принцип коммуникативной направленности обучения. Язык изучают, прежде всего, для того, чтобы с его помощью общаться с другими людьми. Поэтому изучаемый на уроках материал должен быть пригодным для применения в реальном общении.
2. Принцип учёта возраста, места проживания, круга интересов и возможностей общения. Принцип учёта родного языка в русскоязычных школах. Владение якутским языком на уровне понимания в пределах изученной тематики.
3. По мере возможности и в силу способностей обучающихся формирование у них навыков элементарного говорения в повседневных ситуациях.
4. Умение понимать (узнавать) основное содержание письменной информации: названий книг, статей в газете, объявлений, записок и т. д.
В процессе обучения якутскому языку большое внимание должно быть уделено воспитанию у школьников дисциплинированности, взаимопомощи, повышению уровня сформированности умений и навыков учебной деятельности, формированию навыков общественного поведения, развитию их познавательных интересов, расширению их кругозора, привитию интереса к якутскому языку, повышению мотивации говорить по-якутски.
Содержание речевой деятельности на уроках якутского языка должно способствовать воспитанию дружеских чувств к другим народам, любви к труду, к людям труда, родному краю, своей республике, стране .
При определении содержания и методов обучения якутскому языку и при проведении уроков важно придерживаться рекомендаций, вытекающих из таких принципов современной методики, как коммуникативность обучения, учет особенностей якутского языка, преемственность и перспективность обучения.
Становление, закрепление и обогащение умений и навыков владения якутским языком русскоязычными учащимися возможно только в ходе активной речевой практики самих учащихся. Поэтому в учебном процессе активная речевая деятельность должна занимать центральное место.
Важнейшими предпосылками продуктивного овладения якутским языком русскоязычными учащимися являются следующие: − постепенное включение в учебную речевую деятельность новых слов, типов предложений и образцов связной речи;
− высокая и регулярная повторяемость в речи учащихся всех усвоенных слов, форм слов, типовых предложений.
Целью обучения якутскому языку является понимание основного содержания повседневного разговора на нем, формирование у учащихся языкового чутья, снижение психологического барьера, боязни «чужого» языка. На каждом уроке с учетом реальных затруднений детей продолжается отработка специфических звуков якутского языка. Таким путем у учащихся расширяется возможность понимать якутскую речь, закрепляется умение общаться на этом языке. Уделяется внимание расширению словарного запаса путем запоминания пройденных слов и распознаванию основных способов словообразования, усвоению новых грамматических форм, а также знакомству с фольклором народов Якутии, с именами известных якутских писателей и их произведениями .
Многие учителя, которые преподают предмет «Якутский язык» в школах с русским языком обучения испытывают большие трудности. Нет учебников, методических пособий, а главное – у детей нет постоянной среды общения.
Поэтому мы составили рабочую программу учебного курса по якутскому языку для русскоговорящих учащихся начальных классов на основе учебного пособия Каратаева И.И. и Каратаевой Т.И. «Якутский язык в картинках» .
Учебное пособие понравилось тем, что в нём много иллюстраций, оно содержит в себе элементы букваря, учебника по языку, разговорника, справочника.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час) в неделю.
В связи с тем, что при изучении якутского языка встречаются новые звуки, необходимы постоянные артикуляционные тренировки на уроках и желательно дома с родителями.
Имея перед собой изображение предмета или сюжетную картинку, дети могут быстрее и лучше запомнить новые слова, поэтому на каждом уроке они рисуют свои иллюстрации к новому материалу. В начальных классах дети ещё слабо умеют рисовать, поэтому важно иметь в наличии наглядный материал на темы: «Дом», «Мебель», «Орудия труда», «Пища», «Посуда», «Одежда», «При-рода», «Небо», «Земля», «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы», «Детёныши», «Рыбы», «Насекомые», «Растения», «Строение человека: внешнее и внутреннее», «Родня», «Профессии». Структура занятия:
− актуализация знаний (работа в парах, дети показывают друг другу свои рисунки, называют слова, словосочетания);
− мотивация учебной деятельности (по иллюстрациям на доске называют тему урока);
− работа по теме урока (рассматривают иллюстрации, проговаривают новые буквы, дифтонги, слова, выполняют рисунки к новым словам и словосочетаниям в рабочих тетрадях);
− рефлексия учебной деятельности (обсуждают, смогли ли научиться тому, что планировали; дома учат новые слова, словосочетания, тренируются в их произношении).
