Тема урока: «Нахождение части от числа и числа по его части»

Тема урока:
«Нахождение части от числа и числа по его части»

Цель урока: формирование у учащихся умения решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверка готовности учащихся к работе.

II. УСТНАЯ РАБОТА

Учитель. Мы начали изучать новую большую тему «Обыкновенные дроби».
Какое число называется дробью?
Приведите пример дроби, назовите ее числитель и знаменатель.
Что показывает знаменатель дроби?
Что показывает числитель дроби?
Сформулируйте основное свойство дроби.
Что называется сокращением дроби?
Обратите внимание на экран. Некоторые задания будут продемонстрированы на слайдах.
Задание 1. Сократите следующие дроби.
4 9 7 8 4 3 10 6 2 11 4 10
6 ' 15 ' 14 ' 14 ' 9 ' 9 ' 50 ' 9 ' 4 ' 44 ' 8 ' 15 '
5 4
15 ' 7

Как называется последняя дробь?
Какая дробь называется несократимой?
Задание 2. Решите следующие задачи.
1.Винтик и Шпунтик собрали новый автомобиль за 15 дней. Какую часть автомобиля они собирали за один день?
2.Незнайка решил совершить за день 10 хороших поступков. Но, к сожалению, ему удалось сделать лишь 1 часть того, что он запланировал. Сколько хороших
5
поступков совершил Незнайка за день?

3.Знайка прочитал за день 1 часть книги. Сколько дней потребуется Знайке на чтение
4
всей интересной книги?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Учитель. Обратите внимание на экран. Эпиграфом к этому уроку будут слова
Д. Пойа: «Умение решать задачи практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь». На этом уроке мы будем заниматься практическим искусством учиться находить часть числа и число по его части. Прежде чем приступить к изучению новой темы, повторим написание некоторых математических терминов.
Задание 1. Запишите в тетрадях следующие слова и словосочетания в столбик одно под другим (один ученик пишет на доске):
ЧИСЛО
ЧАСТЬ
ЧИСЛИТЕЛЬ
ЧАСТЬ ЧИСЛА

Теперь проверьте правильность написания слов на доске с написанием, которое перед вами на экране. В случае необходимости исправьте ошибки.
При изучении новой темы мы должны установить связь между этими понятиями. В ходе устной работы вы решали задачи про Незнайку и его друзей.
Кто придумал этих замечательных персонажей?
[Н. Носов.]
Н. Носов написал еще одну интересную книгу, которая называется «Витя Малеев в школе и дома». Давайте и мы решим задачу, которую решал главный герой.
Прошу вашего внимания на экран. Попробуем устно решить задачу
Задача. Мальчик и девочка собирали в лесу орехи. Мальчик собрал в два раза больше орехов, чем девочка. Сколько орехов собрали мальчик и девочка в отдельности, если вместе они собрали 120 орехов?
Какую часть орехов собрала девочка? Какую часть орехов собрал мальчик?


Задание 2. Решите следующие задачи.

1. Девочка собрала 1 всех орехов. Сколько орехов собрала девочка, если всего
3
собрано 120 орехов?

2. Мальчик собрал 2 всех орехов. Сколько орехов собрал мальчик, если всего
3
собрали 120 орехов?

Решая эти задачи, мы искали часть числа. Сделайте вывод, как найти часть числа.

Вывод (делают учащиеся). Чтобы найти часть числа, нужно число разделить на знаменатель дроби и умножить на числитель.

Учитель. Сформулировав это правило, мы связали четыре математических термина
ЧИСЛО
ЧАСТЬ
ЧИСЛИТЕЛЬ
ЧАСТЬ ЧИСЛА

Задание 3. Решите задачи на нахождение части числа.
Мама купила 6 килограммов конфет. Витя сразу же съел 2 всех конфет и ему
3
стало плохо. После какого количества съеденных конфет у Вити разболелся живот?

В курятнике было 40 кур. За неделю лиса утащила 3 всех кур. Сколько кур
8
утащила лиса?

Задание 4. Решите следующие «обратные» задачи.
Девочка собрала 40 орехов, что составляет 1 всех орехов. Сколько орехов
3
было собрано?

Мальчик собрал 80 орехов, что составляет 2 всех собранных орехов.
3
Сколько орехов было собрано?

Сделайте вывод, как найти число по его части.

Вывод (делают учащиеся). Чтобы найти число по его части, нужно часть числа разделить на числитель дроби и умножить на знаменатель.

Учитель. Сформулировав это правило, мы снова связали четыре математических термина:
ЧИСЛО
ЧАСТЬ
ЧИСЛИТЕЛЬ
ЧАСТЬ ЧИСЛА

Эта запись будет служить опорой при решении задач на нахождение части числа и числа по его части.

Задание 5. Решите задачи на нахождение числа по его части.

1. Алиса упала в сказочный колодец и за первую минуту пролетела 150 метров. Какова глубина колодца, если за первую минуту Алиса пролетела 3 всего расстояния?
11

2.Мачеха перед балом задала Золушке много работы. Чтобы выполнить 3 этой
5
работы, Золушке понадобилось 6 часов. За какое время Золушка выполнит всю работу?

III. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

№ 781(а, б), 785(а, б), 783.
По окончании работы проводится проверка правильности решения задач, обсуждаются ход решения и ответы.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель. Чему вы научились сегодня на уроке?
Как найти часть числа по его дроби?
Как найти число по его части?
Решите устно следующую задачу.
Шел отряд солдат: десять рядов по семь солдат в ряд.

8 их было усатых. Сколько там было усатых солдат? Сколько там было безусых
10
солдат?
их было носатых. Сколько там было носатых солдат? Сколько там было
10
курносых солдат?

V. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Придумайте, запишите и решите две задачи по новой теме.