Книги разные нужны, книги разные важны.



Методическая разработка на тему
«Книги разные нужны,
книги разные важны».

Подготовила: Нелидкина Н.В., педагог-
библиотекарь МБОУ «Веретьинская сш».
2016 г.
Место проведения мероприятия: школа.
Участники: 5-8 классы (13 человек).
Форма работы: библиотечный час.
Цель мероприятия: Приобщение детей к чтению.
Задачи:
Развитие интереса к книге.
Повышение читательской активности.
Развитие творческой активности детей, навыков выразительного чтения.
Воспитание любви к природе, ее пернатым обитателям.
Развитие умения проявлять смекалку, эрудицию.
Оборудование: выставка книг о птицах, рисунки учащихся, кроссворды, презентация.

Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые читатели! Чтобы узнать, чему посвящается наша сегодняшняя встреча, отгадайте небольшой кроссворд, который вы видите (проецируется на доске через проектор). В нем спрятано важное слово. Разгадав кроссворд, вы прочтете его. Хочу предоставить право выполнить это задание самым юным нашим читателям – пятиклассникам, а все мы дружно поддержим их.
(Кроссворд – приложение 1).
1 слово. 33 богатыря к нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты, ты на все найдешь ответы.
Но скажи нам пока, как зовут их?
(Азбука).
2 слово. Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки?
А вопрос такой возник: кто он?
(Ученик).
3 слово. Когда приходим мы в свой класс,
Он встречает первым нас.
Он добр, но бывает строгим,
В мир знаний открывает нам дорогу.
Кто это? Назовите.
(Учитель).
4 слово. Путешествую по странам, по морям и океанам
И по суше, и средь вод, - поезд, самолет, автобус,
Потому что есть, друзья, шар волшебный у меня,
Называется он…(глобус).
5 слово. У каждой девчонки и у мальчишки,
Есть эта книжка – заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем?
(Букварь).
Ведущий: Вот, ребята, мы разгадали кроссворд и теперь можем прочитать важное слово по вертикали. Это слово – книга. Именно ей посвящается наша сегодняшняя встреча, а о каких книгах пойдет у нас речь я вам подскажу. Узнайте отрывок из известного вам детского стихотворения:
Пообедал я сперва за решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы…
Кто это? …
(Воробей, С.Я. Маршак «Где обедал воробей?).
Догадались, о каких книгах мы сегодня вспомним? Ваши предположения. (Ответы детей).
Ведущий: Правильно, ребята, сегодня мы будем говорить о птицах и книгах, рассказывающих о них. «Почему именно о птицах? – спросите вы. Попробуем догадаться. Для этого предлагаю разгадать еще один кроссворд, в котором 21 задание. Если дадим правильные ответы, то в вертикальном столбике мы получим ответ на наш вопрос.
(Кроссворд – приложение 2).
Ведущий: Итак, мы прочитали – Международный день птиц. Ребята, а когда отмечается этот праздник? (1 апреля). Откуда пошел праздник и для чего его проводят? Посмотрим мини-презентацию, которую подготовили для вас десятиклассники.
(Презентация. Приложение 3).
Ведущий: Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете птиц, много ли читали о них. Разделитесь на три группы. Каждая получит карточки с описанием птиц, а на доске написаны названия этих птиц. Вам необходимо по описанию установить, о какой птице идет речь.
Карточка 1 (Куропатка обыкновенная).
Длина тела 38-40 см. В летнем оперении окраска сверху пёстрая, коричневатая. Низ тела и крылья самцов белые, хвост черный. Питается почками и побегами кустов и деревьев. Птенцов высиживает в гнезде на земле, выстланном листьями и травой. В кладке 6-11 яиц желтовато-белого цвета с коричневыми пятнами, кладка в мае.
Карточка 2 (Воробей).
Длина тела 14 см. Каштаново-коричневое темя, черное пятно на шее, черные пятна на щеках, спина коричневая с продольными темными полосами, крылья с одной четкой и одной малозаметной светлой полосой. Самцы и самки окрашены одинаково. В кладке 5-6 яиц, отец и мать высиживают птенцов по очереди 11-14 дней.
Карточка 3 (Сизый голубь).
Длина тела 33 см. Оперение серо-голубого цвета. Шея по бокам отливает зелено-лиловым, на крыльях две черные полосы, белое надхвостье. Питается семенами трав и зернами злаков, очень редко ест насекомых. В кладке 2 белых яйца.
Карточка 4 (Глухарь).
Петух до 90 см., самка – до 60 см. У петуха оперение темно-серое с голубовато-зеленоватым на крыльях, беловатый клюв. У курочки коричневое оперение с темными полосками и пятнами. Питаются побегами растений, хвоей сосны и ели, ягодами и насекомыми. Гнездо чаще всего у подножия дерева, но может быть и среди кустарника. Время высиживания птенцов – 27 дней.
Карточка 5 (Черный дятел).
