Переговоры с правонарушителями в «ситуации заложника»

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области
(ГОУ Педагогическая академия )


Кафедра комплексной безопасности


Новиков В.С.


Переговоры с правонарушителями в «ситуации заложника»

(Тезисы лекции)


Лекционный фонд кафедры

Москва – 2012
ПЛАН
Вводная часть лекции. 5
Первый учебный вопрос понятие психологического контакта, основные функции переговоров, межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия.. 6.
Второй учебный вопрос психологическая структура переговоров, коммуникативные барьеры и приемы, повышающие эффективность переговоров. 14
Заключительная часть лекции. 30


© Новиков В.С., 2011 г.



Тезисы лекции рассмотрены и одобрены на заседании кафедры комплексной безопасности (Протокол № ______ от «____»_______2011 г.)
Тема лекции: Переговоры с правонарушителями в «ситуации заложника»


Литература:

Андреев Н.В., Свирская И.Б. Переговоры в «ситуации заложника»: характеристика мотивов, личности и групп преступников. М., 1995.
Баев А.А. Управление силами и средствами ОВД при освобождении заложников. М., 1996.
Буданов А.В. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных органов США). М., 1995.
Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. М., 1993.
Киреев М.П., Фролов В.Ю. Действия спецподразделений милиции в контр террористических операциях. -Благовещенск, 2000.
Майдыков А.Ф. Методическая разработка игры по теме «Управление ОВД при освобождении заложников». М., 1988.
Новиков B.C. Профессионально-психологическая подготовка руководителей оперативного штаба по управление контртеррористической операцией в ситуации захвата заложников. М., 1999.
Осокин А, Заместитель директора образовательного учреждения как кризисный менеджер //ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. №11. 17- 20.
Осокин А. Заместитель директора образовательного учреждения как кризисный менеджер //ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. №12. С. 36-42.
Осокин А. Заместитель директора образовательного учреждения как кризисный менеджер //ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2005. №1. С.33- 36.
Петров С. О концепции безопасности образовательного учреждения //ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. №10. С.17-21.
Твердохлебов Н.В. Рекомендации и справочный материал по обучению должностных лиц, специалистов ГО и РСЧС и других групп населения по вопросу предупреждения и действий при террористических актах //ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004.№9. С.9-14.
Федеральный конституционный закон РФ «О чрезвычайном положении» //Собрание законодательства РФ. 2001. №23. Ст.2277
ФЗ РФ «О противодействии терроризму»

Основные цели лекции:

- расширить теоретические представления у заместителей директоров образовательных учреждений по безопасности (далее - заместителей руководителей по безопасности) о правилах ведения переговоров;
- познать этапы самосовершенствования заместителя руководителя по безопасности;
- познать основные функции переговоров, межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия;
- познать психологическую структуру переговоров, коммуникативные барьеры и приемы, повышающие эффективность переговоров.





ВВЕДЕНИЕ

Во введении преподаватель обозначает место лекции в курсе «Юридическая конфликтология» для заместителей руководителей по безопасности, показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучаемых интерес к теме, настраивает их непроизвольное внимание, устанавливает рабочую атмосферу в аудитории и раскрывает актуальность темы лекции.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ЛЕКЦИИ

Если мы проанализируем отечественную и зарубежную литературу по ведению переговоров, то можем выделить три этапа развития науки по данной проблематике:
- правила ведения переговоров - это первый этап развития науки;
- психотехники ведения переговоров - это второй этап развития науки;
- психотехнологии ведения переговоров заместителями руководителей по безопасности с правонарушителями в «ситуации заложника» - это третий этап развития науки.
Если мы проанализируем уровни развития науки по ведению переговоров заместителями руководителей по безопасности с правонарушителями в ситуации заложника, то можем выделить четыре условные этапа самосовершенствования заместителя руководителя по безопасности:
- допрофессиональный этап развития профессионала - это первый этап самосовершенствования заместителя руководителя по безопасности (научные знания, навыки, умения формируются методом проб и ошибок в процессе установления психологического контакта в «ситуации заложника»);
- начальный уровень саморазвития профессионализма - это второй этап самосовершенствования заместителя руководителя по безопасности (он умеет применять правила ведения переговоров при установлении психологического контакта с правонарушителями в «ситуации заложника»);
- средний уровень саморазвития профессионализма - это третий этап самосовершенствования заместителя руководителя по безопасности (он умеет применять психотехники ведения переговоров при установлении психологического контакта с правонарушителями в «ситуации заложника»);
- высший уровень саморазвития профессионализма (заместители руководителей по безопасности должны уметь применять психотехнологии ведения переговоров при установлении психологического контакта с правонарушителями в «ситуации заложника»).
В настоящее время нет ни одной научной и научно-методической работы по психотехнологии ведения переговоров заместителями руководителей по безопасности и переговорщиками с правонарушителями в «ситуации заложника».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЛЕКЦИИ. 1-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС.

Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии заместителя руководителя по безопасности с правонарушителем в процессе ведения переговоров, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, рефлексии, идентификации, взаимопонимания и т.п. при нейтрализации психологических барьеров.
В процессе ведения переговоров заместитель руководителя по безопасности и правонарушитель реализуют в совокупности три основные функции переговоров: интеллектуальную, влияния друг на друга и информационную.
Сущность интеллектуальной функции заключается в том, что заместитель руководителя по безопасности и правонарушитель познают психологическую структуру личности друг друга в процессе ведения переговоров, чтобы сделать рефлексивный прогноз развития «ситуации заложника».
Умения заместителя руководителя по безопасности сознательно вмешиваться в процесс формирования своего первого впечатления в ситуации знакомства с правонарушителем называется самоподачей, самопредставлением. Разработаны три способа самоподачи заместителя руководителя по безопасности в ситуации знакомства с правонарушителем: самоподача превосходства, привлекательности и отношения заместителя руководителя по безопасности к правонарушителю.
Самоподача превосходства - это первый способ формирования первого впечатления, когда заместитель руководителя по безопасности взаимодействует с правонарушителями в «ситуации заложника». Самоподача превосходства начинает работать на заместителя руководителя по безопасности, когда правонарушители ощущают неравенство по какому-то важному для них параметру или параметрам. Поэтому заместитель руководителя по безопасности оценивается правонарушителями в ситуации знакомства значительно выше по личностным и профессионально-деловым качествам. Если правонарушители в чем-то превосходят заместителя руководителя по безопасности, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества
Самоподача привлекательности - это второй способ формирования первого впечатления заместителем руководителя по безопасности в ситуации знакомства с правонарушителем. Самоподача привлекательности начинает работать на заместителя руководителя по безопасности, когда он внешне нравится правонарушителям. В результате правонарушители склонны считать заместителя руководителя по безопасности умным, доброжелательным, внимательным, вежливым, уверенным, т.е. правонарушители переоценивают личностные и профессионально-деловые качества заместителя руководителя по безопасности. Если же правонарушители считают, что заместитель руководителя по безопасности внешне непривлекателен, то они недооценивают его личностные и профессионально-деловые качества.
Самоподача отношения заместителя руководителя по безопасности к правонарушителю - это третий способ сознательного формирования первого впечатления заместителем руководителя по безопасности в ситуации знакомства с правонарушителями. Самоподача отношения заместителя руководителя по безопасности к правонарушителям начинает работать на заместителя руководителя по безопасности, когда он относится доброжелательно к правонарушителям или демонстративно подчеркивает сходство позиций, единство во взглядах, в убеждениях, в желаниях, в мотивах, в потребностях, в интересах, в хобби, во мнениях с правонарушителями и т.п. В результате правонарушители склонны переоценивать личностные и профессионально-деловые качества заместителя руководителя по безопасности. Если же заместитель руководителя по безопасности недоброжелательно относится к правонарушителям, то они недооценивает его личностные и профессионально-деловые качества.
Сущность функции влияния друг на друга заключается в том, что заместитель руководителя по безопасности и правонарушитель психологически воздействуют друг на друга в процессе ведения переговоров в «ситуации заложника», чтобы реализовать свои близкие, средние и далекие перспективные цели, решить свои проблемы и т.п.
Сущность информационной функции заключается в том, что прямые, косвенные участники и субъекты конкретного криминального конфликта добывают информацию друг у друга в процессе ведения переговоров в «ситуации заложника»: как заместитель руководителя по безопасности и сотрудники правоохранительных органов в целях решить задачи ОРД (ст.16 ФЗ РФ «О противодействии терроризму»), так и правонарушители, в целях реализовать свои преступные цели, решить свои проблемы.
Эти три основные функции переговоров находятся в тесной диалектической взаимосвязи и взаимозависимости между собой, когда заместитель руководителя по безопасности устанавливает психологический контакт с правонарушителями в «ситуации заложника» и добывает информацию у правонарушителей для достижения целей борьбы с терроризмом. Вышеуказанные три основные функции переговоров реализуются заместителем руководителя по безопасности и правонарушителем при помощи межличностных и межгрупповых механизмов взаимовосприятия. При помощи межличностных и межгрупповых механизмов взаимовосприятия заместитель руководителя по безопасности устанавливает психологический контакт с правонарушителем в «ситуации заложника», «входит» в доверие к правонарушителю и добывает у него информацию для решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения. Межличностные и межгрупповые механизмы взаимовосприятия используют как заместитель руководителя по безопасности и сотрудники правоохранительных органов, так и правонарушители в «ситуации заложника».
Механизмы межличностного взаимовосприятия:
- эмпатия вчувствование заместителя руководителя по безопасности в психическое состояние правонарушителя, т.е. настройка на его эмоциональную «волну» путем сопереживания, сочувствия. Для этого заместитель руководителя по безопасности должен уметь познать психическое состояние правонарушителя, а потом осуществить самонастройку своего внутреннего психического состояния на эмоциональную «волну» правонарушителя;
- рефлексия это имитация мыслей и деяний правонарушителя в «ситуации заложника» на основе анализа собственного рефлексивного мышления, чтобы настроиться на его интеллектуальную «волну» и просчитать его деяния и поведение на несколько шагов вперед это рефлексивное управление мышлением и поведением правонарушителя;
- саморефлексия это осознание заместителем руководителя по безопасности того, как его идеальный образ воспринимает правонарушитель, как он познает его психологическую структуру личности, как правонарушитель влияет на его подструктуру направленности и т.п.;
