Исследовательская работа по музыке на тему: Секрет популярности Марша Славянки


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Белорецк
Муниципального района Белорецкий район РБ
Исследовательская работа
Секрет популярности марша
«Прощание славянки»
Работу выполнила: Кривошеева Ксения
8 «а» класс
Руководитель: Нужина Татьяна Сергеевна
учитель музыки
2015 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………………3
История создания марша …………….………………………………………....5
Вековая популярность марша «Прощание славянки»……………………..6
Песни военных лет сегодня....…….……………………….……………….....10
Заключение ………………………..…………………………………………...........................14
Список использованной литературы…...………………………………………………...….15
Приложения……………………………………………………………………………………....16
Введение
Актуальность темы. После окончания ВОВ прошло 70 лет. Независимо от того, сколько времени прошло с окончания войны, мы все должны всегда помнить, кому мы обязаны жизнью. Участников войны, которые завоевали нам победу, чтобы мы жили счастливо и наслаждались жизнью, осталось не так уж и много. Нам захотелось узнать, какова роль музыки в приближении Победы. Поэтому тема нашей работы выбрана не случайно.
В нашей школе к 70 летию Победы в ВОВ прошли разные мероприятия: «Битва хоров», Смотр художественной самодеятельности «И пусть салюты над страной звучат», торжественные линейки, на которых звучали разные песни ВОВ.
Я занимаюсь в ГДК в танцевальном коллективе «Сарафан». И во дворце культуры, и в школе самым ярким музыкальным произведением для меня стал марш «Прощание славянки»…
Такие завораживающие звуки «Прощания славянки» навсегда запечатлелись в моей памяти.
Нам захотелось узнать в чем сила марша «Прощание славянки»? Для этого мы решили провести исследование.
Объект исследования – марш победы в ВОВ.
Предмет исследования – марш «Прощание славянки» как шедевр военно-оркестровой музыки эпохи Великой отечественной войны и современности.
Цель исследования – определение силы значимости марша во время ВОВ и для обучающихся 8 «а» класса СОШ №8.
Гипотеза – популярность военной музыки среди обучающихся возрастёт, если марш «Прощание славянки» использовать как средство патриотического воспитания в урочное и внеурочное время. ( Доказать, что марш «Прощание славянки» способен наделять обучающихся мужеством, чувством уверенности, оптимизмом, наделять верой в Победу.
Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:
1) проанализировать литературу по исследуемой проблеме;
2) изучить историю создания марша «Прощание славянки»;
4) выяснить отношение учеников 8а класса к военной музыке;
Методы исследования:
- анализ литературных источников и диагностических данных;
- сбор информации в сети интернет;
- тестирование;
- обобщение.
Новизна исследования состоит в том, что в нём впервые предпринимается попытка популяризации марша среди обучающихся СОШ№8 посредством включения его в повседневную урочную и внеурочную деятельность.
Экспериментальная база исследования –22 обучающихся 8 класса.
Глава 1. История создания марша «Прощание славянки»
Победа в великой отечественной войне далась нашей стране очень тяжело. Но музыка, звучавшая во время войны, помогала солдатам завоевать победу. Встал вопрос о необходимости создания торжественной музыки, символизирующей победу, призывающей защитить свою страну.
Так создаются русские военные марши.
Из всех русских маршей, написанных в честь победы наиболее привлекательным является сочинение В. Агапкина «Прощание славянки», появившихся в период Первой мировой войны ,получившее широкую известность и сохранившееся в репертуаре военных оркестров и ансамблей вплоть до наших дней.
«Прощание славянки» — вещь, вне всякого сомнения, легендарная. Марш был написан за два года до начала еще Первой мировой войны штаб-трубачом 7го запасного кавалерийского полка Василием Ивановичем Агапкиным на волне его душевных впечатлений от событий Первой Балканской войны, прошедшей с октября 1912 по май 1913 года, и как нельзя лучше «вписался» в последующие кровопролитнейшие бойни XX века.
Под его трубы и литавры уходили полки на фронты Первой мировой войны.
По неровным дорогам Галиции,
Поднимая июльскую пыль,
Эскадроны идут вереницею,
Приминая дорожный ковыль».
