Программа кружка дополнительного образования Юный патриот


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по УВР
_________ /Салтыкова Н.В./
« ____ »_____________201__ г. Директор школы _____________/Ксенчак М.Г./
Приказ от __________ 201__ № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Юный патриот»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс)
Среднее общее образование
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов 35
Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель истории Прохорова Н.В.
ФИО, должность, квалификационная категория
Программа разработана на основе
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
на 2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие на селе перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня практически сравнялась с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Цель программы:
Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма, что подразумевает воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории своей семьи, своей малой и большой Родины).Задачипрограммы:
воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
развитие интереса к русским традициям;
расширения представлений о России;
знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном;
формирование чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Содержательные линии программы
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной, национальной культуры, на их изучение, сохранение.
Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Воспитательные цели:
пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;
приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры.
Отношения, формируемые в результате общения и деятельности
• Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему
поколению в семье, детям, другим людям; благородство, достоинство, толерантность;
• осознать, что мы не безродные, не Иваны родства своего не помнящие;
• понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).
Формы работы:
- Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
- Игры;
- Беседы;
- Коллективные творческие дела;
- Выставки работ;
- Экскурсии, поездки;
- Тренинг.
Объект деятельности:
- программа рассчитана на детей среднего школьного возраста.
Список источников и литературы
Конституция РФ;
ФКЗ «О государственном гимне РФ»;
ФКЗ «О государственном флаге РФ»;
ФКЗ «О государственном гербе РФ»;
Мемуары участников Великой Отечественной войны, жителей деревни Березовка;
http://www.yandex.ru/;
Великие граждане великой России. Нижегородскому ополчению (1611-1612 гг.) посвящается. Н.Новгород, Нижегородская государственная областная детская библиотека, 2006;
Горьковчане в Великой Отечественной войне 1941-1945, Горький, 1970;
Государственная символика России. История и современность//И.В.Можейко, Н.А.Сивова, Н.А.Соболева, М., ЦНСО, 2003;
Нижний Новгород. Архитектура XIV-начала XXвека, Н.Новгород, 1994г.;
На рубеже двух веков. Нижегородское Поволжье в фотографиях М.П.Дмитриева, Горький, 1985;
Нижегородская губерния. Дорога в XXI век, Н.Новгород, 2001.
Дополнительная оснащенность к уроку:
Презентации по теме: «государственные символы РФ», «Киевская Русь XII-XIV века», «Первые киевские князья», «Нижегородско-Суздальское княжество», «Великое дело К.Минина и Д.Пожарского»
Карта Нижегородской области
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
систему краеведческих знаний,
устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Содержание программного материала
Блок №1. Россия. Историческое прошлое нашей родины.
Тема 1. Россия- Родина моя
Понятия: Родина, Россия, страна.
Рассказать о Родине, где она находится и как она называется, какова ее основная характеристика (географическое положение, территория, численность населения, аппарат управления). Почему она является страной. Обосновать место человека в стране, его роль. Человек-гражданин России.
Тема 2. Моя малая Родина
Понятия: Нижегородская область, Богородский район, деревня
Административно-территориальное деление России. Нижегородская область как субъект Российской Федерации. Богородский район-один из 43 районов Нижегородской области. Основная характеристика Богородского района. Поиск на карте Нижегородской области д.Березовка, ее географическое положение.
Тема 3. Первые киевские князья на нашей земле
Персоналии: Юрий Всеволодович, Константин Васильевич, Дмитрий Донской, Василий I
Даты: 1221 год, 1341г. (образование Нижегородско-Суздальского княжества со столицей Н.Новгород), 08.09.1380г. (Куликовская битва).
Основание Нижнего Новгорода. Образование Нижегородско-Суздальского княжества и его историческое значение, первые князья и их роль в развитии (упадке) княжества. Куликовская битва и ее историческое значение. Взаимодействие Золотой Орды с Нижегородско-Суздальским княжеством.
Тема 4. Мы говорим о нашей Родине
Экономическое и хозяйственное развитие после нашествия монголо-татар. Культура, архитектура, храмовое, каменное и деревянное зодчество.
Тема 5. «За что мы любим нашу малую Родину»
Понятия: традиции, обычаи, обряды, праздники
Христианские и языческие праздники, народные приметы и предания. Пасха, Рождество, Иван Купала, Масленица, Свадьба
Тема 6. Путешествие в прошлое
Нижегородский кремль-историческое прошлое и современное состояние. Урок-путешествие по Нижегородскому кремлю.
