Статья Методика руководства проектной деятельностью с учетом ФГОС


Методика руководства проектной деятельностью
обучающихся с учетом ФГОС
МКОУ «Богучарская СОШ № 1»
Учитель технологии Е.П. Ермоленко
Всем известно, что каждый учитель стремится получить положительный результат и качественный продукт своей работы, учитывая основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – чтобы научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, освоить навыки делового общения, работать с информацией, планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Для реализации данного требования нам на помощь приходит метод проектов, который является неотъемлемой частью преподавания предметной области «Технология». Он направлен на развитие творческих способностей обучающихся, выявление одаренности детей, формирование эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края.
В своей работе я использую учебные, социальные (реже – исследовательские) индивидуальные и коллективные проекты. Они основаны на традиционной структуре работы над проектом, включающую в себя пять «П»: проблему, планирование, поиск информации, продукт и презентацию.
Методика руководства проектной деятельностью обучающихся с учетом ФГОС в моей практике начинается с определения сложностей преподавания и решения возникших проблем, индивидуального подхода к ученикам, учета возрастных особенностей. Поэтому, для успешного и качественного результата, я выделила следующие проблемы и пути их решения.
Во-первых, на сегодняшний день, к сожалению, многие родители, взрослые, а так же дети не воспринимают изучение предмета «Технология» важным и необходимым в жизни ребенка и развитии личности в целом. Забыты народные традиции, все чаще мы слышим фразу: «Сейчас все можно купить на рынке. Это не модно. Ваши изделия занимают много времени».
Для решения этой проблемы мне необходимо заинтересовать детей: показывать личные творческие работы, работы сверстников и народных умельцев района, посещать выставки, концерты, мастер-классы, анализировать электронные источники информации (фотографии, видеоролики и др.). Вследствие чего, мне удается выявить круг интересов моих учеников. Мне необходимо донести до обучающихся нравственную ценность труда, его значимость, как для общества, так и для самореализации личности.
Во-вторых проектная деятельность по технологии подразумевает определенные затраты для выполнения проектного продукта. Поэтому я предлагаю ребенку оптимальную тему творческого проекта, учитывая его способности и материальное положение семьи. При необходимости провожу работу с родителями, рассматриваю выполнение коллективных работ и проектов из подручных материалов. Определяю актуальность и значимость готового продукта.
В-третьих, ограниченное учебное время и занятость детей замедляют проектную деятельность. Поэтому для выполнения проекта использую время внеурочной деятельности, уделяю внимание консультациям (главное – не отвергнуть ребенка своей занятостью). Заблаговременно подготавливаю обучающихся для участия в ежегодных конкурсах и олимпиадах.
В-четвертых, планируя свою работу, учитываю нехватку материально-технической базы своего кабинета из-за большого количества обучающихся, то есть определяю задачу для каждого ребенка, чтобы избежать отставания в работе и потери интереса. Организовываю временную материальную базу (прикладываю свои усилия в поиске специального оборудования и инвентаря, предлагаю детям принести имеющиеся дома инструменты и приспособления для конкретной работы по новому виду творчества, кулинарии).
В-пятых, часто дети не могут соотнести предстоящую работу со своими способностями, затратой времени, экономическими и экологическими факторами, то есть сопоставить готовое изделие с теми затратами, которые необходимы для его изготовления, представить какую надо проделать, чтобы появился готовый продукт. Поэтому мне необходимо способствовать выявлению задатков обучающихся на раннем этапе обучения и их творческому развитию, помочь ученикам поверить в себя.
В работе над проектной деятельностью обучающихся я контролирую каждый этап выполнения проекта (исправляю, дополняю рабочий материал ребенка). Оказываю помощь в нахождении и использовании нужной информации, пользуюсь различными источниками (предоставляю ссылки на сайты, авторов литературы, методические рекомендации.) Учу детей составлять алгоритм проектирования, выражать свои идеи и замыслы в виде эскизов, схем, чертежей, рисунков, используя средства ИКТ (работа в текстовом и графическом редакторе). Учу в ходе и по окончании работы проводить самооценку, развивать умение критически оценивать как свою, так и чужую работу, решать возникшие проблемы.
В своей работе с детьми я большое внимание уделяю оформлению документации проекта (приучаю к стандартам оформления, правилам написания творческой работы, использованию современных средств обработки информации). Обучающийся оформляет паспорт проекта (см. Приложение).
Конечным этапом руководства является подготовка обучающегося к презентации и защите своей работы (разработка и словесная защита электронной презентации, включающая в себя ответы на вопросы аудитории). Я уделяю особое внимание правилам оформления презентации, обучению ребенка выделять главные мысли из каждого этапа работы над проектом. Провожу беседу о внешнем виде и умении держаться на публике, о критериях оценивания. Для подготовки своего выступления дети используют план устного сообщения.
По итогу работы заполняется оценочный лист проекта (см. Приложение), в котором ставится самооценка ребенка, оценка руководителя и жюри по следующим критериям: достигнутый результат, оформление, защита, процесс проектирования. Из полученных данных выводится средняя итоговая оценка.
В своей практике я применяю нарастающий метод руководства проектной деятельностью, то есть этапы выполнения проектной работы усложняются, а требования увеличиваются с каждым годом. По окончании работы провожу самоанализ, выявляю «плюсы» и «минусы», пути решения возникших проблем, занимаюсь самообразованием.
Используя данную методику, я способствую формированию универсальных учебных действий обучающихся. Результатом чего является оценивание проектной деятельности по критериям:
- за коммуникативные умения: формулирование собственного мнения и позиции; выстраивание высказывания, ведения учебной дискуссии и др.;
- за регулятивные умения: постановку цели и задачи, планирование, контроль, корректировку и оценивание хода решения учебной задачи;
- за познавательные умения: самостоятельный поиск необходимой информации, сопоставление учебных задач.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся является эффективным методом формирования личностных и метапредметных результатов, позволяет в урочной и во внеурочной деятельности достичь результата сразу третьего уровня.

Приложение
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта
Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект и смежные с ним дисциплины
Тип проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Руководитель и консультанты проекта
Возраст участников проекта
Состав проектной группы (ФИО участников)
Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение)
Предполагаемые продукты проекта
Этапы работы над проектом (продолжительность, содержание работы, ответственные)
Необходимое оборудование и ресурсы
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УСТНОГО СООБЩЕНИЯ
1. Представьтесь (ФИО, какую творческую группу представляете, состав группы и роль каждого в ней)
2. Назовите тему проекта
3. Обоснуйте актуальность выполненной работы
4. Расскажите. Какую цель и ожидаемый результат поставила перед собой творческая группа
5. Расскажите о путях решения проблемы (какие идеи были предложены, на каких идеях остановились; как изменилось понимание проекта или его идеи, если произошли какие-либо изменения; назовите причины возникновения этих изменений)
6. Расскажите о времени, месте и роли участников проекта
7. Продемонстрируйте результат работы группы
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПРОЕКТА
Название проекта самооценка творческой группы оценка педагога оценка жюри средний балл
Достигнутый результат: Оформление: Защита представление ответы на вопросы Процесс проектирования: интеллектуальная активность творчество практическая деятельность умение работать в команде Средняя итоговая оценка: