Программа ЛОЛ Морская экспедиция

Муниципальное образовательное учреждение
Андреевская средняя общеобразовательная школа имени Н.Н.Благова
Чердаклинский район, Ульяновская область



Утверждаю

Директор школы /Ефимов А.В./

« » 2012 г.



Программа
оздоровительного лагеря
«Алые паруса»
Морская экспедиция



Программу разработала: Совина Валентина Сергеевна
учитель географии и биологии
МОУ Андреевской средней общеобразовательной школы имени Н.Н.Благова


2013 год
Содержание
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Организация летнего отдыха детей и подростков, создание условий для полноценного развития подрастающего поколения - одно из приоритетных направлений государственной молодёжной политики.
Организованный отдых одновременно выполняет оздоровительную, образовательную, культурологическую, коммуникативную функции, в нём гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала.
Современный ребёнок живёт в мире сложном по своему содержанию и тенденции социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико–технологических преобразований, предъявляющих людям новые требования. Во – вторых, с насыщенным характером информации, воздействующей на ребёнка. В – третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество. Всё это диктует необходимость поиска новых путей развития образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности ребёнка.
Анализ данной ситуации позволяет выделить следующие моменты:
распространению негативных явлений (курение, алкоголизм и пр.) в подростковой среде способствует неорганизованное проведение свободного времени, в том числе, в период летних каникул;
коллектив обучающихся в начальной школе нельзя назвать единым целым, так как свои личные интересы большинство учащихся ценят больше общественных интересов;
В связи с этим, в школе разработана программа летнего отдыха обучающихся школы в оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Указанная программа способствует профилактике детской безнадзорности и правонарушений, приобретению опыта общения, лидерского опыта, толерантности, готовности к социальным действиям.
Еще один немаловажный момент – это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Программа насыщена развлекательными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями, что позволяет ее участникам отдохнуть, восстановить силы, пережить положительные эмоции.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием называется «Морская экспедиция», в ходе которой проводится сюжетно-ролевая игра «Акватория»
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Сюжетно-ролевая игра «Акватория» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.
Ребята и педагоги в течение всего сезона совершают сказочное кругосветное путешествие. Каждый ребенок является новичком - юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала.
Все участники этой смены попадут в атмосферу креативной мастерской. Настоящие профессионалы зажгут в детях дух творчества и подарят вдохновение.
К реализации программы активно привлекаются родители и социальные партнеры.
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Алые паруса» организуется на базе МОУ Андреевская СОШ имени Н.Н.Благова». Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся МОУ Андреевская СОШ имени Н.Н.Благова. Возраст детей от 7 до 12 лет. Продолжительность смены 18 дней. Данная программа, с одной стороны, продолжит линию предыдущей программы, с другой стороны, будет больше направлена на развитие толерантности и бережного отношения к окружающему миру, ведь 2013 год – это «Год равных возможностей» и «Год охраны окружающей среды». Актуальность программы, а также развитие бережного отношения к природе и окружающим людям у детей и подростков соответствует целям и задачам.






















Цели и задачи программы
Цель: организация воспитательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для полноценного отдыха и развития личности каждого ребенка.
Задачи:
Создать условия для организованного, интересного отдыха детей.

Формировать навыки здорового образа жизни, режима питания и безопасной жизнедеятельности с использованием окружающей среды в качестве источника оздоровления ребёнка.
Развивать организаторские навыки детей путем включения в систему самоуправления, подготовки и проведения дел лагеря.
Создать условия для раскрытия творческих и коммуникативных способностей детей.
Способствовать воспитанию толерантности, гражданских и патриотических чувств.
Привлечь родителей и социальных партнеров (сельская библиотека, ФАП) к организации отдыха и содержательного досуга, способствующего самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию каждого ребёнка.