Тема 7. Дворянские усадьбы: прошлое и настоящее
Усадьба Приклонских- Рукавишниковых (с.Подвязье Богородского района), Баташевых (Выкса) , Пушкиных (Б.Болдино), Гомулина (г.Павлово), Шереметевых (д.Лазарево Богородского района)- история и современность
Тема 8. Александр Невский святой заступник русской земли
Невская битва, взаимоотношение Руси и золотой Орды, причисление к лику святых.
Тема 9. Великий подвиг К.Минина и Д.Пожарского
Персоналии: К.Минин, Д.Пожарский
Дата организации похода, воззвание К.Минина, путь ополчения 1612 года, освобождение Москвы от иноземных захватчиков, подвиг русского народа.
Блок №2. Государство на современном этапе.
Тема 10. Государственные символы РФ
Государственные символы РФ, Конституция РФ, Герб РФ, Гимн РФ, Флаг РФ, описание государственной символики РФ, историческое значение принятия символов.
Тема 11. Государственные праздники
Даты: 12 декабря, 12 июня, 04 ноября, 09 мая
День Конституции, День России, День народного единства, День Победы. Историческое прошлое государственных праздников: почему является праздником, решение о принятие праздника в ряд государственных. Урок-презентация: «Как бы я хотел отметить Праздник….., если бы я был…………!».
Блок №3 Богатое прошлое Нижегородского края
Тема 12. Прошлое родного края
Персоналии: Юрий Долгорукий, Петр I, Екатерина II,
История возникновения: основание Н.Новгорода, Нижегородско-Суздальское княжество (повторение), Нижегородская губерния, Нижегородский край (1929), Горьковская область (1937), Нижегородская область (1990)
Тема 13. Знаменитые люди земли нижегородской
Персоналии: И.П.Кулибин, В.П.Чкалов, А.С.Попов, Р.Е.Алексеев, Н.И.Лобачевский
Тема 14. Знаменитые люди земли нижегородской
Персоналии: Харитон Ю.Б., Мокроусов Б.А., А.М.Пешков (М.Горький), Н.А.Семашко, Я.М.Свердлов, М.А.Балакирев, Н.М.Карамзин (эвакуация в Н.Новгород), К.М.Батюшков (эвакуация в Н.Новгород), А.С.Пушкин.
При помощи материалов книг и источников рассказать о жизни, творчестве знаменитых людей.
Блок №4. Я и моя семья!
Тема 15. Профессии в моей родословной
Понятия: профессия, родословная, трудовые династии.
Какие профессии существуют, какие профессии есть в твоей семье. Занимаются ли в семье одним и тем же делом из поколения в поколение. Рассказ о профессиях в семье.
Тема 16. Познай людей и самого себя
Термины: личность, характер, темперамент, поведение
Характеристики личности. Какие виды характера тебе известны.Типы темперамента. К какому темпераменту можно отнести твою личность. Как личность, характер, темперамент и поведение связаны между собой. Хорошее и плохое поведение.
Тема 17. Любимые занятия моих родителей
Понятия: хобби, увлечения, традиции
Чем занимается твоя семья свободное время, как члены семьи любят проводить время. Активный, пассивный и смешанный виды отдыха. Традиции семьи.
Тема 18. Кому нужна моя помощь?
Понятия: помощь, дружба, взаимовыручка, доброе дело, добро
Рука помощи, милосердие. Друзья и дружба. Компания.Добрые дела, взаимная помощь друг другу. Благотворительность и волонтерство.
Тема 19. Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома
Понятия: поведение, распорядок дня, плохие поступки и добрые дела
Плохое и хорошее поведение. Добро и зло, хорошее и плохое.Домашние обязанности. Рациональное распределение личного времени. Отдых
Тема 20. О семье в стихах и песнях
Образ семьи в творческом исполнении.
Тема 21. О семье в стихах и песнях
Традиции, развлечения и отдых в творческом исполнении.
Блок №5. Я и моя деревня
Тема 22. Моя деревня
Понятия: соседи, памятники архитектуры и быта
Роль и место моего дома и улицы в истории деревни. Почему улица, на которой мы живем, носит именно это название. Мои соседи, отношения с ними. Достопримечательности деревни.