- идентификация настройка заместителя руководителя по безопасности на эмоциональную «волну» (эмпатия) и на интеллектуальную «волну» (рефлексия) правонарушителя одновременно, т.е. это эмпатия плюс рефлексия. Для этого заместителем руководителя по безопасности конкретная «ситуация заложника» продумывается (рефлексия) за правонарушителя (умение поставить себя на место правонарушителя, взглянуть на проблему правонарушителя с его точки зрения) и прочувствывается (эмпатия) за правонарушителя его психическое состояние, чтобы рефлексивно определить ход его мыслей и чувств одновременно;
- стереотипизация восприятие и оценка правонарушителя заместителем руководителя по безопасности на основе его жизненного опыта, который он использует (первое впечатление) для интерпретации поведения правонарушителя в ситуации знакомства;
- обратная связь оценка заместителем руководителя по безопасности реакций правонарушителя в процессе изучения его подструктуры направленности личности, чтобы психологически грамотно влиять на сознание и чувства правонарушителя в целях установить психологический контакт с правонарушителем в «ситуации заложника» и добыть информацию для решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения;
- аттракция внешнее выражение заместителем руководителя по безопасности к правонарушителю симпатии, позитивного отношения, доброжелательности, чтобы установить психологический контакт с правонарушителем в «ситуации заложника» и добыть оперативно-розыскную информацию для решения задач ОРД;
- казуальная атрибуция предположение заместителя руководителя по безопасности о том, почему правонарушитель принял решение захватить заложника, путём приписывания ему причин и мотивов его поведения, при отсутствии информации о реальных причинах и мотивах поведения правонарушителя.
Межгрупповые механизмы взаимовосприятия:
- социальная категоризация распределение различных категорий граждан по определенным категориям при дефиците информации о правонарушителях, которых заместитель руководителя по безопасности видит впервые (постоянные категории - малолетние, несовершеннолетние, совершеннолетние правонарушители, субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом, заложник и ситуативные категории - организатор, подстрекатель, пособник, исполнитель конкретного преступления);
- социальная групповая идентификация процесс отнесения себя заместителем руководителя по безопасности к конкретной формальной (неформальной) социальной группе, к социально-психологической общности «мы» (заместители руководителей по безопасности, переговорщики, оперработники, юристы и т.д.);
- социальное сравнение процесс сравнения социально-психологической общности «мы», к которой заместитель руководителя по безопасности относит себя сам, с иными социально-психологическими общностями «они»;
- социальная межгрупповая дискриминация - процесс недооценки социально-психологической общности «мы» и переоценки социально-психологической общности «они»;
- социальная стереотипизация приклеивание ярлыков правонарушителям в ситуации знакомства, приписывание преступным группам присущих только им психологических установок, целей, мотивов;
- социальная атрибуция приписывание заложнику причин и мотивов содействия сотрудникам правоохранительных органов, не представленных в поле восприятия заместителя руководителя по безопасности;
- социальная децентрация умения заместителя руководителя по безопасности представить мнения заложников, их отношения к правонарушителям, их отношения к сотрудникам правоохранительных органов в «ситуации заложника»;
- социальная физиогномическая редукция - процесс формирования первого впечатления о правонарушителе в «ситуации заложника» по его внешнему виду, телосложению, походке, вербальным и невербальным средствам общения и т.п., а потом подгонка заместителем руководителя по безопасности под этот идеальный образ правонарушителя, который заместитель руководителя по безопасности сам сформировал в процессе ведения переговоров.
Реализация межличностных и межгрупповых механизмов взаимовосприятия зависит от следующих основных факторов, влияющих на успешность установления психологического контакта заместителем руководителя по безопасности с правонарушителем в «ситуации заложника».
Во-первых, это уровень профессиональной обученности и психологической подготовленности заместителя директора по безопасности к установлению психологического контакта с правонарушителями в «ситуации заложника».
Во-вторых, это уровень профессионального мастерства правонарушителя по данной проблематике. Мы имеем реальную возможность установить психологический контакт и «войти» в доверие к правонарушителю, если наш уровень профессионального мастерства будет выше, чем у правонарушителя.
В-третьих, это объектные, субъектные, обстановочные юридические и психологические условия, в которых мы устанавливаем психологический контакт с правонарушителями в «ситуации заложника» и добываем у них информацию для решения задач комплексной безопасности образовательного учреждения.
В-четвертых, это содержание конкретной информации, которую заместитель руководителя по безопасности должен добыть у правонарушителей, используя переговоры.
Если мы проанализируем первый учебный вопрос, то можем сделать следующие выводы:
- специальная операция по освобождению заложников в населенном пункте представляет собой комплекс политических, оперативно-розыскных, режимных (ст.11 ФЗ РФ «О противодействии терроризму), организационных, воспитательных (ст.8 ФЗ РФ «О противодействии терроризму), силовых и иных мероприятий, направленных на организацию совместной профессиональной деятельности всех сил и средств по общему замыслу, по целям, по времени, по месту и под единым руководством руководителя оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией по освобождению заложников по единому плану силовых действий в одном или одновременно в нескольких местах в целях пресечения террористической акции, задержания правонарушителей и привлечения их к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ;
Исчерпывающий перечень субъектов, осуществляющих борьбу с терроризм закреплен в ст.15 ФЗ РФ «О противодействии терроризму».
Цели ведения переговоров с террористами:
а) в целях сохранения жизни людей;
б) в целях сохранения здоровья людей;
в) в целях сохранения материальных ценностей;
г) в целях изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы.

