В волшебном царстве Берендея.


План-конспект
Тема: «В волшебном царстве берендея»

Форма занятия: ознакомление.
Тип занятия: комбинированное
Образовательные задачи:
1.Уточнять и расширять имеющиеся представления ребят о лесе и его обитателях.
2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
Развивающие задачи:
1.Развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
2. Развивать чувство сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством музыки и с помощью театрализованных этюдов.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.
2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Словарная работа: березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес, этажи леса.

Ход занятия.
I. Подготовительный этап.
Подготовка кабинета к занятию: установка оборудования.
II. Организационный этап.
Приветствие.
III. Основной этап.
Звучит музыка леса, пение птиц, на экране меняются мультимедийные слайды на тему «Лес» на протяжении всего занятия.
Чтение стихотворения:
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа
Птицы – учат пению
Паучок – терпению
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости:
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас - чистоте
Учит солнце – доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой, лесной народ
Учат крепкой дружбе!
(Вдруг воспитатель замечает письмецо).
Педагог:
Кто-то бросил нам в оконце,Посмотрите, письмецо.Может, это лучик солнца,Что щекочет мне лицо?Может, это воробьишко,Пролетая, обронил?Может, кот письмо, как мышку,На окошко заманил?
От кого пришло письмо,Вам ведь хочется узнать?Тогда надо постараться,И загадку отгадать.
Загадка
Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,Зверей понятен мне язык.Зовусь я дедом Спиридоном.Я не волшебник, я — … (лесник)
Педагог:
Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего — от дедушки Спиридона. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на праздник Леса. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. Жду вас у колодца! До встречи. Дед Спиридон».
Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на праздник Леса!
(Под музыкальное сопровождение в лесу их встречает сказочный персонаж — Сорока).
Сорока: Тра-та-та! Привет ребяткам!Спиридон меня позвал,Проводить вас на полянку,Сквозь кустарник наказал.По тропиночке пойдем,Песню звонко запоем.
Составление картины «Удивительный Лес».
- Скажите, что растёт в лесу? (деревья, кусты, трава, цветы, грибы, ягоды, орехи и т.д.)
Ребята, лес – это всё равно, что многоэтажный дом, в котором живут много жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу.
- Как вы думаете, сколько этажей в лесу и как они называются? (ответы детей)
- Ребята, значит, куда мы поселим травянистые растения? (на первый этаж)
- Ребята, получился ли у нас лес? (нет) - Почему? (потому что в лесу растёт не только трава)
- А что же растёт в траве? (ягоды, грибы)
- А что же ещё растёт в лесу? (цветы)
- А сейчас получился ли у нас лес? (нет)
- Почему? (потому что в лесу ещё растут деревья)
- А куда поселим мы кусты? (рядом с деревьями)
– Почему? (потому что кустарники рядом растут, под деревьями и не дают дождям размывать почву, так как вода, скатываясь по листьям и веткам медленно всасывается в землю)
- Ребята, посмотрите, а какие же растения у нас остались? (морковь, капуста, лук)
– Почему? (потому что это садовые растения, они в лесу не растут)
- Ребята, а сейчас у нас получился лес? (нет)
- Почему? (потому что в нашем лесу нет животных, птиц, насекомых)
- Давайте же поселим в наш лес животных, птиц и насекомых. Кто хочет поселить их в наш лес? (перечисление птиц, животных, насекомых, которые живут в лесу)
- Ребята, а теперь получился у нас лес? (да)
- А что бы было всем тепло, пусть светит солнышко, плывут облака. Хорошо теперь в лесу! Птички поют, бабочки летают!
Сорока: Очень я люблю, ребята,Слушать музыку в лесу,И кузнечика, и дятла,И пчелу, и стрекозу.
Трели птиц, шепот листвы.Что смогли услышать вы?
Педагог:
Ребята, давайте закроем глаза и послушаем музыку леса, а потом расскажем Сороке, что мы услышали?
(Включается диск «Волшебство природы» учащиеся слушают лесные звуки, закрыв глаза).
Психологическая разгрузка.
Педагог:
Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое.
Педагог:
Что вы услышали в лесу? (пение птиц, журчание ручья, жужжание пчелы, стрекотание кузнечика, кукование кукушки, полёт стрекозы, кваканье лягушки…).
- Да, в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Ведь Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд и нор. Лес – это не только украшение земли, её великолепный и удивительный наряд, но и источник здоровья. Это огромная земная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль и ядовитые газы.
- Ребята, как вы думаете, что даёт лес человеку, животным и птицам? (людям лес даёт чистый и свежий воздух, спасает от жары, зноя, даёт тень и прохладу, дарит грибы и ягоды, дрова…Животным и птицам – жилище и корм).
- А пословицы о лесе вы знаете?
Чтение пословиц о лесе.
(Появляется из домика дед Спиридон).
Спиридон: Здравствуйте, ребята! Слышу, слышу ваши замечательные пословицы о лесе. Мы лесники – важные для леса люди. Мы заботимся о лесе – бережем его от пожара, помогаем животным в трудную минуту – зимой в бескормицу, весной в половодье. Мы очищаем лес от старых деревьев, намечаем посадку новых, боремся с браконьерами не покладая рук.
Вы знаете, что в лесу бывает много разных деревьев?
- Ребята, а как называется лес, в котором растут березы? (березняк, березовая роща). Молодцы!
- А как называется лес, где растут ели и сосны? (хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес). Правильно!
- А как же называется лес, где много дубов? (дубовая роща, дубрава, дубравушка). Молодцы!
- Ребята, как вы думаете, что такое лиственный лес? (лес, где растут лиственные деревья: береза, дуб, клен, осина, рябина, липа, ясень, лещина…).
- Скажите, а что такое хвойный лес? (лес, в котором растут хвойные деревья: сосны, ели, пихта, лиственница). Молодцы!
- Тогда, что же такое смешанный лес? (лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья).
Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Ботанические ошибки». Для этого вам нужно разделиться на 2 команды. Каждая команда получит картинку. Вы должны её внимательно рассмотреть и, если есть ошибки, найти их и рассказать нам. А остальные будут оценивать. Правильно ли найдены ошибки?
Игра «Ботанические ошибки»
Спиридон: Ай, да молодцы, ребятки! А сейчас я загадаю вам очень сложное задание. Надо хорошо подумать, быть внимательными и правильно ответить:
- Где труднее зайцу спрятаться от лисы в смешанном лесу или в сосновом бору? Почему? (в сосновом бору, так как там нет густой травы). Молодцы!
- А где построит гнездо сова в березняке или в дубраве? Почему? (в дубраве, так как там есть желуди, а где желуди, там мыши. Ведь сова питается мышами).
Педагог: Спасибо вам огромное, дедушка Спиридон, за доставленное удовольствие!
Спиридон: Вижу я, ребята вы знающие, природу любящие. Хорошая смена нам растет. А сейчас мне пора обходить свои владения. До встречи!
Педагог: Ребята, на этом наше занятие заканчивается. Но мы с вами обязательно будем продолжать пополнять наши знания о деревьях, о животных, о птицах, о насекомых. Кому понравилось занятие, кто считает, что он взял для себя что-то новое, полезное, пусть возьмет смайлик с улыбкой, а кто считает, что занятие было неинтересное, и что эти знания ему не пригодятся в жизни, пусть возьмет грустный смайлик.
У ребят, которые выбрали смайлик с улыбкой, спрашиваю, что полезного нового они узнали на занятии, что им понравилось?
У детей, которые выбрали грустный смайлик, спрашиваю, почему они его выбрали?
- Я очень рада, ребята, что вам всем занятие понравилось.