Тема 23. История моей деревни. Экскурсия в музей
Экскурсия по музею г. Богородска. Формирование знаний об истории д.Березовка Богородского района, персоналии.
Тема 24. Мой любимый уголок деревни. Экскурсия
Урок-экскурсия к любимым местам родной деревни участников кружка.
Тема 25. Памятные места моей деревни. Экскурсия
Урок-экскурсия к памятным местам деревни.
Тема 26. Вот моя деревня, вот мой дом родной (игра-путешествие)
Совместный проект участников кружка по оформлению плаката (карты) деревни с указанием наиболее важных, по их мнению, объектов.
Тема 27. В гости к старожилам. Экскурсия
Урок-экскурсия к сторожилам деревни (участникам Великой отечественной войны, труженикам тыла, ветеранам труда).
Тема 28. Мои известные земляки
Самостоятельный поиск и рассказ о людях,кому не безразличен быт деревни в настоящее время.
Тема 29. Профессии людей в деревне
Исследование на тему: «Какие профессии востребованы в моей деревне» (или социальный опрос-интервью).
Тема 30. Конкурс рисунков «Моя улица», «Моя деревня»
Деревня глазами ребенка. Творческая работа в виде рисунка или презентации.
Тема 31. Традиции моей деревни
Известные традиции деревни. Общий сбор жителей деревни на праздники. Любимые праздники жителей. Неизвестные традиции- поиск информации у старшего поколения (члены семьи, соседи, пожилые жители деревни)
Тема 32. Моя деревня в годы Великой Отечественной войны
Исследование истории деревни в период Великой Отечественной войны. Поиск через разные источники информации (архив, музей, книга памяти, члены семьи-участники ВОВ, интернет)
Тема 33. Государственные праздники России. День Победы
Понятия: патриотизм, героизм, отвага
Государственный праздник День Победы- историческое значение. Традиция празднования праздника в деревне, семье.
Тема 34. Чтим великий День Победы. Экскурсия в музей
Экскурсия в краеведческий музей г.Богородска с целью с получения знаний о связи Великой Отечественной войны с Богородским районом.
Тема 35. Экскурсия к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Памятник в д.Березовка, Аллея Славы в г.Богородск (новый парк), мемориальный комплекс с выставленной боевой техникой.
Календарно-тематическое планирование по кружку «Юный патриот» (35 часов)
№ урока Дата урока Раздел, тема урока Элементы содержания. Основные понятия Формируемые умения и навыки Домашнее задание
1 Россия- Родина моя Родина, Россия, страна Знать: определение понятий, основную характеристику; уметь: ощущать себя частью страны 2 Моя малая Родина Нижегородская область, Богородский район, деревня Знать: место, в котором мы живем, основную характеристику 3 Первые киевские князья на нашей земле Юрий Всеволодович, 1221 год, Нижегородско-Суздальское княжество, Куликовская битва, Константин Васильевич, Дмитрий Донской, Василий I, монголо-татарское нашествие Знать: первых киевских князей; их вклад в историю развития Нижегородско-Суздальского княжества; 2. Как монголо-татарское нашествие отразилось на истории нашего края
уметь: дать характеристику участия войска Нижегородско-Суздальского княжества в Куликовской битве 4 Мы говорим о нашей Родине Уметь: давать характеристику нашей страны 5 «За что мы любим нашу малую Родину» Традиции, обычаи, обряды, праздники Уметь: выделять основные красоты и родные места родины 6 Путешествие в прошлое Нижегородский кремль Знать: кто заложил кремль, из скольки башен состоит на настоящий момент
Уметь: составить рассказ-путешествие по Нижегородскому кремлю 7 Дворянские усадьбы: прошлое и настоящее Усадьба Приклонских- Рукавишниковых (с.Подвязье Богородского района), Баташевых (Выкса) , Пушкиных (Б.Болдино), Гомулина (г.Павлово), Шереметевых (д.Лазарево Богородского района) Знать: какие усадьбы существовали на нашей родине
Уметь: давать им характеристику, видеть красоту их пейзажей 8 Александр Невский святой заступник русской земли А.Невский, причисление к лику Святых Знать: личность и заслуги А.Невского9 Великий подвиг К.Минина и Д.Пожарского К.Минин, Д.Пожарский, Народное ополчение 1612 года Знать: в чем заключается подвиг К.Минина и Д.Пожарского