Предполагаемый результат:
К концу обучения дети должны иметь набор коммуникативных слов для повседневного общения, должны научиться понимать разговорную речь, знать названия – людей по возрасту и полу, животных, растений, предметов обихода, продуктов питания, орудий труда и виды деятельности человека. У них должен повыситься сознательный интерес к культуре, традициям и языку коренных жителей Якутии.
перспективе знание языка местного населения может оказаться положительным фактором в жизнедеятельности данной личности в условиях проживания в Республике Саха.
-
Календарно – тематическое планирование
2 класс
№ урока Дата по плану Дата по факту Тема урока Стр. Характеристика учебной деятельности
1 Введение в предмет. 2 Знакомство с алфавитом. 5 Ознакомление с алфавитом.
3 Учимся произносить правильно. 6 Правильное произношение слов.
4 Вводные упражнения. 7 Знакомство со словом бу.
5 Учимся произносить правильно. 8 Знакомство с ударением.
6 Отсутствие рода. 9 Произношение сочетаний.
7 Чтение предложений. 10 Чтение предложений.
8 Гласный звук [ө].11 Знакомство с гласным звуком.
9 Гласный звук [ү].12 Знакомство с гласным звуком.
10 Сравнение звуков. 13 Чтение словосочетаний.
11 Долгие гласные. 14 Сравнивать слова.
12 Закрепление. 15 Правильное произношение слов.
13 Это кто? Это что? 16 Правильно ставить вопросы.
14 Закрепление. 17 Спрашивать и отвечать.
15 Кто что делает? 18 Составление словосочетаний.
16 Чтение предложений. 19 Составление предложений.
17 Дифтонг [ыа]. 20 Произношение дифтонга.
18 Дифтонг [уо]. 21 Произношение дифтонга.
19 Произношение дифтонгов. 22 Составление словосочетаний.
20 Дифтонг [иэ]. 23 Произношение дифтонга.
21 Дифтонг [үө].24 Произношение дифтонга.
22 Произношение дифтонгов. 25 Составление словосочетаний.
23 Удвоенные согласные. 26 Знакомство с удвоенными согласными.
24 Произношение удвоенных согласных. 27 Составление предложений.
25 Произношение удвоенных согласных. 28 Наблюдение за изменением смысла слов.
26 Закрепление. 29 Составление предложений.
27 Согласный звук [ҥ].30 Знакомство с согласным звуком.
28 Закрепление. 31 Составление словосочетаний.
29 Согласный звук [ҕ].32 Знакомство с согласным звуком.
30 Закрепление. 33 Составление словосочетаний.
31 Согласный звук [һ].34 Знакомство с согласным звуком.
32 Закрепление. 35 Составление предложений.
33 Закрепление. 36 Составление предложений.
34 Итоговый урок. 37 3 класс
№ урока Дата по плану Дата по факту Тема урока Стр. Характеристика учебной деятельности
1 Введение в предмет. 2 Согласный звук [дь]. 38 Знакомство с согласным звуком.
3 Закрепление. 39 Составление предложений.
4 Закрепление. 40 Запоминание словосочетаний.
5 Закрепление. 41 Повторение слогов.
6 Согласный звук [нь]. 42 Знакомство с согласным звуком.
7 Согласный звук [ньнь]. 43 Знакомство с согласным звуком.
8 Закрепление. 44 Запоминание словосочетаний.
9 Закрепление. 45 Чтение целыми словами.
10 Повторение. 46 Контрольное тестирование.
11 Учимся сочетать слова.
Дьиэ (дом). 47 Применение аффиксов.
12 Печь. 48 Правильное употребление аффиксов.
13 Забор, ограда, двор. 49 Составление и чтение словосочетаний.
14 Двор. 50 Составление вопросов и ответов.
15 Мебель, предметы обихода. 51 Составление вопросов и ответов.
16 Домашние орудия труда. 52 Составление вопросов и ответов.
17 Чей? Чья? Чьё? 53 Составление предложений.
