Внеклассное мероприятие по химии для 11 класса командная игра «Химия в мире наук»


Терликова И.В.,
учитель химии и биологии
сш № 8 им. А.П.Гайдара
г. Степногорска
Республики Казахстан
«Химия в мире наук»
(внеклассное мероприятие в форме командной игры для 11 класса)
Цель: продолжить работу по формированию личностно-ориентированного отношения учащихся к школьным предметам.
Задачи:
Обучающая: и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике.
Развивающая: развитие логического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения.
Воспитывающая: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Правила игры: класс разделен на две команды, два человека в жюри. Право первого хода принадлежит той команде, которая быстрее ответит на вопрос: каким индикатором нельзя распознать кислоту? (фенолфталеин). Вопросы задаются по очереди, за каждый правильный ответ присуждается один балл. Победители награждаются пятерками.
Учитель приветствует участников игры, сообщает правила, а также название туров: исторический, филологический, биологический, географический и экспериментальный.
Вопросы для исторического тура:
1.Вторая и последняя экспедиция английского путешественника Роберта-Фолкона Скотта в 1912году к Южному полюсу закончилась трагически. В январе 1912 года Скотт и четверо его друзей пешком достигли Южного полюса и обнаружили по оставленной палатке и записке, что всего за четыре недели до них Южный полюс был открыт экспедицией Амундсена. С огорчением они двинулись в обратный путь при очень сильном морозе. На промежуточной базе, где хранилось, горючее они его не нашли.Железные канистры с керосином оказались пустыми, так как имели кем-то вскрытые швы, которые раньше были запаяны оловом. Скотт и его спутники замёрзли возле распаянных канистр. Так при трагических обстоятельствах было обнаружено это явление.(олово при низких температурах переходит в другую полиморфную модификацию, прозванную «оловянной чумой». Этот переход сопровождается превращением обычного олова в пыль. Белое олово или бета-олово, которым были запаяны канистры, превратилось в серое пылевидное олово, или альфа-олово.
2.Как известно, викинги очень любили путешествовать. Об одном из таких путешествий сохранилась следующая легенда: однажды, собираясь в дальний поход, среди множества одежды, продуктов и прочего викинги прихватили несколько дубовых бочек со спиртом, чтобы было чем согреться в дороге и отметить победу. Путешествие их затянулось на долго. Постепенно истощались запасы еды и питья. И вот, однажды, празднуя очередную удачу, они открыли последнюю дубовую бочку. Однако в бочке оказался не спирт. И это позволило викингам сделать неожиданное открытие. Что было в бочке?(Коньяк – это смесь спирта со смолой дуба, жидкость янтарного цвета,названа по имени французской провинции).
3.У француза Бернара Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие возле лабораторного стола. В одной бутылке Куртуа приготовил для опыта суспензию золы водорослей в этаноле, а в другой находилась концентрированная серная кислота. Бутылки разбились, жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде мельчайших чёрно-фиолетовых кристалликов с металлическим блеском и едким запахом.Это был новый элемент.(Йод).
4.Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошёл дождь и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, сыгравшее значительную роль в жизни человечества. Оно остаётся важным для нас и сейчас.Что же произошло? (головы покрылись пеной – открытие мыла).
5.В конце позапрошлого столетия один из английских сатирических журналов откликнулся на научное открытие, о котором было только что сообщено. Под карикатурой, помещенной в журнале - хитро подмигивающий человечек, житель Солнца, красовалась надпись: «Наконец-то меня изловили на Земле. Это длилось достаточно долго. Интересно знать, сколько времени пройдёт пока они догадаются, что со мной делать?». О чём шла речь?(Это гелий. Приблизительно в 1869 году астрономы обнаружили его в атмосфере Солнца. Вскоре гелий был обнаружен в ряде минералов и горных пород. В 1898 году окончательно доказано присутствие гелия в составе атмосферного воздуха.)
6.При Петре Iвручалась медаль «За пьянство». Из чего её изготавливали и где она хранилась?(Медаль была сделана из чугуна. Одевалась на шею. И снималась только тогда, когда «награждённый» бросал пить.)
