Сопроводительный текст к презентации ПАРИЖ

Сл.1. Как-то было проведено исследования, с помощью которого планировалось получить список из десяти городов мира, которые непременно бы хотел посетить каждый человек в своей жизни. И в подавляющем количестве случаев среди первых трёх названий городов обязательно звучало – «Париж».

Это – город-философия, это – город-эстетика, это – город-красота. Это очень большой город; это – столица Франции, страны, где каждый её житель с молоком матери впитывает радостную любовь к жизни. И за сотни лет жизнерадостные французы сделали из своей столицы красивейший город мира.
Туриста, приехавшего в Париж, ждет увлекательное путешествие не только в пространстве, но и во времени. Временная амплитуда парижских монументов необычайно широка – от арен Лютеции, сооруженных еще в дохристианскую эпоху (!), до ультрасовременного городка науки и техники Ля Вилетт, построенного на восточной окраине Парижа в конце ХХ века.

Сл.8.О Париже известно так много и так мало...Этот удивительный город хранит в себе столько тайн, что до конца он не открылся еще никому. Каждый раз, отправляясь в Париж, я узнаю его по-новому, и иногда с совсем неожиданных сторон. Попробуйте разгадать и вы, в чем секрет этого прекрасного города.

Сл.9. Начинать разгадывать стоит с самого начала - с истории возникновения города. Трудно поверить, но городу уже более 2 тысяч лет:. Основан Париж был на острове Сите, который считается его историческим центром.
Сл.10.Остров Сите называют колыбелью Парижа, сердцем Парижа и местом его основания. Здесь родилось и оформилось французское государство. В 3в. до н.э. здесь поселяются кельтские племена паризии.

Сл.11. это старинная карта Есть ли на нейПариж? А какой город на месте Парижа?
Сл. 12.Лютеция (Lutetia), иногда также Лютеция Паризиориум (Lutetia Parisiorum) древнее поселение на месте современного Парижа. Сначала Лютеция была поселением кельтского племени паризиев, но сохранила своё название и после захвата римлянами. Происхождение и значение названия неизвестно.

Первое упоминание о Лютеции как о поселении на острове можно найти в 6-й книге «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря, датируемой 53 годом до н. э. После первой неудачной попытки в 52 году до н. э. захватить поселение галлов, римские завоеватели вторично попытались подойти к городу, но паризии подожгли Лютецию и разрушили мосты. Римляне оставили остров и поселились на левом берегу Сены, построив новый город, в котором они возвели термы, форум и амфитеатр.

Собственно поселение было образовано в начале I века н. э. и имело три основных пункта. На левом берегу Сены находился центр, на острове Ситэ расположился другой центр тяжести, и на правом берегу Сены предместье города. Все три части были соединены между собой мостами. В 1 в. до н.э. Сите представляет собой центр галло-римской провинции с римской крепостью, церковью, домами, банями, рынком
О происхождении названия Парижа спорят до сих пор. По одной из версий, оно происходит от названия галльского племени - паризии. Сторонники более романтичной истории с римскими корнями склоняются к варианту происхождения названия от имени храброго героя мифов Париса.
В истории Парижа много парадоксального. К примеру, французская столица была заложена во времена, когда не было еще никакой Франции, а была Галлия. Мало того, город на Сене был заложен не французами и не галлами, а... римлянами! Как известно, римских императоров Галлия привлекала своими природными богатствами и плодородными землями. И вот примерно в 52 г. до н.э. войска римского консула Юлия Цезаря добрались до живописного острова в излучине Сены, на котором жили кельтские племена – паризии.

Здесь воины Цезаря построили гарнизонный городок и назвали его Лютеция. На острове Сите римляне соорудили дворец и два храма, а на левом берегу Сены – свои «фирменные» сооружения: общественные бани (Термы) и цирк гладиаторов (Арены Лютеции), развалины которых можно увидеть и сегодня в Латинском квартале.