2-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Психологическая структура переговоров может состоять из следующих этапов (фаз, стадий):
- постановка целей, предстоящего взаимодействия (попытка заместителя директора по безопасности убедить правонарушителей освободить заложников, сдать оружие и сдаться органам власти);
- ориентировка заместителя руководителя по безопасности в «ситуации заложника»;
- нейтрализация коммуникативных барьеров;
- попытка заместителя руководителя по безопасности установить психологический контакт с правонарушителем в «ситуации заложника»;
- попытка заместителя руководителя по безопасности «войти» в доверие к правонарушителю;
- монолог правонарушителя (требования правонарушителей);
- психологическая борьба между заместителем руководителя по безопасности, переговорщиком и другими лицами, специально уполномоченными на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией по освобождению заложников;
- фиксация хода и результатов переговоров;
- выход из переговоров это переговоры «для прикрытия» (оперативная игра, т.е. три алгоритма пресечения криминального конфликта на месте происшествия руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией по освобождению заложников;
- мысленный анализ «ситуации заложника» юристами, конфликтологами, психологами, социологами, заместителями руководителей по безопасности, профессорско-преподавательским составом в целях совершенствования профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов, заместителей руководителей по безопасности в образовательных учреждениях и на курсах повышения квалификации.
Чтобы психологически грамотно влиять на подструктуру направленности личности правонарушителя в процессе ведения переговоров, заместители руководителей по безопасности и переговорщики должны уметь ориентироваться в «ситуации заложника»;
- ориентировка в себе самоподача и сознательное формирование у правонарушителя положительного идеального образа о себе как о человеке, с которым психологически целесообразно установить психологический контакт, с которым можно решить свои проблемы;
- диагностика типа правонарушителя («бегун» уклонение правонарушителя от уголовно-правового задержания, «вымогатель» захват и удержание заложника правонарушителем в целях получения валюты и т. п., «боевик» захват и удержание заложника подозреваемым или обвиняемым в целях добиться освобождения из места содержания под стражей, «социальный протестант» захват и удержание заложника правонарушителем в целях добиться личных социальных улучшений, «преобразователь» захват и удержание заложника правонарушителем в целях «обставить» свой уход из жизни, «психически больной» захват и удержание заложника невменяемым правонарушителем в целях освобождения от личных проблем, «мститель» захват и удержание заложника правонарушителем из чувства мести);
- ориентировка во времени (затянуть переговоры как можно дольше);
- диагностика близких, средних и далеких перспективных преступных целей правонарушителей;
- ориентировка близких, средних и далеких перспективных социально полезных целях сотрудников правоохранительных органов;
- ориентировка в объектных, субъектных обстановочных условиях психологического и физического противоборства;
- диагностика «ситуации заложника» (криминальный конфликт с нестрогим соперничеством, если требования правонарушителя законные, и криминальный конфликт со строгим соперничеством, если требования правонарушителя противоправные);
- ориентировка в пространственных условиях (переговоры «лицом к лицу», переговоры при помощи технических средств связи, переговоры голосом при отсутствии контакта глаз);
- диагностика формальной социальной роли как своей, так и правонарушителя;
- диагностика формального социального статуса как своего, так и правонарушителя;
- ориентировка в стиле ведения переговоров (демократический);
- диагностика психического состояния правонарушителя;
- ориентировка в уровне профессиональной обученности, психологической подготовленности, стрелковой натренированности и физической подготовленности правонарушителя;
- ориентировка в психологических пристройках правонарушителя («сверху», «рядом», «снизу»);
- ориентировка в социально-психологических механизмах, влияющих на поведение правонарушителя в преступной группе (групповое давление, внушение, подражание и социально-психологическое заражение);
- ориентировка в основных функциях переговоров;
- ориентировка в межличностных и межгрупповых механизмах взаимовосприятия;
- ориентировка в позициях Родителя, Взрослого. Дитя;
- диагностика психологической структуры переговоров (уметь сознательно вычленять конкретные этапы ведения переговоров);
- диагностика ролевых ожиданий, целей, мотивов, интересов правонарушителей;
- диагностика способа выхода из переговоров;
- диагностика психологической структуры преступной группы (преступная группа «равных» правонарушителей по криминальному профессионализму, преступная группа с явным организатором, организованная преступная группа);
- диагностика вида преступной группы.
Если мы проанализируем ст.35 УК РФ, то можем выделить следующие виды преступных групп:
- случайные преступные группы (преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два и более исполнителя без предварительного сговора - ч.1 ст.35 УК РФ, т.е. простое соучастие, соисполнительство, совиновничество);
- преступные группы типа компании (преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления, - ч.2 ст.35 УК РФ, т.е. сложное соучастие);
- организованные преступные группы (преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, - ч.3 ст.35 УК РФ, т.е. организованная группа - это более опасная форма соучастия);
- преступное сообщество или преступная организация (преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях, - ч.4 ст.35 УК РФ, т.е. преступное сообщество (организация) это еще более опасная форма соучастия);
- объединение преступных сообществ или объединение преступных организаций (преступление признается совершенным объединением организованных групп, созданным для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, - ч.4 ст.35 УК РФ, т.е. объединение организованных преступных групп - это наиболее опасная форма соучастия).
В ч.3 ст.35 УК РФ сформулировано юридическое понятие организованной преступной группы. Если мы проанализируем данное определение, то выделим следующие юридические признаки организованных преступных групп:
