Сопроводительный текст к презентации Нежелательное поведение ребенка


Изменение проблемного поведения детей.
Я школьный психолог. Так уж получается, что приходят ко мне со своими трудностями. Всегда это люди с разной воспитательной позицией и вполне предсказуемой реакцией на трудности: кто-то испуган, кто-то растерян, обиженные, встречаются озлобленные, отчаявшиеся, безразличные, есть готовые поднять всех на вилы собственной правды, живущие как на Голгофе - куда уж там воспитывать…образованные и не очень, любящие своего ребенка и не знающие, что такое любовь, в - общем,..просто разные. Стоит ли удивляться, что родители испытывают такие чувства по отношению к школе, учителям?
Кстати, ради интереса перед выступлением провела опрос:
из 20 опрошенных родителей школьников
2чел. - не ходила и ходить туда не буду;3ч. (имеющие успешных в обучении детей) отметили, что приходили в школу спокойно, с радостью и удовольствием;
12 человек говорили о возникновении негативных эмоций при словах «завтра собрание», «тебя вызывают в школу», « надо уроки делать»;
3 чел выбрали – затрудняюсь ответить.
Действительно, как одной, так и другой стороне, иногда проще ничего не делать – и тогда приходится мириться с раздражающим поведением детей; это просто не стоит еще одной ссоры и испорченного вечера. Другие беспокоятся, что дисциплина будет постоянно портить их взаимоотношения с детьми. Уж лучше пусть кто-то другой с этим разбирается. Все и так слишком устали, к чему дополнительный стресс?
Но даже если и нам, и родителям дисциплина не нравится, мы не можем от нее отказаться. В конце концов, наша общая задача — растить детей, способных вести себя надлежащим образом, и мы обязаны вмешиваться, если что-то не так.
Безусловно, общество детей, которые ноют, кусаются, задираются, дерутся, лгут, крадут, ведут себя импульсивно или злобно, не нравится ни нам, ни семье, ни друзьям, ни школе, ни обществу, ни, конечно, самим нашим детямНо ведь дети не рождаются противными, грубыми, дерзкими, властными или эгоистичными?! Они приобретают эти качества. А затем эти качества помогают им добиться желаемого, и дети продолжают их успешно применять.
Дети часто копируют наши образы потому что их видят. Поэтому проблема в поведении ребенка — это не только проблема самого ребенка, это и семейная проблема.
Чтобы как можно эффективнее помочь ребенку, нам нужно так продумать беседу, чтобы родителям захотелось взглянуть на ситуацию со стороны и задать себе вопрос: "Что может влиять на такое поведение моего ребенка?" Прежде всего, взглянуть серьезно и честно на самого себя.
Этот взгляд станет основой самого сложного и самого важного изменения: изменения самого себя как родителя.

То, о чем сейчас идет речь, — последовательное изменение поведения, избавление от проблемного поведения раз и навсегда так, чтобы не пришлось искоренять его снова. В этом кроется глубина предлагаемой воспитательной концепции и секрет умения быть хорошими родителями.
Рекомендации, специальные советы и сам процесс поэтапного изменения проблемного поведения взяты из бесед с совершенно отчаявшимися родителями, потому что их методы воспитания не давали нужных результатов.
Как только родители начинали строго придерживаться плана поэтапного изменения, поведение их детей менялось. Дети начинали идти на контакт, вести себя лучше, в их обществе стало приятно находиться.
При этом заметно изменились и взрослые: они стали менее напряженными и более удовлетворенными своими родительскими обязанностями.
.
После проведенного анализа выделилось более 30 основных типов плохого поведения, которые, на мой взгляд, волновали их больше всего.
Во-первых, родителей практически всегда интересуют одни и те же особенности плохого поведения. Во-вторых, родители хотели знать, как следует воспитывать своих детей, чтобы не только немедленно остановить непослушание, но и полностью искоренить его, — и сделать это без постоянных напоминаний, просьб, уговоров, запугиваний и подкупа.
В результате, при использовании известной психологической литературы, появились вот такие памятки. В них предлагаются проверенные, простые стратегии, которые заставят ребенка слушаться.