С 358 г. Лютеция стала называться «Цивитас Паризориум» («город паризиев»), затем просто Паризия, а еще позднее – Париж.

(Небольшое отступление. Задумывались ли вы, откуда взялась в русском слове «Париж» буква «ж»? Ведь у французов в конце слова «Paris» пишется буква «s», да и та не произносится. А у англичан она произносится, но как звук «эс», а не «жэ». Существует гипотеза, согласно которой первые карты Франции, появившиеся в России, были отпечатаны в Чехии, и местный типограф по ошибке вместо литеры «s» использовал литеру «
·», из-за чего русское название столицы Франции «зашипело», как хорошее шампанское).

План части города на левом берегу похож на шахматную доску с кварталами (инсулами). Например, с юго-востока город диагонально пересекала дорога из Лиона, ведущая к центру города. Лютеция была важным торговым пунктом, через который проходили торговые пути. При археологических работах были обнаружены различные общественные здания. Был найден форум, занимающий две инсулы, в центре которого был двор и храм, а на востоке стояла базилика. Скорее всего форум был со всех сторон окружён аркадами и лавками. Также был обнаружен амфитеатр немного поодаль города и театр в центре. Театр, раскопанный в 18611884 годах, занимал одну инсулу и со своим полукругом и прямоугольной сценой является типичным древнеримским зданием. Он был построен в I веке н. э. и снесён в IV веке.

Сл.13.-14 Предположительно древний амфитеатр – арены Лютеции был построен в I веке нашей эры, как раз во времена завоевания Галлии Цезарем. Во время расцвета этой провинции, открывшей свои границы римским товарам и римской культуре, арены Лютеции представляли, и сейчас представляют, собой сооружение в форме эллипса 52,5 метра в длину и 41,5 метров в ширину. Каменные арен, как тогда уже было принято, строили на месте арен деревянных, используя особенности местности. В частности, углубления в почве. На склонах такого естественного котлована строили каменные скамьи. Внизу оборудовали арену. Поэтому арены такого типа называли полостями, углублениями. Парижские, т.е. лютецевские арены вмещали 17 тысяч зрителей. По их вместимости можно было судить о численности населения города того времени. По логике и традициям существования древнеримского города, а также города средневекового, на праздник, коими были театральные представления, приходили или стремились придти все жители города. Следовательно, архитектор должен был это учесть и при строительстве ,предвидеть столько мест сколько в городе граждан. Напомним, что слуг, рабов или метеков, или других неримских граждан, мы не считаем за людей, и в театр не берем, а оставляем дома или, в лучшем случае, позволяем присесть на ступеньках арен, и то ненадолго. Если учесть, что мест на аренах было до 17 тысяч, то можно предположить, что и свободных римских граждан проживало в Лютеции до 17-20 тысяч. Такова и возможная численность жителей Лютеции в I веке нашей эры. Если прибавить к этому числу слуг и рабов, то получится приблизительно 30 тысяч.

Поскольку римская культура была сравнительно быстро вытеснена культурой варварской, а город сменил свое название с Лютеции на Париж, то римскими архитектурными памятниками интересовались не очень-то часто. Самым старым текстом в котором упоминаются древнеримские памятники на территории Парижа является текст английского монаха Александра Некхема, которой, описывая все что он увидел в Париже, упоминает и римский амфитеатр. В одном из актов городской мэрии арены Лютеции упоминаются в 1284 году. Адьен Валуа, описывая Париж, объясняет, что арены Лютеции находились перед церковью Святого Виктура. Когда-то это был ориентир, казавшийся жителям города вечным. Древнеримский театр - арены Лютеции был вновь открыт в 1869 году, когда парижская компания омнибусов решила построить в центе города большой гараж. Пытаясь расширить площадку под холмом, рабочие наткнулись на древние стены. Это были камни древних арен Лютеции. Работы приостановили. Вопрос о том, что дальше делать с эти камнями долго и горячо обсуждался. Потребовалось даже вмешательство такого авторитетного человека, как Виктор Гюго, который написал в мэрию письмо с просьбой защитить арены Лютеции от разрушения. Однако гаражи омнибусов просуществовали на этом месте до 1916 года фактически дл исчезновения самих омнибусов и самой омнибусной компании в столице Франции. Сейчас арены Лютеции очень органично вписались в современный пейзаж Парижа и, фактически, представляют собой очень милый скверик почти в самом центре города».