Уметь: давать характеристику совершенного подвига 10 Государственные символы России Герб, гимн, флаг Знать: государственные символы
Уметь: давать характеристику и воспроизводить в рисунке 11 Государственные праздники России День Конституции, день России, день Народного единства, день Победы Знать: какие праздники есть в РФ, в чем они заключаются; 2. В связи с чем они проводятся, их историю 12 Прошлое родного края Памятники архитектуры и культуры Нижегородского края Уметь: давать характеристику своего края, приводить исторические события 13 Знаменитые люди земли нижегородской И.П.Кулибин, В.П.Чкалов, А.С.Попов, Р.Е.Алексеев, Н.И.Лобачевский Уметь: находить материал, работать с документами; 2. Рассказать о жизни и творчестве знаменитых людей 14 Знаменитые люди земли нижегородской Харитон Ю.Б., Мокроусов Б.А., А.М.Пешков (М.Горький), Н.А.Семашко, Я.М.Свердлов, М.А.Балакирев, Н.М.Карамзин (эвакуация в Н.Новгород), К.М.Батюшков (эвакуация в Н.Новгород), А.С.Пушкин. Уметь: находить материал, работать с документами; 2. Рассказать о жизни и творчестве знаменитых людей 15 Профессии в моей родословной Профессия, родословная, трудовые династии Знать: своих родственников и чем они занимаются 16 Познай людей и самого себя Личность, характер, темперамент, поведение Уметь: давать характеристику своей личности 17 Любимые занятия моих родителей Хобби, увлечение, традиции Знать: чем любят заниматься родственники
Уметь: рассказать о роде их деятельности 18 Кому нужна моя помощь? Помощь, дружба, взаимовыручка, доброе дело, добро Уметь: достигать компромисса в разных ситуациях
Знать: как помочь в трудной ситуации своему родственнику или знакомому 19 Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома Поведение, распорядок дня, плохие поступки и добрые дела Знать: правила поведения дома
Уметь: правильно распределять свое время 20 О семье в стихах и песнях Написание стихов Уметь: творчески рассказать о своей семье 21 О семье в стихах и песнях Написание стихов Уметь: творчески рассказать о своей семье 22 Моя деревня Мой дом, моя улица, соседи, памятники архитектуры и быта, реки, озера Уметь: давать характеристику родной деревни 23 История моей деревни. Экскурсия в музей Мой дом, моя улица, соседи, памятники архитектуры и быта, реки, озера Уметь: работать с источниками информации при сборе необходимых сведений 24 Мой любимый уголок деревни. Экскурсия Мой дом, моя улица, соседи, памятники архитектуры и быта, реки, озера Уметь: выделять и находить лучшее, то, что мило для души 25 Памятные места моей деревни. Экскурсия памятники архитектуры и быта Уметь: выделять лучшее
Знать: какие места в деревне являются самыми примечательными 26 Вот моя деревня, вот мой дом родной (игра-путешествие) Плакат, карта деревни Уметь: провести экскурсию по своей деревне, выделить лучшие и любимые места 27 В гости к старожилам. Экскурсия знаменитые люди деревни, сторожилыЗнать: сторожил совей деревни
Уметь: общаться с людьми старшего поколения и собирать информацию 28 Мои известные земляки знаменитые люди деревни Знать: земляков своей деревни 29 Профессии людей в деревне Профессия, занятие, работа Знать: чем славится родной край; какие есть предприятия на ее земле
Уметь: определять профессии 30 Конкурс рисунков «Моя улица», «Моя деревня» Нарисовать рисунок Уметь: красиво подать информацию зрителям, иным участникам конкурса 31 Традиции моей деревни Традиции, праздники Знать: традиции и как они осуществляются 32 Моя деревня в годы Великой Отечественной войны Даты ВОВ, основные сражения, основные занятия жителей, памятник воинам, погибшим в ВОВ-землякамЗнать: историю деревни в годы ВОВ
Уметь: собирать информацию о деревни 33 Государственные праздники России. День Победы День Победы, патриотизм, героизм, отвага Знать: когда проводится праздник; кому посвящен этот праздник; основные даты ВОВ 34 Чтим великий День Победы. Экскурсия в музей Посещение музея г.Богородска Уметь: осуществлять поиск новой информации 35 Экскурсия к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны Экскурсия в новый парк к Аллее славы, мемориальный комплекс, памятник воинам в д.Березовка Уметь: собирать и воспроизводить информацию