И уже тогда мелодия получила всемирную известность: истинно русскую, её, тем не менее, быстро позаимствовали военные оркестры более десятка стран Европы, воюющих как на стороне России, так и против нее. [3]
Глава 2. Вековая популярность марша «Прощание славянки»
Вряд ли найдется русский человек, который бы не взволновался при звуках легендарного марша Василия Агапкина "Прощание славянки". Кажется, эта музыка, почти уже век приникающая к нашим сердцам, вросла в наш ментальный ген, стала его сущностной составляющей. "Прощание славянки" неотделимо от нас, от нашей истории, от того, что мы называем Отечеством.
Марш звучал более чем в двадцати кинофильмах и многих спектаклях. Грампластинки со знаменитым маршем неоднократно выпускались большими тиражами.
Неслучайно Нобелевский лауреат, поэт Иосиф Бродский, живший вдали от родины, в изгнании, просил виолончелиста Мстислава Ростроповича убедить президента России сделать гимном страны марш "Прощание славянки".
Всенародная любовь к этому произведению не угасает. Вот новейшие свидетельства, в частности, интернета. На одном из сайтов я увидела пометку: звуковая запись "Прощания славянки" скачана для прослушивания 118 869 раз! Присоединившись, я увеличила это число.
Музыковед, полковник в отставке Юрий Бирюков, посвятивший немало проникновенных статей истории создания этого марша, утверждает, что в основу марша Василием Агапкиным была положена мелодия песни времен Русско-японской войны 1904-1905 гг. Песня начиналась словами:
Ах, зачем нас забрили в солдаты,Угоняют на Дальний Восток?Неужели я в том виноватый,Что я вырос на лишний вершок?Оторвет мне иль ноги, иль руки,На носилках меня унесут.И за все эти страшные мукиКрест Георгия мне поднесут…[8]
Марш быстро обрел популярность, ноты его разошлись в списках, и он зазвучал по всей России. Стали появляться песенные тексты к нему, написанные разными поэтами. Но и здесь все было непросто. Марш «Прощание славянки» был запрещен большевиками в 1918 году как «примитивный, типичный дореволюционный марш», а история его началась в 1912-ом, когда вспыхнула Первая Балканская война и южнославянские народы выступили против пятивековой турецкой тирании. Тогда еще сербы, черногорцы и болгары были «братушками», и всю Россию охватила волна солидарности с их освободительной борьбой, волна поистине народной поддержки. Охваченный всеобщим патриотическим порывом композитор и дирижер военных духовых оркестров Василий Иванович Агапкин пишет марш, точный по настроению и, как оказалось, бессмертный. На обложке первого нотного издания была изображена молодая женщина, прощающаяся с воином, то ли сербом, то ли болгарином; вдали видны Балканские горы и отряд солдат.
А впервые этот марш прозвучал на строевом смотре 7-го запасного кавалерийского полка в Тамбове, где служил его автор. "Славянку" подхватили и стали исполнять другие оркестры, и произведение это вскоре стало очень популярным. Очень быстро мелодия марша получила известность за пределами Отечества: её стали исполнять военные оркестры в Болгарии, Норвегии, Румынии, Франции, Швеции, Югославии и других странах.
В настоящее время легендарный марш «Прощание славянки является гимном Тамбовской области.
В 1918 г. Василий Агапкин ушел добровольцем в Красную армию и организовал духовой оркестр в первом красном гусарском полку. В 1920 г. вернулся в Тамбов, где руководил музыкальной студией и оркестром войск ГПУ. В 1922 г. с оркестром переехал в Москву. (Оркестр Агапкина участвовал и в похоронах Ленина.) В 1928 г. музыкант организовал духовой оркестр из беспризорников. С началом Великой Отечественной войны Агапкину было присвоено звание военного интенданта I ранга, и он был назначен начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии им. Дзержинского.
24 июня 1945 г. на Параде Победы оркестр Агапкина входил в состав сводного оркестра. Умер музыкант 29 октября 1964 г., похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Восемьдесят лет прожил автор марша, отдав более шестидесяти из них военной музыке. Своеобразным звездным часом его биографии стал военный парад 7 ноября 1941 г. в Москве, на Красной площади, где Василий Иванович дирижировал сводным духовым оркестром Московского гарнизона, провожавшим участников этого исторического парада с Красной площади прямо в бой. Существует легенда, что будто бы на этом параде звучал марш "Прощание славянки". Однако архивы сохранили точный список всех исполнявшихся тогда на Красной площади произведений: "Славянки" среди них нет.
