Конспект урока окружающего мира Природные зоны России 4 класс УМК Школа России


Урок «Природные зоны»
Тип урока: урок “Урок отработки умений и рефлексии
Цель урока: закреплять у учащихся представления о природных зонахЗадачи урока:
Образовательные:
Закреплять знания детей с географическим положением природных зон, климатом, животным и растительным миром, ролью человека;
продолжать развивать умение работать с картой, гербарием, учебником.
Развивающие:
продолжить работу по формированию навыков анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей на примере взаимосвязей в природе;
умение работать с источниками информации.
Воспитательные:
воспитывать бережное, чуткое отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: географическое положение зоны степей, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
Уметь: работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.
Личностные:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Ход и содержание урока
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
Сегодняшний урок окружающего мира будет насыщенным, и, надеюсь, интересным. Поэтому прошу вас быть максимально собранными, наблюдательными и внимательными.
Начинается наше занятие.Будет, думаю, оно увлекательным.По природе родной будем шагатьНаблюдать, анализировать, рассуждать.
И начнем с вопросов.
Как называется раздел программы, который мы изучаем?
(«Природа России»)
Что можно сказать о территории нашей стране?
(Она имеет большую площадь.)
Обоснуйте свой ответ.
(Территория России расположена в нескольких природных зонах, в разных часовых поясах )
Сегодня на уроке мы еще раз сможем в этом убедиться, совершив заочную научную экспедицию по России и ее природным зонам.
Итак, тема нашего урока….
И какая цель сегодняшнего урока?
Основная цель нашего путешествия – закрепление, проверка и обобщение полученных на уроках знаний о местоположении, климатических условиях, растительном и животном мире, занятиях населения каждой природной зоны.
Подумайте и назовите условия, которые необходимы для жизни на земле? 
Минутка размышления над вопросом:
«От чего зависит разнообразие природных зон на Земле?» так ли это на самом деле? Давайте сегодня вспомним все, что мы знаем и обобщим наши знания.
2. Этап актуализации и пробного учебного действияНачнем с задания «Я знаю эту природную зону».
Прошу вспомнить, с какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке. Кто пойдет и расскажет мне используя карту?
3.Этап локализации индивидуальных затрудненийА какие именно природные зоны мы изучили, вспомним, узнав зону по описанию.
Слово проводникам.
1 ученик: Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)
2 ученик: Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
3 ученик: Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)
4 ученик: Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)
5 ученик: Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)
На листах самооценки пожалуйста оцените свою работу по данному этапу урока.
4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затрудненийАрктическая зона: «Могут ли повстречаться в Арктике белые медведи и пингвины?»
Тундра: «Почему в тундре много водоплавающих птиц?»
Лесная зона: «Лес – защитник водоемов и почв. Почему? Что еще защищает лес? Почему нашу страну называют великой лесной державой?»
Степь: «Почему в степи мало деревьев и встречаются они, в основном, по берегам рек?»
Пустыня: «У некоторых животных пустыни большие уши. Почему?»
Ребята, а теперь скажите. Каким образом мы можем обобщить наши знания и представить их в системе?
Прошу все ваши знания использовать при изготовлении проекта лэтбука. «Природные зоны России».
Работать будем в группах по алгоритму.
Географическое положение
Климат
Типичные растения
Типичные животные
Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы
5. Этап реализации построенного проекта
А теперь приступим к нашей творческой работе.
Физминутка.
6. Этап обобщения затруднений во внешней речиПрошу защитить данный проект.
Распределитесь, и попытайтесь осветить тот материал, который вы оформили.
От чего зависит климат природных зон? 
Оцените свою творческую работу.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Подъезжаем к следующей станции нашего путешествия «Тестовой».
Вам будут предложены вопросы по изученному материалу.
Выбираем один из трех вариантов. Прошу взять пульты в руки.
Результаты я посмотрю и поставлю оценки.
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Скажите, пожалуйста, а в какой зоне мы с вами проживаем?
При работе над проектом, вам надо было обратиться к экологическим проблемам.
А с какими проблемами мы сталкиваемся?
- А знаете ли вы правила поведения в лесу? 
Предлагаю обсудить следующую ситуацию.
В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики.Мальчик вошёл в вагон. Пассажиры посмотрели на него с осуждением.
Что бы вы сказали этому мальчику? Расскажите, как должен вести себя человек в лесу?
9. Этап рефлексии деятельности на урокеИтак, мы увидели, насколько богата и разнообразна природа зон. В старших классах вы рассмотрите это разнообразие на всем Земном шаре. Но, несмотря на такое разнообразие, все в ней взаимосвязано. И человек ее частица. Природа это единое целое.
- Для чего человеку нужно изучать природу?
Как вы считаете, все нам сегодня удалось? Справились мы с заданиями? Есть ли вопросы. Которые нужно подробнее закрепить?