7.Участники второй экспедиции Колумба в Америку в 1496 году, вернувшись в Европу, рассказали, как индейцы острова Гаити играют в мяч. Индейские мячи, ударившись о землю, высоко подскакивали и прыгали. И были непохожи на тряпичные и кожаные мячи европейцев. Из чего были сделаны мячи индейцев?(Мячи были сделаны из латекса – природного каучука. Латекс – сок дерева гевеи, родина которого – Бразилия.)
8.Американский химик Чарлз Гудиер считал каучук разновидностью кожи и пытался его модифицировать. Он смешивал сырой каучук с каждым попадавшимся под руку веществом: солил, перчил, посыпал сахаром, речным песком. Однажды в 1841 он уронил кусок каучука, обработанного серой, на нагретую печь. Так впервые получилось это вещество.О чём речь?(Был открыт процесс вулканизации каучука, в результате которого он превращается в резину.)
Вопросы для биологического тура:
1.Какая собачка получится из 16 кг и хвойного дерева? (пудель).
2. Витамин Д или кальциферол участвует в обмене кальция и фосфора в организме. Укажите другое название данного витамина и почему его так называют? (антирахитический).
3. Название, какого элемента состоит из названий двух животных? (мышьяк).
4. Заменив одну букву в названии химического элемента семейства актиноидов на другую, получите название летучей мыши с большими ушами. (уран-ушан).
5. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке – её употребляют как лекарство? (соляная кислота).
6.Легенды говорят, что в далёкие времена пастухи заметили странную особенность: если козыи овцы пощиплют лист одного кустарника, они становятся резвыми, бойкими, легко взбираются на гору. Пастухи решили сами попробовать тёмно-зелёные листья: высушили их, заварили в кипятке, как поступали с другими лекарственными травами, и с наслаждением выпили душистый напиток. (Чай).
7. Заменив первую букву в  названии элемента первой группы, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями. (золото-болото).
8. Изменив лишь одну букву в названии элемента семейства галогенов, получите  фамилию известного немецкого зоолога и путешественника, автора многотомного труда «Жизнь животных». (бром-Брем).
9. Употребляя молоко, человек примерно на 80% удовлетворяет потребность в этом элементе.(кальций).
10. Какой элемент металл входит в состав хлорофилла? (магний).
Вопросы для филологического тура:
Дайте определение понятию антоним (это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения). Сейчас вам нужно будет назвать слова антонимы к некоторым химическим понятиям.
1.Алхимия (химия).
2.Анализ (синтез).
3.Гомологи (изомеры).
4.Диссоциация (ассоциация).
5.Катализатор (ингибитор).
6.Электрофилы (нуклеофилы).
Дайте определение понятию синоним (слова одной части речи , различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение). Сейчас вам нужно будет назвать слова синонимы к некоторым химическим понятиям.
7. Катализатор (фермент).
8. Модификации (аллотропные видоизменения)
9. Неорганические вещества (минеральные вещества).
10. Крекинг (расщепление).
Вопросы для географического тура:
1.На дне этого океана обнаружен самый горячий источник на Земле с температурой воды 400 градусов по Цельсию. Но самое удивительное – в этом супер кипятке обнаружены живые организмы – бактерии, моллюски, черви. Назовите этот океан(тихий океан).
2.Эта река называется Рио-Винегре. В ней не живут даже рыбы, потому что вода в ней очень кислая и на каждую тысячу частей воды этой реки приходится 11 частей серной и 9 частей соляной кислот. Где находится эта река? (Колумбия).
3.Назовите страну, в которой находится горячий, да еще и соленый источник, который местные жители используют как природную кухню. Ведь вода там все время кипит, стоит только опустить в нее мясо, и оно будет сварено, и солить не надо. (Алжир).
4.Всем известно, что вода морей и океанов соленая, но оказывается, солеными бывают и реки. В реке Солянка на каждый литр воды приходится 21 грамм соли. Где находится эта река? (Якутия).