Сл. 15. ДВОРЕЦ ТЕРМ одно из древнейших сооружений Парижа, относящееся к галло-римской эпохе. Он находился на левом берегу Сены, недалеко от острова Сите. Точное название этого сооружения, разрушенного варварами в конце III века н. э., неизвестно. Оно не могло быть императорским дворцом, который находился на острове Сите на месте Дворца Правосудия. Скорее всего, здесь все же надо видеть здание общественных купален (терм), наподобие тех, следы которых были обнаружены под фундаментами Коллеж де Франс.
В настоящее время от всей постройки сохранился лишь один громадный зал 14,5 метра высотой, с мощными крестовыми сводами и стенами толщиной 2 метра. По-видимому, зал этот служил фригидариумом (холодными банями), о чем говорит сохранившийся тут же бассейн. Скульптурные украшения в виде носов кораблей, помещенные у основания сводов, позволяют предположить, что зал был сооружен для той самой общины древних купцов-навигаторов, с деятельностью которых связывается само основание Парижа и герб города с корабликом, плывущим по волнам.
Сл.16. Сейчас Дворец терм служит музеем искусства галло-римской эпохи, где сосредоточены все архитектурно-скульптурные памятники, найденные при раскопках в Париже. Одним из интереснейших экспонатов является языческий алтарь времен императора Тиберия, с изображениями как римских, так и галльских божеств. Этот алтарь был открыт в 1711 году под хорами собора Парижской богоматери.

Несмотря на значимость и размер, город не имел городской стены. Когда в III веке политическая ситуация в Галлии начала ухудшаться, город сократил свои размеры и полностью разместился на острове Ситэ. Прежние части города теперь использовали под кладбища, но, похоже, часть города на левом берегу осталась заселённой. Также части города были использованы в качестве каменоломен. Примерно в 300 году впервые упоминается название Париж. В IV веке вокруг города возвели городскую стену, сохранившуюся до раннего Средневековья.




Городские границы вчера и сегодня

Сл.17. Если вы посмотрите на схему парижского метро, то увидите, что название многих станций на периферии города начинаются со слова «porte» («городские ворота»). Это – сегодняшняя граница Парижа, символические ворота французской столицы.
Сл.18. Но есть в Париже и вполне реальные городские ворота, и находятся они в центральной части города, на Больших бульварах. Эти ворота в виде триумфальной арки были сооружены в XVII веке, а дуга Больших бульваров в точности повторяет дугу крепостной стены, окружавшей Париж много веков назад. Так что получается забавно: прогуливаясь по Большим бульварам, вы находитесь в самом центре современного Парижа и в то же время на глухой окраине Парижа XVII века!

Название некоторых улиц включает в себя слово «faubourg» («предместье»): например, улица Фобур-Сент-Антуан возле площади Бастилии или Фобур-дю Тампль, отходящая от площади Республики. Это значит, что когда-то обе площади лежали на границе города, дальше шли предместья. А теперь посмотрите на карте Парижа, где находится улица Фобур-Сент-Оноре, та, что славится своими шикарными магазинами «высокой моды». Она находится в самом центре Парижа, в двух шагах от Елисейских полей. А ведь во времена раннего средневековья это была граница города (так и хочется сказать «городка») Парижа.