Принципы реализации программы
Принцип гуманизации: предполагает признание личности ребенка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребенка
Принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия
Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи
Принцип мотивации деятельности предполагает добровольность включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребенка в выборе средств и способов достижения поставленной цели
Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
Основные направления деятельности
В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:
1.Коммуникативно-игровая деятельность - деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
2.Прикладная творческая деятельность. Осуществляется в мастерских по интересам. Посещение свободное, выбор обусловлен личным интересом ребёнка.
3. Аналитическая деятельность. Анализ игровых ситуаций, обсуждение, сопоставление с современным обществом и человеком, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений осуществляется на Советах, спецмероприятиях (ролевые игры, игры по станциям и др.).
В рамках перечисленных типов деятельности осуществляются мероприятия по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное направление
Девиз: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Работа по поддержанию здорового образа жизни, включает витаминизацию, двухразовое сбалансированное горячее питание, дозированные солнечные и воздушные ванны, прогулки, утреннюю гимнастику, выполнение режимных компонентов в соответствии с возрастом детей. Занятия по интересам различными видами спорта: футбол, пионербол и т.д. Проведение различных спортивных соревнований, спортивных шуточных эстафет.
Экологическое направление
Девиз: Природу не уродуй,
Природу не обидь!
Родился человеком,
Так должен им и быть!
Организация познавательных викторин, бесед, экскурсий и экологических акций.
3. Художественно-эстетическое направление
Девиз: Быть эстетом очень важно,
Это дело для отважных.
Выставки, кино, театр,
Мы посмотрим все подряд!
Приобщение к искусству, активное деятельностное включение ребенка в творческий процесс через организацию и проведение выставок, конкурсов, посещение театров, кино. Осуществляется через взаимодействие с творческими объединениями общекультурной направленности.
Гражданско-патриотическое направление
Девиз: Россия – великая наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Организация мероприятий, направленных на формирование активной гражданской позиции, патриотических чувств, толерантности через организацию проведение праздников, викторин, митингов.
Познавательно-творческое направление
Работа, раскрывающая интеллектуальный и творческий потенциал детей в процессе проведения конкурсов, турниров, посещение библиотеки, музея, использование информационных технологий и т.д.
Трудовое направление
Организация и проведение мероприятий направленных на приобщение детей к труду, развитие навыков общетрудовой дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Осуществляется через проведение различных акций, поддержание чистоты и порядка на территории лагеря.




Информационная карта программы
1.
Полное название программы:
«Морская экспедиция»: программа летнего лагеря «Алые паруса»с дневным пребыванием при общеобразовательном учреждении.

2.
Основание для разработки
Организация летнего отдыха детей и подростков в рамках оздоровительного и воспитательного процесса школы.


3.

Цель программы:
Организация воспитательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для полноценного отдыха и развития личности каждого ребенка.


4.
Условия достижения цели и задач программы
Поддержка администрации школы, наличие кадрового обеспечения, научно-методического обеспечения, ресурсного обеспечения.
Наличие предыдущего положительного опыта и социальных связей.


5.
Исполнители основных мероприятий программы
Педагогический коллектив школы

6.
Специализация программы
Программа оздоровительного профильного
лагеря.


7.
Количество участников
20 (в одну смену).


8.
Сроки реализации программы:
краткосрочная

9.
Место реализации программы:
Муниципальное образовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школа имени Н.Н. Благова


10.
Официальный язык:
русский

11.
География участников:
Все участники программы – учащиеся одной школы.


12.
Направления
деятельности, направленность программы:
Досугово-развлекательное.
Спортивно - оздоровительное.
Творческое.

13.
Краткое содержание программы:
Морская экспедиция – это романтика морских приключений. Каждый человек мечтает хотя бы один раз в жизни встать на капитанский мостик прекрасного фрегата. Участники смены смогут осуществить эту мечту. Дети становятся участниками сюжетно-ролевой игры «Акватория».
Ребята и педагоги в течение всего сезона совершают сказочное кругосветное путешествие, при этом открывая для себя много нового и интересного. Они станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин.
Каждый ребенок является юнгой; отряды - экипажами. Продвигаться экипажам вперед помогают: боцманы (воспитатели), вожатые (штурманы), адмирал (начальник лагеря), капитан - лидер среди детей, отвечающий за ведение карты экипажа и ведение бортового журнала, в который заносятся успехи и достижения членов экипажей.
Экипажи пересекают моря и океаны, проходят испытания (озеро Внимания, холм Мудрости, ручей Творчества, скалу Патриотизма, реку Радости, Экологическую равнину, лес Сплоченности, поле Спорта), при выполнении которых ребята получают какой-то элемент корабля (якорь, компас, штурвал, парус и т.д.).