- предварительный сговор;
- организованность;
- устойчивость;
- целевая направленность профессиональной преступной деятельности соучастников криминальный профессионализм.
В ч.4 ст.35 УК РФ законодатель закрепил следующие юридические признаки преступных сообществ (преступных организаций): предварительная объединенность (предварительный сговор), организованность, устойчивость, сплоченность, целевая направленность преступного сообщества (преступной организации).
Таким образом, законодатель по степени организованности, сплоченности, устойчивости, защищенности в ст. 35 УК РФ организованные преступные группы разделил на организованные группы (ч.3 ст.35 УК РФ), преступные сообщества (преступные организации – ч.4 ст.35 УК РФ), объединения из организованных преступных групп (ч.4 ст.35 УК РФ).
В ст.35 УК РФ законодатель закрепил следующие уровни организованной преступности (в зависимости от степени организованности, устойчивости, сплоченности и защищенности от социального контроля и уголовного преследования соучастников):
- допрофессиональный этап развития криминального профессионализма (случайные преступные группы - ч.1 ст.35 УК РФ и преступные группы типа компании – ч.2 ст.35 УК РФ);
- этапы развития криминального профессионализма:
а) начальный уровень развития криминального профессионализма (организованные преступные группы – ч.3 ст.35 УК РФ);
б) средний уровень развития криминального профессионализма (преступные сообщества или преступные организации – ч.4 ст.35 УК РФ);
в) высший уровень развития криминального профессионализма (объединения преступных сообществ или преступных организаций – ч.4 ст.35 УК РФ).
Если мы проанализируем уровни развития организованной преступности, то можем разработать следующее определение.
Под организованней преступностью понимается организованная, устойчивая, сплоченная, защищенная от социального контроля и уголовного преследования и созданная организатором малая или большая профессиональная преступная группа (организованная преступная группа ч.3 ст.35 УК РФ, преступное сообщество или преступная организация –ч .4 ст.35 УК РФ или объединение организованных преступных групп - ч. 4 ст.35 УК РФ) правонарушителей, функционирующая в теневой и легальной экономике в целях извлечения сверхприбыли путем систематического совершения тяжких и особо тяжких преступлений и обеспечивающая свою профессиональную преступную деятельность с помощью психического и физического принуждения граждан и коррупции в законодательных, исполнительных и судебных органах власти на определенней территории и в определенной сфере экономики, взятой под контроль.
Однако вышеуказанных профессионально-психологических знаний, навыков, умений недостаточно, чтобы уметь устанавливать психологический контакт и «входить» в доверие к правонарушителям в «ситуации заложника». Для этого заместители руководителей по безопасности и переговорщики должны уметь:
- нейтрализовать коммуникативные барьеры, которые возникают в процессе ведения переговоров с правонарушителями;
- применять сознательно, целенаправленно, планомерно, систематически и комплексно психологические приемы, повышающие эффективность переговоров с правонарушителями.
Барьеры коммуникативные психологические препятствия, возникающие в процессе установления заместителем руководителя по безопасности или переговорщиком психологических контактов и доверительных отношений с правонарушителями в «ситуации заложника».
К типичным ошибкам непонимания, возникающим при установлении психологического контакта заместителем руководителя по безопасности или переговорщиком с правонарушителями в «ситуации заложника» относятся:
- ошибки по типу отцы - дети (если правонарушителю 35 лет, то заместителю руководителя по безопасности или переговорщику должно быть 35 - 40 лет);
- ошибки по типу мужчина - женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин - отношения, поэтому «путь» к мужчине лежит через его желудок, а к женщине - через ее уши, т.е. доминируют чувства и отношения в процессе установления психологического контакта);
- межкультурные ошибки (заместитель руководителя по безопасности и переговорщик должны уметь говорить на доступном, на обыденном и при этом на любимом языке для правонарушителя);
- ошибка по типу житейская логика, н-р, если правонарушитель в очках, значит умный;
- ошибки по типу упреждения - новизны (мы знаем, что на заместителя руководителя по безопасности, переговорщика и на правонарушителя больше всего психологически воздействуют):
а) первая сообщаемая информация о заместителе руководителя по безопасности, переговорщике или правонарушителе это первый способ формирования первого впечатления, т.е. самоподача превосходства;
б) последняя сообщаемая информация о правонарушителе в процессе ведения переговоров, как правило, оказывается сильнее предыдущей;
- снисходительность (свойственна эмоционально и материально благополучным заместителям руководителей по безопасности, переговорщикам и правонарушителям);
- мотивационный психологический барьер нежелание правонарушителя взаимодействовать с конкретным заместителем руководителя по безопасности, переговорщиком, сотрудником правоохранительных органов;
- интеллектуальный психологический барьер возникает, когда заместитель руководителя по безопасности, переговорщик, сотрудник правоохранительных органов не знает и не учитывает истинный уровень профессиональной обученности и психологической подготовленности по данной проблематике;
- эмоциональный психологический барьер возникает при появлении чувства антипатии у правонарушителя к заместителю руководителя по безопасности, переговорщику или сотруднику правоохранительных органов
- волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия, когда заместитель руководителя по безопасности, переговорщик или сотрудник правоохранительных органов пытается влиять на правонарушителя в процессе ведения переговоров и при этом использует свой формальный социальный статус;
- барьер социально-психологических механизмов влияющих на поведение правонарушителя в преступной группе групповое давление, внушение, социально-психологическое заражение, подражание;
- барьер привлекательности это второй способ формирования первого впечатления в «ситуации заложника», т.е. самоподача привлекательности;