18 Чем? 54 Составление предложений.
19 Пища. 55 Составление предложений.
20 Какой? Какая? Какое? 56 Составление предложений.
21 Посуда. 57 Составление вопросов и ответов.
22 Якутская посуда. 58 Знакомство со словом ити.
23 Одежда. 59 Составление предложений.
24 Чей? Чья? Чьё? 60 Составление предложений со словами бу, ити.
25 Закрепление. 61 Тестирование.
26 Природа. Небо. 62 Произношение слов.
27 Земля. 63 Знакомство со словом ол.
28 Где? Куда? 64 Сравнение вопросительных слов где? и куда?
29 Зима. 65 Запоминание новых слов.
30 Весна. 66 Чтение и запоминание новых слов и словосочетаний.
31 Лето. 67 Чтение и запоминание новых слов и словосочетаний.
32 Осень. 68 Чтение и запоминание новых слов и словосочетаний.
33 Круглый год. 69 Составление предложений.
34 Итоговый урок. 70 4 класс
№ урока Дата по плану Дата по факту Тема урока Стр. Характеристика учебной деятельности
1 Введение в предмет 2 Дикие животные. 71 Запоминание новых слов.
3 Птицы. 72 Составление предложений.
4 Кто как издаёт звуки? 73 Запоминание предложений.
5 Детёныши. 74 Чтение и запоминание новых слов.
6 Рыбы. 75 Составление вопросов и ответов.
7 Насекомые. 76 Запоминание новых слов.
8 Один, одна, одно. Много. 77 Знакомство с аффиксом - лар.
9 Деревья, растения. 78 Применение аффикса множественного числа.
10 Какой, какая, какое? 79 Составление словосочетаний.
11 Дикорастущие съедобные ягоды. 80 Составление предложений.
12 Цветы, травы. 81 Составление вопросов и ответов.
13 Сколько? 82 Знакомство со счётом до 10, десятками.
14 Повторение. 83 Контрольное тестирование.
15 Человек. 84 Знакомство с названиями частей тела.
16 Закрепление. 85 Знакомство с названиями органов человека.
17 Родня. 86 Правильное произношение.
18 Профессии. 87 Правильное произношение.
19 Слова, относящиеся к человеку. 88 Правильное произношение.
20 Кто что делает? 89 Составление словосочетаний.
21 Учёба. 90 Составление предложений.
22 Повторение. 91 Контрольное тестирование.
23 Учимся составлять предложения. Что я делаю? 92 Употребление аффиксов.
24 Что ты делаешь? 93 Употребление аффиксов.
25 Что он (она) делает? 94 Употребление аффиксов.
26 Сопоставляем: мин – эн – кини. 95 Составление предложений.
27 Закрепление. 96 Составление предложений.
28 Закрепление. 97 Составление предложений.
29 Диалог. 98 Работать над интонацией вопросительного предложения.
30 Диалог. 99 Соблюдение интонации.
31 Один, одна, одно - много. Мы - вы. 100 Чтение предложений.
32 Он – они. 101 Чтение предложений.
33 Закрепление. 102 Употребление аффикса - лар.
34 Итоговый урок. 103 В заключении подчеркнем, что задачи обучения школьников якутскому языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У обучающихся возникает потребность познать свойства якутского языка, чтобы получить возможность более точно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.
Список литературы
1. Анасенко Т.С. Методические рекомендации проведения уроков по пред-мету «Якутский язык как государственный» для русскоязычных школ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy‐metodicheskikh‐obedinenii/library/2012/12/27/metodicheskie‐rekomendatsii‐dlya
2. Горохова И.Н. Рабочая программа курса «Якутский язык с русским языком обучения», 7 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infourok.ru/ktp_yakutskiy_razgovornyy_7_klass‐104731.htm
3. Захарова Г.А. Теоретические основы изучения якутской литературы в школе с русским (родным) языком обучения в контексте диалога культур [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer27/702.pdf
4. Каратаев И.И. Якутский язык в картинках. Учебное пособие для массового самообучения русскоязычных граждан. И.И. Каратаев, Т.И. Каратаева. – Якутск: Национальное книжное издательство «Бичик», 1996. – 160 с.