Разработка урокаЗадачи на нахождение части от числа и числа по его части


Тема «ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТИ ОТ ЦЕЛОГО
И ЦЕЛОГО ПО ЕГО ЧАСТИ»
1-й урок
Цели:
Дать понятие, как найти часть от целого, как найти целое по его части.
Облегчить ученикам процесс определения типа задачи. Научить решать задачи поэтапно. Мотивировать необходимость запоминания этапов тем, что в этом случае сокращается и облегчается процесс решения задач данного типа.
Воспитывать познавательный интерес.
Ход урока
I. Разбор задач.
№ 612. Прочитайте задачи (работа с текстом учебника)
В рукописи 50 страниц. За день машинистка перепечатала 2/5 рукописи. Сколько страниц перепечатала машинистка? За день машинистка перепечатала 20 страниц, что составило 2/5 всей рукописи.
Сколько страниц в рукописи?
Разбор задач происходит с одновременным заполнением таблиц.
Анализ таблиц и выделение имеющихся зависимостей между рассматриваемыми величинами.
Ответьте на вопросы:
Какая величина принята за целое в первой задаче? Какая – во второй?
В какой из задач эта величина известна, а в какой — нет?
В какой из задач требуется найти часть от целого, а в какой - целое по его части!
Таблица 1
Целое Дробь от целого Значение дроби от целого
50 страниц 2/5 ?
Что показывает дробь 2/5?
Можно ли установить, что больше, целое или его часть?
Как это отношение влияет на математическое действие? Для нахождения целого?
Как найти значение дроби от числа, если известно все число?
Таблица 2
Целое Дробь от целого Значение дроби от целого
? 2/5 20 страниц
Можно ли сказать, что это взаимно обратные задачи? Ответ поясните.
Как найти целое, если известно значение дроби от целого?
Ответы на эти вопросы схематично записываются на доске следующим образом:
(значение дроби) = (целое) • (дробь от целого)
(целое) = (значение дроби): (дробь от целого)
Попробуйте сформулировать правила для нахождения части от целого и целого по его части.
Запишите решение каждой задачи в виде числового выражения.
II. Решение элементарных задач.
Решение задач организовать таким образом, чтобы учащимся самим приходилось осуществлять выбор типа задачи, соответствующего правила и действия.
Учитель при разборе задачи предлагает использовать вопросы. Важно начать анализ с вопроса о целом. И ответ на него должен быть таким: «Целое - это …. Оно неизвестно или известно». Далее идет заполнение таблицы.
Вопросы:
Какая величина принята за целое?
Известна ли эта величина?
Что требуется найти в задаче: часть от целого или целое по его части?
Таблица 2
№ 614
Целое Дробь от целого Значение дроби от целого
84 км2/7 ?
После этого учащиеся называют правило, которое будет использовано, формулируют его и выполняют действие по правилу.
Задачи №№ 615-616 выполняются в индивидуальном темпе. Сверяются с решением у доски, которое выполняется на закрытых плоскостях. Обсуждается решение, проговариваются правила.
Задачи №№ 617-621. Рассматривается только условие, определяется вид задачи, проговаривается способ решения. Для более сильных учащихся указываются №№ 627, 628 (с использованием понятия процента).
III. Выполнение задания, записанного на доске. Необходимо для решения более сложных задач по теме, с использованием понятия процента.
Представьте число в виде десятичной дроби: 1/5; 2/20; 3/4; 17/20.
Представить число в виде обыкновенной дроби или смешанного числа:
0,75; 2,5;1,08;7,02;2,04.
IV. Подведение итога урока.
Что нового узнали на уроке?
Что было самым простым?
Какие затруднения испытывали на уроке?
Что было самым сложным?
Какую цель можно поставить перед собой на следующий урок?
V. Домашнее задание: п. 21 № 624, 625 (задачи), 642 (задание на координатной плоскости)