- барьер отношения правонарушителя к заместителю руководителя по безопасности, переговорщику или сотруднику правоохранительных органов третий способ формирования первого впечатления в ситуации знакомства;
- барьер имя возникает, если заместитель руководителя по безопасности, переговорщик или сотрудник правоохранительных органов не установил три рода имен правонарушителя;
а) Иванов Иван Иванович - реальное имя, т.е. то, которое указано в паспорте правонарушителя;
б) имя то, которое правонарушитель желает услышать в «ситуации заложника» - Иван Иванович;
в) имя, которое правонарушитель не любит - это его кличка;
- ошибки по типу приближение избегание (когда заместитель руководителя по безопасности, переговорщик или сотрудник правоохранительных органов или правонарушитель близки к моменту победы или поражению, они, как правило, расслабляются. Эту психологическую закономерность мы должны использовать на этапе оперативная игра);
- психологический барьер расстояния и месторасположения заместителя руководителя по безопасности, переговорщика и правонарушителя в «ситуации заложника».
Чтобы нейтрализовать вышеуказанные психологические барьеры, заместитель руководителя по безопасности, переговорщик или сотрудник правоохранительных органов должен проанализировать процесс ведения переговоров с правонарушителем в «ситуации заложника» с целью установить, нет ли у него перечисленных типичных ошибок непонимания - самонаблюдение, самопознание, самоанализ, самооценка и т.п. Зафиксировать коммуникативные барьеры, если они выявлены, то целесообразно их нейтрализовать, так как они формируют негативные профессиональные привычки у заместителя руководителя по безопасности или переговорщика в процессе ведения переговоров с правонарушителями.
Мы знаем, чтобы уметь установить психологический контакт с правонарушителем в процессе ведения переговоров, заместителю руководителя по безопасности или переговорщику недостаточно нейтрализовать психологические барьеры. Они должны уметь искусственно формировать симпатию при помощи психологических приемов.
Все психологические приемы, способствующие установлению, развитию и поддержанию психологического контакта заместителем руководителя по безопасности или переговорщиком с правонарушителем в «ситуации заложника» на всех этапах ведения переговоров, можно разделить на следующие условные группы:
- психологические приемы, способствующие установлению психологического контакта заместителем руководителя по безопасности или переговорщиком с правонарушителем в ситуации знакомства, это самоподача превосходства, самоподача привлекательности, самоподача отношения заместителя руководителя по безопасности или переговорщика к правонарушителю;
- психологические приемы, обеспечивающие первоначальное развитие психологического контакта между заместителем руководителя по безопасности или переговорщиком и правонарушителем в начале ведения переговоров. П. Мицич разработал четыре приема начала ведения переговоров:
а) прием снятия психической напряженности, н-р, заместитель руководителя по безопасности или переговорщик должны уметь сделать несколько комплиментов правонарушителю, чтобы снять психическую напряженность у правонарушителя в начале ведения переговоров;
б) метод «зацепки», н-р, заместитель руководителя по безопасности или переговорщик должны уметь кратко изложить оперативно-розыскную ситуацию, увязав ее с содержанием переговоров, а потом использовать эту «зацепку» как исходную точку для запланированных переговоров с правонарушителем в «ситуации заложника»;
в) прием стимулирования игры воображения правонарушителя, н-р, заместитель руководителя по безопасности или переговорщик должны уметь в начале переговоров задавать открытые вопросы правонарушителю по проблеме, которая будет освещаться в процессе ведения переговоров;
г) метод прямого подхода, н-р, если у заместителя руководителя по безопасности, переговорщика или сотрудника правоохранительных органов имеется реальная возможность спасти жизнь заложника без ведения переговоров с правонарушителем путем применения огнестрельного оружия в целях освобождения заложников.
- психологические приемы, обеспечивающие поддержание психологического контакта между заместителем руководителя по безопасности или переговорщиком и правонарушителем на всех этапах ведения переговоров в «ситуации заложника». И. Атватер разработал семь приемов слушания правонарушителя:
1. Нерефлексивное слушание - концентрация заместителем руководителя по безопасности или переговорщиком внимания на правонарушителе, молчание, слушание его законных или противоправных требований с использованием невербальных средств общения (визуальный контакт глаз, кивки и т.п.) и вербальных средств общения (да, да, да, да, понимаю можно ли подробнее ).
2. Рефлексивное слушание - обратная связь с правонарушителем, при которой заместитель руководителя по безопасности или переговорщик использует четыре приема рефлексивного слушания (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях точно воспринять информацию и понять требования правонарушителя.
3. Выяснение - это обращение заместителя руководителя по безопасности или переговорщика к правонарушителю за уточнениями при помощи детализирующих вопросов (н-р, уточните, что Вы имеете в виду ).
4. Перефразирование - это передача правонарушителю его же сообщения, монолога, требования, но словами заместителя руководителя по безопасности или переговорщика (н-р, другими словами, Вы считаете ).
5. Отражение чувств - это концентрация заместителем руководителя по безопасности или переговорщиком внимания на психическом состоянии правонарушителя (н-р, Вы несколько расстроены ...).
6. Резюмирование - это передача правонарушителю его требований в сокращенном виде (н-р, Вашими основными требованиями, как я понял, являются ).
7. Эмпатичное слушание - обратная связь с правонарушителем, при которой заместитель руководителя по безопасности или переговорщик используют четыре приема рефлексивного слушания (выяснение, перефразирование, отражение чувств и резюмирование) в целях уловить эмоциональную окраску требований и их значение для правонарушителя, познать его подструктуру направленности личности.
8. Психологический прием «сознательное подчеркивание психологической общности мы» (заместитель руководителя по безопасности или переговорщик сознательно подчеркивает сходство позиций, единство во мнениях, в интересах, в желаниях, в мотивах, в потребностях, во взглядах, в убеждениях, в мировоззрениях, в идеалах, в хобби, чтобы установить психологический контакт с правонарушителем в «ситуации заложника»).
