Психологическая готовность призывников в Вооруженных Силах Республики Казахстана


Психологическая готовность призывников в
Вооруженных Силах Республики Казахстана.
Социальная ситуация в современном Казахстане направлена на укрепление авторитета армии и военнослужащих. Однако буквально до недавнего времени в вооруженных силах Республики Казахстан имели место противоречивые тенденции не способствующие формированию у юношества мотивационно-ценностного отношения к службе в армии. Оценивая реалии последнего десятилетия можно констатировать, что к началу XXI века армия утратила свою мощь и боеспособность, исчез нравственно-патриатический дух солдат, ухудшились санитарно-бытовые условия жизни молодых воинов, нормой стала «дедовщина», снижение боевого мастерства, мелкое хулиганство и глумление над личностью новобранца. Перечисленные показатели являются внешними факторами, разрушающими мотивационные установки и желание юношей служить в армии.
Вместе с тем имеют место и внутренние факторы, определяющиеся внутриличностными и внутрисемейными установками. К их числу относятся излишняя опека молодых людей в семьях, социальный инфантилизм и социальный нигилизм, потеря духовно-нравственных ориентиров, образцов достойного «мужского поведения», отчетливо прослеживается приоритет женского воспитания.
Несмотря на перечисленные негативные проявления в массовом сознании казахстанцев живет глубокое уважение к традициям Казахстанской армии, к образу солдата-воина, солдата-защитника, солдата-победителя. Социологические исследования свидетельствуют о двояком отношении к службе молодежи в армии у родительской общественности. С одной стороны – в семьях есть опасение, что юноша, попав в армию, приобретет негативный опыт, будет подвергаться насилию и унижениям. С другой стороны – родители хотят, чтобы их сыновья прошли школу армейского воспитания, чтобы в армии у молодого человека сформировалась ловкость, выносливость, мужское поведение, гражданские качества.
Несмотря на это, позитивное отношение к военной службе, в частности, офицерской, еще сохранилось. Часть молодых людей (около 20%) готовится к поступлению в высшие военные учебные заведения или к срочной службе по призыву. Более высокие качественные показатели позитивного отношения к военной службе, активной подготовке к военно-профессиональной деятельности имеют студенты, обучающиеся на военных кафедрах вузов. Они получают военно-учетную специальность, занимаются различными военно-прикладными видами спорта, с уважением и субординацией относятся к военным
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о тенденции значительного увеличения количества школьников и студентов с негативным отношением к военной службе. Основными трудностями армейской службы молодежь связывает с неуставным отношением, большим физическим и нервно-эмоциональным нагрузкам. Заблаговременной самостоятельной подготовкой к предстоящей военной службе занимается недостаточное число юношей. В формировании негативного отношения к военной службе существенную роль играют средства массовой информации, низкий уровень военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации учащейся молодежи. Необходимость осуществления специальных развивающих мероприятий направленных на повышение уровня мотивации у молодежи к службе в армии, изменение стереотипов, формирование мотивационно-ценностного ядра в сознании личности юношей – будущих защитников Отечества.