Еще о топонимике Парижа

В топонимике Парижа отражена богатая история города. Многим улицам присвоены имена людей, причем всех рангов – от президентов и полководцев до никому неизвестных владельцев земельных участков. Французы вообще не относятся к процедуре присвоения названий улицам или станциям метро как к раздаче наград за заслуги перед отечеством. Поэтому на карте Парижа мирно уживаются имена людей, которые когда-то были политическими противниками, а имена королей – с именами президентов-республиканцев. История осудила кровавый террор, устроенный Робеспьером и его единомышленниками во время Великой французской революции, и тем не менее, одна из станций парижского метро называется «Робеспьер». Никому не пришло в голову переименовать станцию метро «Сталинград» в «Волгоград» – не из почтения к кровавому злодею, а из почтения к Истории, из которой не вычеркнешь ни Робеспьера, ни Сталина. Французы вообще не любят переименований. Когда городские власти переименовали площадь Этуаль в площадь Шарля де Голля, парижане упорно продолжали называть ее «площадь Этуаль». В конце концов был найден разумный компромисс: площадь и станция метро называются теперь «Шарль-де-Голль-Этуаль». За все послевоенное время в Париже были переименованы... три улицы!

В Париже есть свои «деревни»

Теперь о другой особенности Парижа, тоже продиктованной историей. При всем однообразии улиц, застроенных доходными домами времен префекта Османна, многие парижские кварталы отличаются «лица необщим выраженьем» – Латинский квартал никак не спутаешь с кварталом Марэ, а суетливый Монпарнасс ничем не напоминает по-деревенски тихий Монмартр. Совершенно по-разному чувствует себя турист на помпезных Елисейских полях или на уютной улице Муфтар, среди грозных небоскребов квартала Дефанс или на тихих набережных острова Сен-Луи.

В лексиконе парижан сохранилось словечко «village». Французско-русский словарь переводит его как «деревня», но в данном случае этот перевод не cовсем точен. Здесь больше подойдет необычное словосочетание «городок в городе». Как мы уже знаем, в старину Париж был окружен крепостной стеной, за которой начинались предместья («фобурги») – там находились аббатства (например, Сен-Дени или Сент-Антуан), рядом с которыми (из соображений безопасности) селились крестьяне. Это были своего рода средневековые «города-спутники» Парижа. Постепенно городские стены раздвигались, и Париж «пожирал» собственные предместья: они становились частью города, но при этом сохраняли свой индивидуальный характер. Вот почему парижские кварталы (вчерашние предместья) так разнятся между собой. И, конечно, здесь сказался древний возраст Парижа. Если историческая часть Петербурга отличается строгой планировкой и единством дворцовой архитектуры (город как бы создан на одном дыхании), то в Париже иная картина: в течение нескольких веков он развивался спорадически, а потом – по разным планам, и никакой «строгой планировки» тут, конечно, нет и быть не могло. В Петербурге есть всего один перекресток, который коренные жители издавна называют «пять углов» – потому что он для Петербурга уникален. А в Париже «пять углов» встречаются сплошь и рядом, здесь есть даже «шесть углов» и «семь углов»! Для Парижа это типично.

В слово «village» парижанин вкладывает еще и другой смысл, на этот раз приближающийся к понятию «деревня». Это для туриста парижский «village» – квартал, отмеченный духом своего времени, а для парижанина «village» – это его «личный Париж», его «городок в городе» или, если хотите, его парижская «деревня». В своей «деревне», как и полагается, парижанин знает всех, и все знают его. Когда он идет по «деревне», то слышит с разных сторон: «Бонжур, месьё! Как поживаете?». А вот на Елисейских полях с ним, конечно, никто здороваться не будет, не пригласит в бистро пропустить стаканчик – это уже не «деревня», а город, там все люди – «чужие». И чем теснее улица, тем теснее отношения между ее жителями, тем ощутимее понятие «своей парижской деревни».