9. Мысленное моделирование психологического и физического противоборства между сотрудниками правоохранительных органов и правонарушителем (диагностика типа правонарушителя, диагностика вида преступной группы и т.п., чтобы разработать сценарий установления психологического контакта с правонарушителем и сценарий ведения переговоров в «ситуации заложника» с учетом динамики конкретного криминального конфликта).
10. Психологический прием «имя» (использовать в переговорах только то имя, на которое претендует правонарушитель).
11. Психологический прием «затягивание времени в процессе ведения переговоров с правонарушителями» (время «работает» на сотрудников правоохранительных органов, поэтому затягивание времени на всех этапах ведения переговоров - это одно из основных умений заместителя руководителя по безопасности или переговорщика).
12. Психологический прием «торг». Чрезмерная уступчивость заместителя руководителя по безопасности или переговорщика позволит правонарушителю требовать от него невыполнимых требований, поэтому заместитель руководителя по безопасности или переговорщик должны уметь уступать и требовать - это умение вести торг в «ситуации заложника».
13. Психологический прием «одежда для успеха» (заместитель руководителя по безопасности или переговорщик должны идти на переговоры в гражданской одежде и при этом с учетом экипировки правонарушителя).
14. Психологический прием «Вы» (влияя на подструктуру направленности личности правонарушителя, заместитель руководителя по безопасности или переговорщик должны учитывать его ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, интересы, цели и т.п.).
15. Психологический прием «искусственное формирование заместителем руководителя по безопасности или переговорщиком психологической установки у правонарушителя отвечать на закрытые контактные вопросы только «да» (заместитель руководителя по безопасности или переговорщик должны уметь избегать несогласий и удерживать правонарушителя в начале ведения переговоров, насколько это реально возможно, от закрытых конфликтогенных ответов типа «нет» - это предпосылки для установления психологического контакта с правонарушителем).
16. Психологический прием «диагностика типа правонарушителя» в «ситуации заложника» (заместитель руководителя по безопасности или переговорщик должны уметь установить тип правонарушителя, чтобы установить с ним психологический контакт, а потом эффективно воздействовать на подструктуру направленности личности правонарушителя в процессе ведения переговоров) и др. психологические приемы, н-р, диагностика вида преступной группы, диагностика «ситуации заложника»;
- психологические приемы, которые применяет заместитель руководителя по безопасности или переговорщик на этапе выхода из переговоров:
а) в ситуации освобождения заложников правонарушителями добровольно или по требованию сотрудников правоохранительных органов переговорщиками используется психологический прием «сохранение лица правонарушителя»;
б) в ситуации освобождения заложников на этапе оперативная игра или «переговоры для прикрытия» заместителем руководителя по безопасности или переговорщиком используются психологические приемы «переключение внимания правонарушителей», «усыпление бдительности правонарушителей», «обмен заложников», «снятие психической напряженности», «ловушка», «использование естественно сложившихся благоприятных условий», «искусственное создание благоприятных условий» - это силовое освобождение заложников;
в) в ситуации выполнения всех требований правонарушителей, если это единственный способ спасти жизнь заложников (руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией по освобождению заложников применяется психологический прем «разработка сценария специальной операции по уголовно-правовому задержанию правонарушителей на специально подготовленной территории).
Таким образом, руководить оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией по освобождению заложников использует три алгоритма пресечения криминального конфликта:
- пресечение криминального конфликта при баррикадном виде захвата заложников (попытка установить психологический контакт с правонарушителями, попытка убедить правонарушителей освободить заложников, сдать оружие, сдаться органам власти, переговоры «для прикрытия», пресечение криминального конфликта в процессе силового освобождения заложников - это первый алгоритм принятия управленческого решения руководителем оперативного штаба в «ситуации заложника» и первый алгоритм пресечения криминального конфликта);
- пресечение криминального конфликта при замаскированном виде захвата заложников (розыск, поиск и нахождение заложников, затягивание времени, торг с правонарушителями в процессе установления психологического контакта, а потом первый алгоритм реализации плана освобождения заложников - это второй алгоритм принятия управленческого решения руководителем оперативного штаба в «ситуации заложника» и второй алгоритм пресечения криминального конфликта);
- пресечение криминального конфликта при выполнении всех требований правонарушителей (первый алгоритм, а потом не силовое освобождение заложников, если это единственный способ спасти жизнь заложников). Одновременно разрабатывается специальная операция уголовно-правового задержания правонарушителей в другом месте - это третий алгоритм пресечения криминального конфликта.
Если мы проанализируем второй учебный вопрос то можем сделать следующие выводы:
- психотехнология ведения переговоров - это умения заместителей руководителей по безопасности, переговорщиков, сотрудников правоохранительных органов и других граждан сознательно, планомерно, целенаправленно, комплексно и в совокупности применять правила, психологические приемы и психотехники в ситуации «захвата заложника», чтобы установить психологический контакт и войти в «доверие» к правонарушителю (-лям) в целях, указанных в ст.16 ФЗ РФ «О противодействии терроризму»
- если почтальонам выдали огнестрельное оружие, то заместителям руководителям по безопасности образовательных учреждений обязаны выдавать огнестрельное оружие, чтобы они имели реальную возможность своевременно и правомерно применять огнестрельное оружие в целях освобождения заложников и защиты школьников


