Статья «Формирование УУД в инклюзивных классах на уроках математики в начальных классах»


Формирование УУД в инклюзивных классах на уроках математики в начальных классах
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №88»Пархоменко Марина Николаевна
В настоящее время одной из основных задач начальной школы является формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД). Математика играет важную роль в реализации этой задачи.
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; •проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; •активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; •построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Я бы хотела поделится своим опытом формирования УУД в инклюзивном классе. Математика является одним из самых трудных предметов в школе, а особенно для учащихся с ОВЗ. Для овладения математикой как учебным предметом необходима способность к формализованному восприятию математического материала (схватыванию формальной структуры задачи), способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами (свертывание процесса математического рассуждения), гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память (обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним. Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся с ОВЗ чаще всего развиты чрезвычайно слабо. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися.
На своих уроках я использую алгоритмический подход - это обучение учащихся какому-либо общему методу решения посредством алгоритма.
Обучение детей с ОВЗ алгоритмам должно строиться с учётом следующих принципов:
а) создание у учащихся ориентировочной основы его применения;
б) осуществление алгоритмизации на основе приёмов, раскрывающих их происхождение;
в) алгоритмическая линия должна пронизывать весь процесс обучения математике в школе;
Алгоритм ориентирует учащихся на последовательное выполнение действий по той или иной теме
Например, алгоритм деления.
1. Находим первое неполное делимое.
2. Определяем  число цифр в частном.
3. Делим методом подбора, начиная с наибольшего числа.
4. Находим остаток.
5. Сносим следующую цифру.
Алгоритм умножения на трёхзначное число:
1) Число умножаем на единицы.
2) Число умножаем на десятки.
3) Число умножаем на сотни.
4) Результаты складываем.
5) Получившееся число делим на классы
Определение и обеспечение условий для формирования необходимых математических алгоритмов учащихся с ОВЗ являются важнейшими педагогическими задачами по развитию прикладной направленности математического курса.
Алгоритм решения задач.
1. Внимательно читаем задачу .
2. Думаем о чём задача.
3. Чертим схему.
4. Находим  главные слова и отмечаем их на схеме.
5. «Одеваем » схему, читая задачу по частям.
6. Комментируя, показываем на схеме то, что известно и то, что неизвестно (часть, целое.)
7. Находим неизвестную часть или неизвестное целое по правилу.
8. Записываем решение, пояснение к задаче.
9. Записываем ответ задачи.
Ученики с ОВЗ часто не могут усвоить содержание, потому что не воспринимают учебную задачу как проблемную ситуацию, которую нужно разрешить. Они не продумывают задачу, а запоминают со слов учителя, что нужно сделать. Необходимо помочь детям уяснить задачу, а затем определить исходные данные, которые обеспечивают поиск решения. Для решения задач используем алгоритм рассуждения.
1.По условию задачи дано….
2.Надо узнать….
3.Для ответа на вопрос надо знать….
4.Нам известно….
5.Неизвестно…, но сказано ,что….
6.Значит, сначала узнаём сколько….
7.А потом узнаём….
8.Решаем.
9.Ответ.
При организации занятий по математике планирую задания, содержащие различные варианты с системой разноуровневых заданий, применяемые на разных этапах учебного процесса. Так же часто использую работу в парах и группах. Учащихся в группы организую в зависимости от уровня усвоения материала и устойчивости внимания:
1) группа продвинутого уровня (составляют учащиеся, которые ведут работу с материалом большей сложности и находят решения задачи самостоятельно или с небольшой помощью учителя), с высоким уровнем развития устойчивости внимания;
2) группа базового стандарта (учащиеся имеют достаточные знания для решения стандартных задач, затрудняются при переходе к решению задач нового типа и не справляются с решением сложных задач), со средним уровнем устойчивости внимания;
3) группа усиленной педагогической поддержки (учащиеся этой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают содержание теории в применении к решению задач), с низким уровнем устойчивости внимания;
4) группы смешанного типа- в группу объединены дети с разным уровнем подготовки, одни могут помочь другим в понимании материала и в его оформлении в тетради.
Для работы в группах разрабатываю специально подобранные задания с учетом вышеописанных особенностей учащихся. Специально подобранные задания применяются как для устной, так и для письменных работ, при в ходе самостоятельной и коллективной работ, при работе в группах и парах, на проверочных и контрольных работах, а также для выполнения домашних заданий.
     Специально подобранные задания классифицируются по признаку стандартности, а именно:   стандартная ситуация, усложненная стандартная ситуация, нестандартная ситуация, творческое задание.
С учетом темпа работы учеников в классе. Разрабатываются варианты индивидуальных заданий по объему. В зависимости от этого учащимся может быть предложено решить разное количество примеров или выполнить обозначенную учителем часть упражнения. Индивидуальные задания по степени обязательности выполнения делятся на основные и дополнительные. Задания, выполняемые школьником по желанию, прививают вкус к самостоятельному учебному труду. Задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий.  В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. Система заданий по любой программной теме построена так, что учитель может осуществлять обучение в соответствии с возможностями каждого ребенка.
При выдаче задания на дом выявляется уровень усвоения материала каждого учащегося и в зависимости от этого учитель конструирует задание для каждого школьника с учетом его индивидуальных особенностей.
Уроки должны быть оснащены техническими средствами обучения; дидактическими материалами (таблицами, иллюстрациями, тестами, схемами, алгоритмами рассуждений, перфокартами и т.п.), что делает урок ярким и запоминающимися.
Важно постоянно следит за работоспособностью в классе , для того чтобы провести смену деятельности, повторную физкультминутку
Необходимо отметить, что, инклюзивное обучение требует не только временных затрат от педагога, но и значительного повышения уровня педагогического мастерства, так как оно все равно требует создания особых условий для особого ребенка.
Таким образом, динамика развития УУД хорошо прослеживается на диаграммах:
Личностные УУД:

Мотивация Нравственные представления

Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно, использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. – 731с.
Формирование ключевых компетентностей в начальной школе: УИПКПРО, 2008. – 56с.
Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008