Программа работы ЛОЛ Солнышко(Патриотическое направление)


«Солнышко»
Возраст детей: 6-10 лет
Срок реализации: лето 2016 г.
Программа составлена:
Ушакова Л.П.; Ушакова Т.А.
Учителя начальных классов
П. Деркул - 2016г
Информационная карта программы.
1. Полное название программы
Программа летнего пришкольного лагеря «Солнышко», созданного на базе МБОУ Деркульская ООШ.
2. Цель программы
Создание благоприятных условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей.
3. Направление деятельности
Патриотическое
4. Автор программы (ФИО, должность)
Ушакова Л.П – учитель нач.классов.
Ушакова Т.А. – учитель нач.классов.
5. Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Деркульская основная общеобразовательная школа п.Деркул6. Адрес, телефон
Ростовская область
Тарасовский район
П.ДеркулУл.Школьная д.7
Тел: 8863-39-5-65
7. Место реализации
МБОУ Деркульская ООШ
9. Количество учащихся
10
Наш девиз: «Сколько у солнышко ярких лучей,
столько у нас забот и затей!»
Наша речевка: Эй, лихая детвора,
Собираться нам пора.
Бим – бом! Та-ра-рам!
Никогда не скучно нам.
Солнце светит ярко-ярко,
Нам от солнца жарко-жарко!
Лето, воздух и вода-
Наши лучшие друзья!
Пояснительная записка
Лагерь – это место, где каждый ребенок
может состояться как уникальная личность…
Лагерь – это большая, умная Игра,
которая помогает детям радоваться жизни,
праздновать жизнь практически ежечасно.
С.А.ШмаковЕжегодно для учащихся школы организуется летний пришкольный лагерь, который функционирует на базе МБОУ Деркульская ООШ. В нем отдыхают дети в возрасте от 6 до 10 лет.
 Над реализацией программы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа лучших учителей школы совместно с   учреждениями микросоциума.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени, школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Программа летнего пришкольного лагеря разработана исходя из ряда достаточно простых, но и вместе с тем весьма важных оснований, которые здесь приводятся:
Летний пришкольный лагерь помогает использовать период летнего отдыха обучающихся для укрепления здоровья, развития физических сил, обогащение знаниями и новыми впечатлениями.
Такая форма активного отдыха содействует развитию и сплочению как временного детского коллектива, таки создаёт основу для развития социального интеллекта обучающегося и применения полученного опыта взаимодействия в любом коллективе, в том числе в последующей учебной деятельности.
Создаются большие возможности для организации неформального общения. Неформальность же обстановки позволяет организовать и развивать самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.
Большая роль отводится организации занятости детей в летний период времени, остающихся в городе, как мощная превентивная форма против безнадзорности, асоциального и аддитивного поведения подростков.
Цель программы: Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие творческих способностей детей.
Задачи программы
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Воспитание патриотизма, ответственного, бережного отношения к природе.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Создание условий для личностного развития каждого ребенка.
Формировать у учащихся потребность заботы о своем здоровье и понимание необходимости здорового образа жизни.
Принципы программы
Программа летнего пришкольного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего пришкольного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю задругам право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного Я
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем пришкольном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности –заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Здоровьесберегающие технологии.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап.(март-май)
Деятельностью этого этапа является:
Рассмотрение вопроса организации летнего отдыха 2016 на совещании при директоре.
Утверждение программы летнего пришкольного лагеря на педсовете.
Утверждение программы лагеря дневного пребывания детей «Солнышко» на педсовете.
Составление графика отпусков.
Подбор кадров для работы в лагере.
Рассмотрение вопроса летнего пришкольного лагеря на родительских собраниях.
Составление списков воспитанников лагеря.
Составление необходимой документации.
Обеспечение условий реализации программы.
Подготовка материально-технической базы.
2. Организационный этап смены (июнь)
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Солнышко»;
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
влечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
4. Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего пришкольного лагеря в будущем.
Методическое сопровождение программы
Наличие необходимой документации, программы, плана работы на смену, положение о лагере;
Проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры.
Механизм реализации программы
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха детей.
Намечается проведение педагогических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием.
Основное содержание программы
Летний пришкольный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Работа по патриотическому воспитанию
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины.