.

4.В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЛЕКЦИИ преподаватель обязан подвести итог сказанному в основной части лекции, сделать выводы по теме и ответить на вопросы обучаемых.
Если мы проанализируем лекцию, то можем сделать следующие выводы: -выполненными исследованиями по данной проблематике созданы предпосылки для констатации возникновения новой учебной дисциплины «Юридическая конфликтология для заместителей руководителей по безопасности»;
- концепция правового и психологического обеспечения по данной проблематике не отвечает современным потребностям практики и криминогенной ситуации в РФ;
- чтобы профессионально разрешать криминальные конфликты в образовательных учреждениях, заместители руководителей по безопасности должны знать универсальную формулу криминального конфликта, структуру криминального конфликта, функции криминального конфликта, стили разрешения криминальных конфликтов в ситуации захвата заложника, типологию криминальных конфликтов, динамику реально возможных криминальных конфликтов, динамику криминальных конфликтов, связанных с освобождением заложников, динамику стресса у субъектов и участников криминального конфликта в ситуации захвата заложников, структуру конфликтоустойчивости, основные черты криминальных конфликтов, универсальную схему возникновения спровоцированных криминальных конфликтов,а также уметь реализовать ст.45 Конституции РФ, ст.37,38 и 39 УК. РФ и ст.24 ФЗ «Об оружии» в чрезвычайных ситуациях пресечения нападения правонарушителей, уголовно-правового задержания правонарушителей и устранения источников опасности и уметь применять приемы, реально гарантирующие личную физическую безопасность вооруженных граждан.
В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации (часть 5 статьи 5 введена Федеральным законом от 03.05.2011 N 96-ФЗ).
В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа (часть 4 статьи 5 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 30.12.2008 N 321-ФЗ, от 27.07.2010 N 197-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 03.05.2011 N 96-ФЗ)
.
В РФ введены три уровня террористической опасности: повышенный (синий цвет), высокий (желтый) и критический (красный).
Повышенный уровень (синий цвет ) террористической опасности целесообразно вводить при получении оперативной информации о готовящемся теракте.
Высокий уровень (желтый цвет) террористической опасности целесообразно вводить, если оперработники проверили информацию и сведения о запланированном теракте подтвердились, но цели, способ, мотивы, количество правонарушителей, место и время его совершения неизвестны сотрудникам правоохранительных органов.
Высший уровень (красный). террористической опасности целесообразно вводить, когда известны место и время теракта или он уже совершен, т.е. вводится режим контртеррористической операции.
Контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению руководителя контртеррористической операции в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.
Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.
На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
14) ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.
На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415