Сопроводительный текст к презентации по музыке Балалайка — музыкальный символ России (2 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Демьяново Подосиновского района Кировской обл.


Разработчик: Пономарева Елена Николаевна,
учитель музыки высшей квалификационной категории


Урок музыки во 2 классе на тему:

БАЛАЛАЙКА – МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИМВОЛ РОССИИ
Сопроводительный текст к презентации


1 слайд – Тема урока «Балалайка – музыкальный символ России»

2 слайд
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка,
Это наша БАЛАЛАЙКА!
Балалайка, балалайка,
Весело играй-ка!

Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. На сегодняшний день история балалайки насчитывает почти три столетия.
В 18 и 19 веках она была, пожалуй, самым распространённым инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни. Балалайка испокон веку была главной гостьей народных праздников и гуляний, под нее исполнялись задорные скоморошные песни и частушки – короткие шуточные песенки. Про неё складывали загадки.

ЗАГАДКИ В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
В руках плачет,
На полу скачет.
В лесу тук-тук! В избе ляп-ляп! В руках дзынь-дзынь! На полу топ-топ!

Про неё складывали сказки.
БАЕЧКА ПРО БАЛАЛАЕЧКУ
Жила-была красна девица на виду у честного народа.
Болтунья, пустозвонка – говорили одни. Людям для неё радость да потеха – говорили другие.
Давно ли то было, недавно ли, а ещё при царе Петре Великом о ней слух ходил.
Стала красна девица жить-поживать припеваючи да пританцовываючи. Дружбу водила с людьми весёлыми – в хороводах, на гуляньях.
И всё бы так шло, да появились у неё соперники – заморская гитара да русская гармоника. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу
Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишком лет минуло, объявился добрый молодец – Андреев Василий Васильевич. Приметил нашу девицу и полюбил любовью великою.
Пришёл к мастеру-умельцу столичному, петербургскому. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу – треугольному. И голос укрепи.
И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит её голос по белу свету, русскую песню славит.

Балалайка русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольным слегка изогнутым (в XVIIIXIX веках также овальным) деревянным корпусом.
Звук звонкий, но мягкий.
Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

3 слайд
Заглянем в словари и книги
Существовала ли балалайка в России до 18 века? Как, когда и откуда появилась она в музыкальном обиходе русского народа? - такие вопросы, естественно, интересовали всех исследователей русского народного инструментария. В вопросе о происхождении балалайки существуют различные точки зрения. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1891 г.) говорится «...когда и кем изобретена балалайка – неизвестно»
«Балалайка - мусикийское орудие с ладами, но большей части о двух струнах». (Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I. - СПб, 1806 г.)
«Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом». (Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.)


4 слайд
Когда и откуда пришла к нам балалайка?
Историки и музыковеды до сих пор спорят о происхождении балалайки. Есть несколько предположений:
родоначальницей русской балалайки является домра;
балалайка – исконно русский инструмент;
балалайка-инструмент татарского происхождения.

5, 6 слайды
1 предположение: домра – родоначальница балалайки.
Учёные считают, что своим появлением балалайка обязана владычеству Золотой Орды и представляет собой видоизмененную казахскую домбру (двухструнный щипковый музыкальный инструмент).

7 слайд
В период своего младенчества балалайка имела форму домры, т.е. овальный кузов и длинную шейку.
Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию кузова балалайки, заместившего круглую форму домры.
Народ дал другое очертание кузову инструмента не в видах акустических целей, а для меньших трудностей при «самодельном сооружении».

8 слайд
2 предположение: балалайка – исконно русский инструмент
Балалайка – исконно русский инструмент, придуманный еще в конце XVII в. народными умельцами. Изобретение первой балалайки приписывается крепостным крестьянам, которым якобы захотелось как-то скрасить свое бесправное, безрадостное существование в подчинении у помещика.
9 слайд
Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка» - народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры.
Корень слова «балалайка» давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами «балакать», «балагурить», «балабонить», что значит на народном наречии болтать, пустозвонить.

10 слайд
3 предположение: балалайка – инструмент татарского происхождения.
Некоторые учёные приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. Они считают, что слова «балакать», «балагурить», «балабонить», очевидно, произошли от татарских слов бала ребёнок, балалар дети.
Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

11 слайд
Первые упоминания о балалайке
Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках времён правления Петра I.
Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ». В нём, среди прочего, сообщается, что в Москве, в Стрелецкий приказ были приведены «посадский человек Савка Федоров да крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге, пели песни и в тое балалайку играли».
Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования устроенной по приказу царя шуточной свадьбы кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

12 слайд
«Сей инструмент в великом употреблении в России между простым народом».
К концу 18 века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа.
Сначала распространялась преимущественно в северных и восточных губерниях России. «Нелегко найти в России дом, - пишет один учёный, - где бы на этом инструменте молодой работник не наигрывал служанкам своих вещичек. Инструмент этот имеется во всех мелочных лавках, но еще более способствует его распространению то обстоятельство, что его можно самому изготовить».

13 слайд
Лубочная картинка

14 слайд
К середине 19 века балалайка стала очень популярной во многих местах России. Балалайка стала главной гостьей народных праздников и гуляний, под нее исполнялись задорные скоморошные песни и народные частушки. Крестьяне аккомпанировали на ней народным плясовым песням. А скоморохи, играя на балалайке, веселили народ на ярмарках и в кабаках.