Длина тела – около 45 см. Оперение черное, у самцов красное темя, у самок красный затылок. Клюв и глаза у этих птиц – желтые. Лазает по деревьям с помощью широко расставленных конечностей, издает громкий звук «кле». Питается муравьями, короедами, пауками.
Карточка 6 (Сова).
Длина тела 38см. Оперение сверху буро-коричневое с белыми каплевидными пятнами и темными пятнистыми полосами. Снизу оперение более светлое с темными пестринками. Охотится на мелких грызунов (главным образом на мышей), птиц и земноводных. Гнездится в больших дуплах деревьев, на развалинах, в сараях и других местах. Любит парки и кладбища со старыми деревьями, большие старые леса.
Ведущий: Ребята, вы прекрасно справились с заданием, но посмотрите на доске у нас остались названия некоторых птиц – китоглав, змеешейка, лирохвост… Это мало известные для вас птицы. О них вы можете прочитать в книгах, которые представлены у нас на выставке. Ее подготовила для вас библиотекарь нашей сельской библиотеки Фомичева З.Г.
(Реклама и обзор книг).
Ведущий: Поэты и писатели уделяют очень большое внимание природе, ее красоте, неповторимости, а также ее обитателям и, конечно же, птицам. Я предлагаю вам выразительно прочитать стихотворения, которые вы получите. Читать может вся команда или ее представители.
Сергей Островой «Дрозды».
Вы слыхали, как поют дрозды?
Нет, не те дрозды, не полевые,
А дрозды, волшебники дрозды,
Певчие избранники России.
Вот они расселись по лесам,
Зазвучали до самозабвенья…
Узнаю я их по голосам –
Звонких повелителей мгновенья.
Звуки вырастают, как цветы:
Грустные, веселые, любые,
То горячие до красноты,
То холодновато-голубые.
Достают до утренней звезды,
Радугами падают на травы…
Шапки прочь – в лесу поют дрозды.
Для души поют, а не для славы.
Татьяна Бокова «Птичий пир».
Листья с веток опадают. Лить дожди не устают. Улетают птичьи стаи, направляются на юг. Но остался сизый голубьзимовать на ветках голых. По деревьям вверх и внизскачет стайка птиц-синиц.
Птица клёст в гнезде ютится, а ворона — у окна. Помогите встретить птицам день, когда придёт весна. Прогуляйтесь по опушкам, подарите им кормушки. Даже с севера снегирьприлетит на этот пир.
«Аист – огромная птица».
Аист – огромная птица: Крыльев гигантский размах. Аист на башнях гнездитсяИ на высоких домах,
Селится к людям поближе, Как воробей и щегол…Он на природу обижен –Голоса нет у него!
Просто не развиты связки, Что отвечают за крик…Клювом трещать без опаскиАист с рожденья привык!
Любит – не фрукты, не сласти –Ящериц, жаб и мышей…Людям приносит он счастье. И – иногда – малышей!..
Ведущий: Молодцы, ребята. Выполните ещё одно задание по стихам о птицах. Оно называется «Подскажи словечко». Я читаю стихотворение, а вы должны угадать, о какой птице идет речь.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури… (жаворонок) звонкий.
2) Утром просыпаюсь, вот в деревне я.
Слышу из окошка песню …(соловья).
3) Если в поле ходит… (грач) -
В урожае жди удач!
Он съедает всех знакомых
Агроному насекомых.
Вот птица на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой…
А уж в воздухе вешние звоны,
Даже дух занялся у…(вороны).
5) Ветер прошёл по малиновой гуще,
Дань собирая с небесных полей.
И, между тучами солнце расплющив,
Благословил на полёт…(журавлей).
6) По клетке, шкафами задвинутой, Где книги в пыли вековой, Взъерошенный, всеми покинутый, Он бегает вниз головой.
Чудак с потускневшими перьями! Чудит, а под веками - грусть. Язык истребленного племениОн знает почти наизусть. (попугай).
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы хорошо справляетесь с заданиями. Это говорит о том, что вы читали книги о птицах, но все-таки в каждой команде, я думаю, есть самый лучший знаток птиц. Приглашаю их к моему столу. «Кот в мешке» - так назовем наше последнее задание. У меня на столе шесть карточек. Каждый представитель команды берет две и вручает их своему сопернику, который отвечает на вопрос, предложенный в карточке. В случае затруднения можно взять помощь команды.
Этих птиц ещё в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птицы? (Почтовые голуби).
В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. (Страусы).
Кого в старину на Руси называли «запечным соловьем»? (Сверчка).
Иногда на березке можно увидеть ряд небольших отверстий, опоясывающих ствол дерева кольцом. Нетрудно догадаться, что кто-то лакомится сладким березовым соком. Кто этот сладкоежка? (Дятел).
Что зимой для птицы страшнее: голод или холод? (Голод, так как при отсутствии пищи температура тела падает - птица может замёрзнуть).