Формы:
экскурсия по поселку;
беседа «Символика России»;
беседа « Я и Родина»
проект «Начни с себя»
дискуссия «Природа моего края»;
спортивно-развлекательная программа с элементами ориентирования на местности «Следопыты»;;конкурс рисунков
конкурсно-развлекательная программа
экологический КВН
Уроки успеха
Областная акция «Правовой -экспресс»
Организация активного досуга.
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2. Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Формы работы:
Игра;
Конкурс;
Викторина;
Праздник;
Турнир;
Поход;
Библиотечный час;
Просмотр фильма;
Чтение книги;
Дискотека;
Соревнование;
Эстафеты;
Трудовой десант;
Занятия в кружках.
Организация кружковой деятельности.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей, включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
изучение интересов детей;
презентация кружков на линейке в начале смены;
ознакомление детей с режимом работы кружков;
самоопределение детей и запись их в кружки;
деятельность ребят в кружках;
текущее отражение результатов деятельности детей;
подведение итогов работы кружков в конце смены.
Организация трудовой деятельности.
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка.
Задачи:
Освоение социально – трудовых ролей
Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности.
Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам труда.
Формирование умений и навыков самообслуживания.
Материально-техническое обеспечение:
школьная библиотека;
столовая;
игровая площадка;
спортивная площадка;
кабинеты;
хозяйственный инвентарь.
аудиотека, фонограммы
канцелярские принадлежности
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор
Педагогическое обеспечение:
соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Методическое обеспечение:
наличие необходимой документации, программы, плана работы на смену, положение о лагере;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
Система контроля за реализацией программы
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.
Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный – «лидер-организатор»,
синий – «лидер-вдохновитель»
зелёный – «активный участник»
желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
Законы жизни лагеря
 
●Закон главной тропы:
нельзя нарушать правила дорожного движения, уходить одному с территории лагеря, всегда и везде вместе с отрядом.
 ●Закон чистоты:
соблюдай чистоту во всём и везде, будь опрятным.
 ●Закон единого плеча:
поддерживаем друг друга, не обижаем младших, уважаем старших.
 ●Закон здорового духа:
начинаем день с утренней зарядки, соревнуемся в честной борьбе, заботимся о своём здоровье.
 ●Закон колокольчика:
будь весел, принимай участие в праздниках, конкурсах, твори и выдумывай.
 ●Закон зелёного друга:
береги природу, не обижай братьев меньших.
 ●Закон мудрой совы:
читай каждый день и будешь умней
Ожидаемые результаты
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к истории родного края, любви к своей стране, бережного отношения к природе;
- развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- приучение к здоровому образу жизни;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;
- рациональное проведение каникулярного времени.
Содержание и формы реализации программы
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе “Солнышко” в форме сюжетно - ролевой игры. Традиционно из участников программы формируется отрядК отряд, который имеет план работы. Для отряда работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, оформление.
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря.
В школе развито и эффективно действует ученическое самоуправление.
В пришкольном лагере оно продолжает функционировать.
Система стимулирования успешности и личностного роста.
Отряд ежедневно может получать награды за активное участие в жизни и солнечного путешествия в целом (в конкурсах и массовых делах путешествия).
В отряде есть свой флаг и гимн, они определяются на конкурсной основе в начале сезона. В конкурсе участвует весь отряд.
В отряде есть свой отрядный уголок, в котором помещены:
флаг отряда;
название;
девиз;
достижения;
поздравления;
численность (список отряда).
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит сохранения её в наших детях.
Каждый день смены имеет своё название, например:
экологический остров – знакомство с животным миром ЗКО
остров Поющих сирен – дети знакомятся с музыкальным фольклором;
остров имён – встреча с известными людьми города , района;
остров лесных тропинок – поход в лес, на пришкольный участок, в кабинет биологии, знакомство с целебными растениями.
Критерии эффективности программы:
постановка реальных целей и планирование результата программы;
заинтересованность педагогов в реализации программы;
благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
творческое сотрудничество педагогов и детей;
желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
8. Предполагаемые результаты программы.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами.
Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.
План работы летнего пришкольного лагеря «Солнышко»
1 день.
Остров праздничный.
1. Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей.
2. Завтрак.
3. Ознакомление с планом работы лагеря.
4. Выборы актива отряда, разучивание отрядной песни, речёвки, девиза.
5. Викторины, конкурсы, оформление газет
6. Обед
7. Подвижные игры
2 день.
Путешествие на Зелёный остров.
1. Линейка
2. Завтрак
3. Поход, погружение в природу, спортивные эстафеты
4. Знакомство с лекарственными травами, животным миром области
5. Обед
6. Дискуссия «Природа моего края»
7. Подвижные игры.
3 день
Остров Рекордов.
1. Линейка
2. Завтрак
4. Конкурс «Самый, самый, самый»
6. Обед
7. Составление юмористической книги лагеря.
8. Подвижные игры
4 день
Дневной кинозал. Фольклорное путешествие на остров Поющих сирен.
1. Линейка.
2. Завтрак
3. Просмотр детских фильмов.
4. Подвижные игры на воздухе
5. Обед
6. Знакомство с фольклором народов Ростовской области области.
7. Музыкальный конкурс
5 день
День Успеха.
1. Линейка
2. Завтрак
3. Уроки успеха
4. Ролевые игры.
6. Обед
7. Ярмарка полезных советов
8. Экскурсия по селу
6 день
Морское путешествие на Спортивный остров.
1. Линейка
2. Завтрак
3. Знакомство с видами спорта
4. Малые олимпийские игры
5. Обед
6. Спортивно-развлекательная программа с элементами ориентирования на местности «Следопыты»
7 день
Остров Детективов.
1. Линейка.
2. Завтрак
3. Детектив-шоу   "Следствие ведут Знатоки”.
4. Подвижные игры на воздухе
5. Обед
6. Конкурс отрядных газет.
7. Спортивно-развлекательная программа «Армейские забавы»
8 день
Остров «Моя Россия»
1. Линейка
2. Завтрак
3. Прогулка.
4. Воспитательная беседа «Я патриот»
5. Обед
6. Конкурс стенгазет «Я и Родина»
9 день
Родительский день
1. Линейка
2. Завтрак
3. КВН  «Когда все вместе»
4. Конкурсная семейная программа "Моя семья”.
5. Обед
6. Отрядные соревнования «Весёлый футбол».
10 день
Остров Здоровья.
1. Линейка
2. Завтрак.
3. Конкурс отрядных газет, рисунков, стихотворений, песен “Новое поколение выбирает здоровый образ жизни!”
4. Беседа-антипропаганда табакокурения, алкоголя
5. Просмотр презентаций «Расти красивым и сильным», «Наркомания — болезнь 21 века. Взлёт и падение.»6. Обед
7. Конкурс «Поле чудес»
11 день
Остров Патриотов  
1. Линейка
2. Завтрак
3. Викторина «Широка страна моя родная»
4. Обед
5. Беседа «Государственные символы РК»
6. Игры на свежем воздухе
12 день
Остров Светофора
1.Линейка.
2.Зарядка.
3.Беседа «Я – пешеход»
4.Сюжетно-ролевая игра «Мы переходим улицу»
5.Обед
6.Настольные игры.
7.Инструктаж «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните».
13 день
Экологический остров
1.Линейка.
2.Зарядка.
3.Операция «штурм» ( уборка территории)
4.Беседа «Заповедники России»
5.Обед
6.Подвижные игры
14 день
Остров сокровищ
1.Линейка.
2.Зарядка.
3.Экскурсия достопримечательности поселка
4.Презентация «Гордость школы» (о выпускниках школы)
5.Обед
6.Игры на воздухе
15 день
Сказочный остров
1.Линейка.
2.Зарядка.
3.сказочная викторина
4.Презентация «Великие сказочники»
5.Обед
6.Инструктаж по ТБ «правило поведения на водоемах»
17 день
Остров Дружбы
1.Линейка.
2.Зарядка.
3.Мониторинг «Я и мои друзья»
4.Конкурс рисунков «Друг»
5.Обед
6.Игры на воздухе
18 день
1. Линейка. Закрытие лагерной смены.
2.Театрализованные представления
3.Выставка творческих работ
4. Обед
5.КВН «До скорой встречи!»
6. Дискотека