Правда состоит в том, что до 1957 г. марш в СССР был запрещен к исполнению. Вернул его к жизни фильм "Летят журавли", где он звучит в хрестоматийной сцене – проводов добровольцев. После всемирного успеха фильма была выпущена пластинка с записью "Славянки", но широкое распространение марш получил после исполнения его оркестром под управлением Б. Александрова на одном из праздничных концертов в 60-х. [4]
Существует несколько поздних текстов «Прощания славянки». Более других соответствуют музыке стихи В. Лазарева, написанные в 1984 году, через 72 года после создания.
Точно замечено: всякий раз при звуках этого марша возникает чувство личной причастности ко всему вокруг и чувство бессмертия, хотя и погибнуть не страшно, если, конечно, за дело.
Кто-то остроумно заметил, что марш этот – воплощение мечты Григория Александровича Потёмкина: "Чтобы солдат, идя в бой, не боялся ни черта лысого, ни ведьмы стриженой! Чтобы голова кружилась от гнева, а сердце пело от восторга!"
Как справедливо указывают в энциклопедиях, "мелодия марша "Прощание славянки" сочетает в себе живительную веру в будущую победу и осознание горечи неминуемых потерь от грядущих сражений. В названии марша отражено одно из тяжелейших испытаний, которые возлагают все войны на женщин – провожать своих мужчин на войну и верить в их возвращение". [9]
Похоже, что сердце славянина, "объятое" этим маршем, не только скорбит, но и действительно поёт от восторга, устремляясь за собственные пределы.
Свидетельством тому – немалое количество текстов, сочиненных любителями и профессионалами на известный мотив и исполнявшихся на огромных славянских пространствах.
Парадокс: во время Гражданской войны марш, написанный красным дирижером Агапкиным и запрещенный в Красной армии, стал самым популярным маршем Белого движения.
И ещё один парадокс: марш «Прощание славянки» с его текстом «Rozszumiaty sie wierzby placzace» «Расшумелись ивы плакучие» являлся в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. гимном польской (партизанской) Армии Крайовой. В подстрочном переводе текст Шлезака звучал так:
Пусть дорога не кончена наша,
И не знаем, где странствий конец,
Мы уверены в нашей победе:
Столько пролито крови и слез... [5]
Как случилось, что «Прощание славянки» запели бойцы Армии Крайовой, которые отнюдь не благоволили ни к Советскому Союзу, ни к России вообще?
Ответ, наверное, в самой музыке, в ноте щемящей печали, которая в той или иной мере стала отличать все русские марши, исполняемые духовыми оркестрами. Не так она проста, жертвенность, если ради неё приходится жертвовать жизнью отцов и детей, жизнью любимых.

Глава3. В чём сила военной песни.
Песня - это душа народа. Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет? Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни о войне так же "канут в лету"?
Испокон веков музыка являлась грозным и очень действенным оружием в борьбе. "Музыка удваивает, утраивает армию", говорил Александр Васильевич Суворов. "Фронтовая песня - это винтовка. Враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия". Данные высказывания позволили нам выдвинуть предположение, что песни, исполняемые в годы войны, обладают особой силой, способны объединить людей и поднять их боевой дух. Тем самым они внесли свой неоценимый вклад в дело Победы.
Для проверки нашего предположения, среди учеников 8 «а» класса было проведено тестирование о влиянии военной песни на настроение детей 13-14 лет. В качестве музыкального материала были выбраны одни из популярных военных песен: марш "Священная война" и марш «Прощание славянки». Учащимся 8 «а» класса было предложено:
1. Выбрать один из предложенных цветов (синий, зеленый, оранжевый, желтый, красный, коричневый, черный, серый- цвета из теста Люшера , соответствующих данному настроению сейчас;
2. После слушание песни - марша "Священная война" им также нужно было выбрать один из предложенных цветов;
3. Третий раз выбрать один из 8 цветов, после слушания марша «Прощание славянки».
Итоги тестирования мы представили в виде диаграммы.
Сила, воля жизни, энергия свобода.
Бескорыстие, внутренняя радость.
Мужество, активность.
Отрицание, протест.
Уверенность, оптимизм.
Склонность к самоограничению, нежелание выделятся
Гармония и стабильность.
Внутреннее равновесие, чувство защищенности.

Сила, воля жизни, энергия свобода.
Бескорыстие, внутренняя радость.
Мужество, активность.
Отрицание, протест.
Уверенность, оптимизм.
Склонность к самоограничению, нежелание выделятся
Гармония и стабильность.
