Конспект урока по географии Природные зоны России: Арктика и тундра


План-конспект урока по географии в 8 «Б» классе
Тема: Учение о природных зонах. Арктика и тундра.
Дата проведения урока 28.01.13
Студент: Маркин Борис Андреевич
Цели урока:
Образовательные
Сформировать знания о причинах формирования природных зон
Систематизировать понятия: природная зона, широтная зональность, географическая поясность, полярное сияние, птичий базар
Показать фактическую характеристику понятий: природная зона, широтная зональность, высотная поясность
Показать причинно-следственные связи формирования природных зон
Привлечь картографический материал для формирования знаний номенклатуры
Воспитательные
Воспитывать нравственно-эмоциональное отношение к природе, чувство личной сопричастности к проблемам охраны природы.
Экологическое воспитание гражданина России и формирование чувства гордости за родной край
Развивающие
Развитие логического мышления, умений и навыков по характеристике природных зон
Продолжить формирование умений работать с картографическими материалами
Адаптационные
Формирование собственной позиции на видение географических особенностей природных зон
Показать значимость изучения данной темы для дальнейшего изучения географии
Оборудование: презентация
Тип урока: Комбинированный
Ход урока
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Говорит о целях и структуре урока, мотивация учащихся на активную познавательную деятельность, сообщает тему урокаСлушают учителя
Изучение нового материала
В начале урока учитель перед учащимися ставит проблемный вопрос: «Всегда ли жизнь и хозяйственная деятельность человека подвержены закону широтной зональности?»Высказывают мнение в начале урока и в конце
Систематизирует определение понятия «природная зона» - это большой участок суши с одинаковыми свойствами: рельефом, климатом, почвами, растительным и животным миром. Записывают в тетрадь
Обращает внимание на карту природных зон и просит перечислить все зоны с севера на юг (широтная зональность).
Задает вопрос: как называется закономерность смены природных зон на равнинах?
Формирует определение понятия «широтная зональность» - закономерная смена природных зон на равнинах.
Рассматривают карту, перечисляют зоны.
Предлагают варианты ответов (широтная зональность).
Записывают определение в тетрадь
Задает вопрос: А в горах есть такое явление?
Формирует определение понятия «высотная поясность» - закономерная смена природных зон в горах. Предлагают варианты ответов (высотная поясностьУчитель предлагает учащимся заполнить таблицу по природным зонам: арктика и тундра. На слайде в презентации показаны столбцы – географическое положение, климат, почвы, растительный и животный мир, хоз. деят-ть человека.
Из презентации и рассказа учителя распределяют записывают и информацию в таблицу
Закрепление изученного материала Задает следующие вопросы на закрепление темы «Арктика»
Почему лето в арктической пустыне холодное?
Почему растительность не образует сплошного растительного покрова?
Почему в арктической пустыне преобладают хищники?
Задает вопросы на закрепление темы «Тундра»
Почему природа севера особенно ранима и трудно восстанавливается?
Какие растения преобладают в тундре: однолетние или многолетние? Объясните. Ответ: угол падения не велик, преобладающие площади имеют белый цвет, который отражает 70-80% солнечной суммарной радиации
Ответ: большая площадь покрыта льдами, на которых не могут расти растения
Ответ: растительный покров скуден, пища только в море
Ответ: беден видовой состав, малое кол-во тепла приводит к медленному восстановлению организмов
Ответ: многолетние; потому что за короткое лето однолетние растения не успевают пройти весь цикл жизни до созревания семян
Задание на дом Объясняет домашнее задание: последний слайд презентации
§ 25, 26, 27
Записывают в дневник