Ребенок сказал маме: «Однажды я видел мышь, собаку и лисицу, висящими вниз головой. Они так спят». О ком говорил мальчик? Что это за птицы? (Это были летучая мышь, летучая собака и летучая лисица).
Ведущий: И с этим заданием вы справились. Я рада, что вы уже много знаете о природе, о птицах и их поведении. Но все-таки и наша сегодняшняя встреча, я думаю, была полезной, помогла вам узнать что-то новое и интересное. Что вам понравилось? Что удивило, запомнилось?
(Ответы детей. Подведение итогов мероприятия, награждение активных участников).
Ведущий: Всем большое спасибо за сегодняшнюю встречу.
Использованная литература:
Г. Снегирёв «Про птиц», Ленинград, «Художник РСФСР», 1981 г.
Энциклопедия «Я познаю мир». Москва, «Астрель», 2006 г.
Детская энциклопедия РОСМЭН «Птицы», 2012 г., 2014 г.
Приложение 1. Кроссворд.
1 2 3 4 5
1 слово. 33 богатыря к нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты, ты на все найдешь ответы.
Но скажи нам пока, как зовут их?
(Азбука)
2 слово. Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки?
А вопрос такой возник: кто он?
(Ученик).
3 слово. Когда приходим мы в свой класс,
Он встречает первым нас.
Он добр, но бывает строгим,
В мир знаний открывает нам дорогу.
Кто это? Назовите.
(Учитель).
4 слово. Путешествую по странам, по морям и океанам
И по суше, и средь вод, - поезд, самолет, автобус,
Потому что есть, друзья, шар волшебный у меня,
Называется он…(глобус).
5 слово. У каждой девчонки и у мальчишки,
Есть эта книжка – заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книжку с названьем?
(Букварь).
Приложение 2. Кроссворд.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Эти птицы ловят летающих насекомых. Когда они охотятся, то сидят на высоко расположенных ветках и слетают с них, чтобы схватить добычу. Их можно встретить в садах, парках, лиственных лесах.
(Мухоловка).
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся в высь - и был таков.
(Пеликан).
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок серый, красный,
Бродит по болотам грязным.
(Журавль).
Близкий родственник журавля, одна из самых тяжёлых птиц, способных к полёту. Когда она летит, мощно взмахивает крыльями. Ходит медленно, размеренно ступая массивными ногами.
(Дрофа).
Эти птицы являются всеобщими любимцами, они очень живые и подвижные, ярко окрашены. Один из самых известных видов – волнистый какаду.
(Попугай).
Свое имя эти птицы получили по способу питания: они пьют нектар цветов. Клюв у них тонкий и немного изогнутый вниз. Он идеально подходит для того, чтобы вставлять его внутрь цветка.
(Нектарница).
За густыми камышами
Белый столб стоит с клещами.
К сожаленью, эти клещи
Любят лишь живые вещи:
Не какие-нибудь гвоздики
С их простыми шляпками,
А лягушек-попрыгушекС зелёненькими лапками.
(Аист).
Эта птица весьма примечательна, но водится исключительно в Африке. Своё название получила благодаря пучкам перьев, торчащих на задней поверхности головы. Выглядят они так, словно птица заложила за ухо пучок перьев для письма. (Секретарь).
Прилетел к нам наконец лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт он поёт.
(Соловей).
Тихое пение этой птицы, похоже на голос флейты, настраивает на грустный лад. Если птица взволнованна, она издаёт резкие звуки «так-тик-тик», которые можно услышать при взлёте, а также вечером, когда птица ищет место для сна. Раньше обитала главным образом в лесу, но теперь её можно увидеть в садах и парках.
(Дрозд).
Проживает в странах жарких
А в нежарких - в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам.
(Павлин).
Своё название птица получила за то, что обитает прежде всего в зарослях камыша на берегах озёр и болот. Поющие птицы обычно сидят на самом кончике камышового стебля. Гнёзда строят глубокими, вплетая стенки в стебли нескольких соседних камышинок.
(Камышовка).
Серенькая птичка, птичка-невеличка,
Шеей ты всегда. Разве в этом есть нужда?
(Вертишейка).
Когда б он всюду не совал свой длинный острый нос,
Наш сад давно бы уж завял, а лес был гол и бос.
(Дятел).
Долгое время эта птица страдала от преследований человека, так как сама охотилась на тетеревов, дроздов, соек, голубей, белок, зайцев. Поэтому считалась вредителем и при случае отстреливалась.
(Ястреб).
Хочет - прямо полетит, хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот и в полях поёт, поёт.
(Жаворонок).
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь –
Наш красавец красногрудый –
Житель севера -…(Снегирь).
Я не будильник, но бужу, я с бородой и в шпорах.
С большою важностью хожу и вспыльчив, словно порох.
(Петух).
Угадайте, что за птичка – тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка).
В болоте плачет, а из болота не идет.
(Кулик).
Едва возвратится этот певец
В свой, на шесте, деревянный дворец,
Как все понимают – весна наступает…
(Скворец).
Приложение 3. Фотографии с мероприятия.