5.Где на Земле находятся самые большие запасы воды? (Антарктида).
6. Заменив одну букву в название химического элемента, получите название реки во Франции, заменив же другую – название реки, на берегах которой стоит Пенза. ( Сера – сена – Сура).
7.Какие химические элементы названы в честь частей света? (Европий, америций)
8.Перечислите элементы, названные в честь стран. (Германий, франций, полоний(Польша), рутений(Россия), галлий(Франция).
Задания для экспериментального тура.
Для первой команды: 1.В состав феромонов тревоги пчел входит вещество состава
С 7Н 14О. определите строение этого вещества, если известно. Что оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол-2. (метилпентилкетон).
2.Проведите опыт. Опытным путем докажите наличие глюкозы в виноградном сахаре, белка в твороге и крахмала в киселе.
Для второй команды: 1. Кисловатый вкус ягод барбариса обусловлен высоким содержанием вещества состава С4Н 5О 5. Каково строение этого вещества, если при его дегидратации образуется непредельная дикарбоновая кислота состава С4Н 4О 4.(яблочная кислота)
2. Проведите опыт. Опытным путем докажите наличие глюкозы в виноградном сахаре, белка в твороге и крахмала в киселе.
Пока команды работают над вопросами экспериментального тура, зрителям предлагается небольшая разминка для ума.Вам всем знакомо математическое понятие “среднее арифметическое”. Так вот включив свои знания, смекалку, чувство юмора попытайтесь отыскать среднее арифметическое, но не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают. Итак, назовите среднее арифметическое:
Портфеля и рюкзака (ранец).
Женщины и рыбы (русалка).
Мужчины и коня (кентавр).
Носка и чулка (гольф).
Кола и пятерки (тройка).
Ежа и змеи (колючая проволока).
Яблока и персика (нектарин).
Велосипеда и мотоцикла (мопед).
Трамвая и поезда (электричка).
Апельсина и граната (грейпфрут).
Туфельки и сапога (ботинок).
Пианино и баяна (аккордеон).
Женщины и птицы (сирена – в греческой мифологии).
Человека и обезьяны (питекантроп – древнейший человек).
Холодильника и вентилятора (кондиционер).
В конце урока жюри подводит итоги, объявляются победители.
Задания для экспериментального тура.
(для жюри)
Для первой команды: 1.В состав феромонов тревоги пчел входит вещество состава
С 7Н 14О. определите строение этого вещества, если известно. Что оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол-2. (метилпентилкетон).
2.Проведите опыт. Опытным путем докажите наличие глюкозы в виноградном сахаре, белка в твороге и крахмала в киселе.
Для второй команды: 1. Кисловатый вкус ягод барбариса обусловлен высоким содержанием вещества состава С4Н 5О 5. Каково строение этого вещества, если при его дегидратации образуется непредельная дикарбоновая кислота состава С4Н 4О 4. (яблочная кислота)
2. Проведите опыт. Опытным путем докажите наличие глюкозы в виноградном сахаре, белка в твороге и крахмала в киселе.
Задания для экспериментального тура.
Для первой команды: 1.В состав феромонов тревоги пчел входит вещество состава
С 7Н 14О. определите строение этого вещества, если известно. Что оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол-2.
2.Проведите опыт. Опытным путем докажите наличие глюкозы в виноградном сахаре, белка в твороге и крахмала в киселе.
Задания для экспериментального тура.
Для второй команды: 1. Кисловатый вкус ягод барбариса обусловлен высоким содержанием вещества состава С4Н 5О 5. Каково строение этого вещества, если при его дегидратации образуется непредельная дикарбоновая кислота состава С 4Н 4О 4.
2. Проведите опыт. Опытным путем докажите наличие глюкозы в виноградном сахаре, белка в твороге и крахмала в киселе.
Оценочный лист для жюри.
Туры Баллы для первой команды Баллы для второй команды
Исторический
Биологический
Филологический
Географический
Экспериментальный
Общее количество баллов