Внутреннее равновесие, чувство защищенности.

Сила, воля жизни, энергия свобода.
Бескорыстие, внутренняя радость.
Мужество, активность.
Отрицание, протест.
Уверенность, оптимизм.
Склонность к самоограничению, нежелание выделятся
Гармония и стабильность.
Внутреннее равновесие, чувство защищенности.
Итак, 1) до прослушивания маршей 40% ребят выбрали синий цвет, который соответствует силе, воли к жизни, энергии и свободе; 15% ребят выбрали зеленый, что соответствует гармонии и стабильности; остальные цвета выбрали по 10% ребят; лишь только желтый цвет получил 5%;
2)после прослушивания песни-марша "Священная война", у 35% ребят появились такие качества и эмоции, как уверенность, оптимизм; 32% мужество, целенаправленность и активность. Так же появилось отрицание, протест, и склонность к самоограничению. В остальных цветовых показателях изменились только количество процентов;
3) после прослушивания марша «Прощание славянки», у 37% ребят появились такие качества и эмоции, уверенность и оптимизм; 32% мужество,11% внутреннее равновесие и чувство защищенности.
Данный тест показывает, что песни времен Великой Отечественной войны действительно способны наделять людей Мужеством, чувством уверенности, оптимизмом, наполняют верой в Победу.
Таким образом, наше предположение подтвердилось.

Заключение.Песня – это огромный пласт русской воинской культуры. Без нее немыслимо представить традиционное воспитание воина.
Одна из них – марш «Прощание славянки», увидевшая свет накануне Первой Мировой войны и сохранившая свою популярность в наши дни. Сегодня это произведение по праву можно назвать гениальным. Почему? Да потому что только гениальное произведение может обрасти многочисленными невероятными историями и вызывать споры историков, рождая миру новые легенды и гипотезы
. Только гениальная музыка может иметь внушительное количество различных текстов (А. Федотов, В. Максимов, А. Галич, В. Шиленский, В. Лазарев и др.) и исполняться в Красной, в Добровольческой, и в колчаковской армиях с одинаковым успехом. И, наконец, только гениальное произведение могут распевать народы разных стран (Польша, Финляндия, Израиль) на своём родном языке.
Так в чём же секрет популярности марша? Скорее всего, в мелодичности, напевности и простоте мелодии, плавности мелодического движения с чёткой и ясной функциональной определенностью.
За прошедшие сто лет записи марша издавались большими тиражами, он звучал в десятках фильмов и спектаклей, он включен в репертуар практически всех военных оркестров. И пока есть наша непобедимая армия, живы её традиции и героическая память, не искоренён наш русский дух, марш «Прощание славянки» всегда будет гордо звучать, никогда не оставляя слушателя равнодушным.
В Интернете создан проект «Марш тысячелетия», посвящённый столетию великого марша «Прощание славянки» — надеюсь, он вскоре откроет все тайны истории и развеет несостоятельные мифы и легенды.
В результате тестирования наша гипотеза подтвердилась, мы доказали, что такой легендарный марш «Прощание славянки», способен верой в Победу.
Список использованной литературы
I. Исследовательская
1. Жерве Ник. Отзвуки войны в современной музыке. - Русский инвалид, 1904. - № 128,
2. Коллектив авторов. - Советская военная музыка, 1977.
3. Плугатарёв И. Памятник «маршу тысячелетия» и героям Первой мировой. - Белорусская военная газета, 04.2013. - № 7825,
4. Соколов В. Прощание славянки.// Советский композитор, - М., 1987.
5. Тотров Р. Нота щемящей печали. - Литературно-художественный и общественно-политический журнал «Дарьял», 2010. - № 2
6. Тутунов В. История военной музыки. //Музыка, - М., 2005.
7. Черток М. Русский военный марш: К 100-летию марша «Прощание славянки». // «Канон+» РООИ «Реабилитация», - М., 2012.
II. Ресурсы
8. www.voskres.ru/army/spirit/minakov1.htm‎ Минаков С. Прощание славянки.
9. ru.wikipedia.org/wiki Свободная энциклопедия «Википедия»
10. http://mvastracons.ru «Первая мировая – неизвестная война». Часть 1 
11. M. Cryer. Love Me Tender. - 2008. - P. 188.
12. J. Shepherd. Continuum Encyclopedia of Popular Music. - 2003.- P. 390.
Начало формы