Как психолог, я помогаю родителям составить свои поэтапные планы действий для каждой из моделей проблемного поведения, но воплощать их в жизнь должны они сами. И если они это сделают, я гарантирую, что взаимоотношения с ребенком станут намного лучше, семейная жизнь — более гармоничной, родительские обязанности будут приносить больше радости, а ребенок начнет вести себя так, как им этого давно хотелось.
Это большие обещания, и чтобы они стали реальностью, предстоит поработать но ведь в этом и заключается жизнь родителей!
ЧТО СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ!
1. На некоторые качества могут влиять биологические факторы. Например, застенчивый ребенок может научиться общаться, чтобы чувствовать себя увереннее в коллективе, агрессивный может научиться управлять своим гневом, а импульсивного можно научить обдумывать поступок, прежде чем действовать.2. Большинство качеств можно изменить с помощью испытанных научно обоснованных методик.
3. Не ждите, что ваш ребенок изменится сам по себе. Подобным отношением вы позволите плохому поведению вашего ребенка войти в привычку, а потом изменить его будет еще сложнее.
4. Не надейтесь, что ваша беседа в субботу вечером сильно отразится на его поведении в воскресенье утром. Усвоение новых навыков поведения занимает не меньше трех недель повторений.
5.  Долгосрочные обязательства необходимы для любого значительного и устойчивого изменения. Этого никак не избежать: быть родителем не так уж и просто.
6.  Ни одно негативное качество не изменится окончательно до тех пор, пока вы не научите ребенка другому качеству, заменяющему первое.
7. Хороший пример важен! Это подобно эффекту бумеранга: то плохое, что вы бросаете своему ребенку, возвратится и ударит вас по лицу.
8. Практика необходима! Если ваш ребенок не умеет играть в футбол, то вы никогда не велите ему выйти на игру в финале.
9. Поощрение необходимо на каждом этапе пути: от готовности до попытки, от первых усилий до маленьких успехов, от задержек в изменении до максимального количества улучшений.
10. Даже если с проблемой трудно справиться на протяжении длительного времени, не отчаивайтесь. Помощь уже в пути.
Проведя эксперимент с некоторыми родителями, я убедилась, что существует не так уж много ресурсов и идей, способных помочь изменить нежелательное поведение.
ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ! Именно на этом этапе очень важна наша поддержка для родителей!, так как у большинства сдают нервы, опускаются руки, давит чувство вины, они начинают ощущать собственное бессилие.
Как хорошая мама берет младенца на руки - так и мы в этот момент должны пожалеть (посочувствовать), что и правда, сложно выдержать то, что сейчас происходит. И некоторые сдаются и признают себя неудачниками. Но ведь вы не первые родители на Земле, которым сложно! Вы справитесь, потому что сильно любите своего ребенка. Даем ручку и бумагу и начинаем работать.
Чтобы достичь длительного эффекта, я рекомендую придерживаться пяти основных пунктов подготовки каждый раз, когда вы приступаете к новому поэтапному изменению проблемного поведения ребенка.
Определите поведение-мишень. У вашего ребенка может быть несколько качеств, которые требуют исправления, работать в одно и то же время можно с одним.
Составьте целостный план поэтапного изменения, который должен
отталкиваться от особенностей поведения вашего ребенка;
подробно излагать способы, которыми вы будете их корректировать; 3) определять новые качества взамен старых;
описывать, как вы будете проводить переобучение.
В плане должна быть выделена конкретная проблема и потребности ребенка.
Введите штрафные санкции. Они должны быть справедливыми, приемлемыми для ребенка, соответствовать проступку, и ребенок должен знать о них заранее, чтобы осознавать опасность. Впоследствии их нужно применять каждый раз, когда ребенок начинает себя плохо вести.
Дайте себе обещание приступить к изменениям. Даже самый лучший план не начнет действовать до тех пор, пока вы не дадите себе обещания приступить к его выполнению. А затем настойчиво придерживайтесь плана, чтобы добиться успеха.
Ограничьте свое обязательство тремя неделями. Не рассчитывайте на мгновенный успех: изменения в поведении так быстро не происходят. И не сдавайтесь, пока не увидите положительных изменений. Если не заметите изменений, удостоверьтесь, что то, чего вы ожидаете от своего ребенка, — ему по силам. Но если ваш ребенок все же не слушается, обратитесь к опытному профессионалу.