Сл.19.В середине V в., в разгар «великого переселения народов», в Галлию вторглись орды гуннов во главе с Атиллой, одно имя которого наводило такой ужас на местных жителей, что они готовы были бежать из города. Положение спасла молодая нантеррская пастушка Женевьева: она обратилась к жителям с призывом оказать сопротивление неприятелю. Город был спасен от вторжения врага. Позднее отважная Женевьева была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей Парижа.

Сл.20.-21.В конце V в. на территории Галлии было образовано франкское государство. Франкский король Хлодвиг, тот самый, что спас Западную Европу от нашествия арабов-мусульмани принял христианство и сделал Париж своей резиденцией. В 987 г. Париж стал столицей королевства.

Первым французским правителем, проявившим заботу о благоустройстве столицы, был король Филипп II Август (1180-1223). При нем началось строительство крепостного замка Лувр и собора Парижской Богоматери. Чтобы обеспечить защиту столицы от войск английского короля Ричарда Львиное Сердце, город был окружен оборонительной стеной (заметим, что возведение новых крепостных стен по мере разрастания города определило радиально-кольцевую планировку столицы, напоминающую круги на воде). Тогда же, при Филиппе-Августе, в Париже появились новые церкви, фонтаны, первые мощеные улицы.

Сл.22.В 1257 г. парижский каноник Робер де Сорбон основал на левом берегу Сены коллеж, который со временем превратился в крупнейший средневековый центр богословия – Сорбонна. Рядом с Сорбонной появились другие учебные заведения, где обучались студенты из разных стран. Между собой студенты общались на латыни, отчего район, в котором они обитали, получил название Латинский квартал. Так к началу XIV века определилась в основном схема столицы: остров Сите – центр светской и церковной власти, левый берег – университетский район, правый берег (где был сооружен крупнейший городской рынок) – торговая часть города.
В годы правления Карла V (1364-1380) крепостной замок Лувр стал официальной резиденцией короля.
Сл.23. Как и его предшественники, КарлV уделял большое внимание обороне столицы: по его указу была сооружена крепость Бастилия на восточной окраине города и грандиозный замок в Венсеннском лесу. Впрочем, сам король покинул остров Сите и перебрался в квартал Марэ, который очень скоро был застроен нарядными особняками и приобрел аристократический вид. Развитие города сильно замедлилосьиз–за вспыхнувшей эпидемии чумы – «черной смерти» (1348–1349 гг.), потрясений Столетней войны (1337–1453 гг.) и бесконечных восстаний.


Сл.24.Вплоть до XVI в. Париж оставался типичным средневековым городом. Узкие зигзагообразные улицы были тесно застроены трех- и четырехэтажными домами, верхние этажи которых нависали над нижними. Нумерации домов и табличек с названиями улиц не было, и единственным ориентиром служили торговые вывески и укрепленные на жердях названия таверн. По вечерам улицы тускло освещались фонарями, которые во время полнолуния не зажигались. Посередине улицы были прорыты сточные канавы; в городе не были ни канализации, ни тротуаров.
Лишь в 1528 г., когда король Франциск I официально объявил Париж столицей, спорадический процесс развития города был взят под контроль властями и родилось понятие «городская политика». Вышли правительственные указы о прямолинейной застройке улиц, была сооружена первая каменная набережная, начата перестройка Лувра, на месте которого позднее вырастет грандиозный дворцовый комплекс.

Сл.25.-26. Еще более изменился облик Парижа при «короле-градостроителе» Генрихе IV (1594-1610): продолжаются работы в Лувре, завершается строительство Нового моста, рядом с которым появляется королевская площадь Дофин. В квартале Марэ по велению короля была разбита великолепная площадь Вогезов, закрепившая тип городского ансамбля с геометричной планировкой, однотипными по архитектуре домами и королевской статуей в центре.
Постепенно из скромного города Париж превратился в процветающую столицу, которая застраивалась прекрасными зданиями и становилась культурным центром Франции.
15