15 слайд
Народная любимица
На популярность балалайки во второй половине 18 века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». На балалайке играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты.
Хандошкин Иван Евстафьевич (17471804) – русский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, собиратель народных песен. С начала 60-х гг. камер-музыкант при дворе в Петербурге. Основоположник русской скрипичной школы, крупнейший виртуоз 2-й половины 18 в.
Хандошкин славился как импровизатор и исполнитель русских народных песен. В его лице не только скрипка, но и балалайка нашли совершенного исполнителя, непревзойденного виртуоза.


16 слайд
«Голосистые соперницы»
В начале 19 века по популярности балалайки был нанесен удар распространением в России семиструнной русской гитары и гармошки.
Необычайный успех семиструнной гитары и проникновение ее во все слои русского общества объясняются резким изменением эстетических вкусов и запросов на рубеже 18-19 веков. Балалайка вытесняется из городского домашнего музицирования, а с распространением гитары в деревне (через помещичье-усадебную культуру) и «подлаживанием гитары под русскую песню» вскоре начинается процесс постепенного исчезновения балалайки и в народном музыкальном быту. Затем серьёзный ущерб популярности балалайки, был нанесен «голосистой тальянкой», широко распространившейся в России в пятидесятых годах 19 века. Конечно, балалайка не исчезла совсем из музыкального обихода русского народа, однако ее популярность продолжала падать. Из повсеместно распространенного, живого инструмента балалайка все больше превращалась в «предмет музыкальной археологии».

17 слайд
Второе рождение балалайки
Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась судьба балалайки, не окажись на ее пути страстного любителя русской народной музыки Василия Васильевича Андреева.
Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя в 1883 году, услышал у своего дворового балалайку, звучание которой его поразило.
Андреев не только научился играть на ней, но и стал виртуозом-балалаечником.

18 слайд
На балалайке Андреев научился играть у сельского виртуоза крепостного крестьянина Антипа Васильева в 1883 году. Вот что рассказывал В.В. Андреев, вспоминая об этом.
«Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на ...балалайке!..
Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков».

19 слайд
Изучение балалайки
Молодой музыкант-энтузиаст знакомится с законами акустики, штудирует русские и иностранные исследования по истории изготовления музыкальных инструментов, собирает и изучает образцы кустарных балалаек из различных губерний России. Его поражает многообразие форм народных балалаек.
В особенности заинтересовали Андреева балалайки Вятской губернии. Там, в глуши Вятских лесов, сохранились еще традиции, восходящие чуть ли не к концу 18 века. Вятские балалайки своим круглым, вернее, полушаровидным кузовом очень напоминали Андрееву мандолины. Однако играли на них обычным народным балалаечным приемом - бряцанием.

20 слайд
Усовершенствованный инструмент
Андреев решил усовершенствовать этот инструмент и вернуть его в народ. Это ему удалось. В 1880-х годах Андреев вместе с мастерами Францем Станиславовичем Пасербским (инструментальный мастер) и Семеном Ивановичем Налимовым (столяр) усовершенствовали балалайку:
Изменили форму ("Деревенская" балалайка 18 века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Балалайка была укорочена - общая длина стала составлять 600 – 700 мм).
Одно круглое резонаторное отверстие заменило несколько, расположенных звездообразно.
Деку Андреев предложил делать из ели, а заднюю часть – из бука, в результате чего корпус балалайки приобрёл лучшие резонансные свойства.
Струны у балалайки заменили на скрипичные и гитарные. Добавили третью струну (Балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами).

Балалайка вновь распространилась в России и завоевала любовь.

21 слайд
Кружок любителей игры на балалайке
1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева - началом расцвета национальной инструментальной музыки.
Звучание одной балалайки уже не удовлетворяет Андреева. Он, стремясь возродить фольклорные традиции коллективного исполнения на народных инструментах, создает "Кружок любителей игры на балалайке", первое выступление, которого состоялось 20 марта 1888 года.
Именно для этого ансамбля в 1887 г. Ф.С. Пасербский изготовил разновидности балалайки: пикколо, альт, бас, контрабас, а в 1888 г. - дискант и тенор.

22, 23 слайды
Разновидности балалайки

24 слайд
Великорусский оркестр
В 1896 в Петербурге В. Андреев и композитор Н. П. Фомин ввели в состав ансамбля домры, гусли, а несколько позднее - духовые (свирели, брёлки) и ударные (бубен, накры) инструменты. В том же году ансамбль был преобразован Андреевым в Великорусский оркестр (инструменты, входившие в его состав, в основном были распространены в центр. полосе России). Выступления этого оркестра, которым дирижировал сам Андреев, пользовались большой популярностью среди почитателей русской народной музыки не только в России, но и в Европе, где он часто гастролировал.

25 слайд
1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева - началом расцвета национальной инструментальной музыки.
«Отныне возрожденные русские народные инструменты будут рокотать славу вечную создавшему их народу». В.В.Андреев, 1915
26, 27 слайды
Балалайка – сольный концертный и оркестровый инструмент
Благодаря Андрееву, балалайка стала использоваться в качестве сольного концертного (31 слайд) и оркестрового инструмента (32 слайд). Массовое увлечение музыкальным фольклором привело к росту производства балалаек и открытию специальных школ, обучавших игре на этом удивительном инструменте. Сегодня ни один русский фольклорный ансамбль не обходится без партии балалаечника. Специально для балалайки пишутся не только фрагменты музыкальных произведений, но и целые пьесы.

28 слайд
Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова

29 слайд
Гость нашего урока.
Папа одного из второклассников сыграл на балалайке и спел частушки про школьную жизнь.

30 слайд
Спасибо за внимание!

















15