Сюжетно-ролевая игра «Акватория» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

14.
Ожидаемые результаты:
Общее оздоровление воспитанников;
Развитие творческих способностей, самостоятельности и самодеятельности;
Получение участниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности;
Развитие коммуникативных способностей и толерантности, активной гражданской позиции;
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность;
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в творческих объединениях;
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.


15.
Название организации:

Автор программы:
Муниципальное образовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школа имени Н.Н.Благова.
Совина Валентина Сергеевна, учитель географии и биологии МОУ Андреевской средней общеобразовательной школы имени Н.Н.Благова


16.
Почтовый адрес организации:
433426 Ульяновская область, Чердаклинский район, село Андреевка, пл. Дружбы, д.47


17.
Ф.И.О. руководителя организации:

Ефимов Анатолий Викторович

18.
Телефон, факс с указанием кода населенного пункта, электронный адрес организации
433426 Ульяновская область Чердаклинский район, с.Андреевка, ул.Дружбы, д.47

Тел./ факс (884231)45-1-16

Эл.адрес: schoolashs@yandex.ru

19.
Дата создания программы:
Февраль 2013 года

20.
Финансовое обеспечение проекта:
Родительские средства, средства социального страхования




Ожидаемые результаты:
Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых 20 мальчишек и девчонок нашей школы. В ходе реализации программы «Акватория» мы предполагаем, рассматривать ожидаемые результаты смены через:
1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:
удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,
реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;
формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;
формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.
2. Результаты, касающиеся детского объединения:
создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.
формирование правильного отношения к детям разных национальностей и детям с физиологическими отклонениями.
3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:
апробация новой модели лагерной смены;
совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
пополнение копилки форм работы;
развитие опыта деятельности пресс-центра лагеря.
4. Результаты, направленные на педагогический отряд вожатых:
повышение уровня педагогического мастерства;
апробация модели взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры «Акватория», самореализация вожатых.
Диагностическое обеспечение
В лагере осуществляется следующие виды диагностики:
Входящая (диагностика проводится в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними);
Промежуточная (диагностика проводится в основной период смены с целью, определения степени совпадения поставленных целей и задач с результатами деятельности);
Итоговая (диагностика проводится в итоговый период смены для того чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе);
Проблемная (диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации).
Для диагностики достижения цели были выделены следующие критерии:
состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка;
психологическая атмосфера в отряде, в лагере;
степень удовлетворенности воспитанников жизнедеятельностью в лагере;
степень развития основных компонентов взаимодействия воспитанников.
Чем выше будет динамика показателей по каждому из критериев (в основном и итоговом периодах), тем выше будет эффективность разработанной программы для лагеря и наоборот.
Законы путешественников:
Закон дружбы:
Один за всех и все за одного.
Закон времени:
Точность – вежливость королей.
Закон слова и дела:
Критикуя, предлагай. Предлагая, делай.
Закон поднятой руки:
Если поднята рука, Значит – все молчат пока.
Закон дома:
Лагерь наш – нам общий дом. Чистоту храните в нём.
Закон песни:
Без песни ни дня, без песни ни шагу. В ней черпаем творчество, доброту и отвагу.
Закон природы:
Мир природы – мир прекрасный. Не губи её напрасно.
Традиции путешественников:
Традиция приветствия.
Традиция «Орлятского круга».
Традиция проведения вечерних огоньков.
Традиция «Ни дня без тайн и сюрпризов».
Традиция доброго отношения к песни.
Большая Робинзонада. Праздник Нептуна.
Критерии оценки эффективности программы:

Качество организации отдыха детей.

Использование новых методик и технологий по привитию детям навыков здорового образа жизни.

Привлечение родителей и социальных партнеров к реализации программы смены.

Адекватность и эффективность содержания, форм и методов работы с детьми разных возрастных категорий, учет интересов и потребностей детей.

Сочетание традиционных и инновационных технологий воспитательно-образовательного процесса.

Наличие в лагере объединений дополнительного образования детей.

Использование различных форм организации детского самоуправления.

Удовлетворенность детей и родителей результатами процесса летне-оздоровительной работы.

Участники программы
1. Участниками программы «Морская экспедиция» лагеря дневного пребывания «Алые паруса» являются учащиеся школы, будущие первоклассники, педагогические работники, привлекаются медицинские работники.
2. Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием «Алые паруса»
6,5-12 лет.


Механизм реализации программы
В качестве игровой модели избрана сюжетно-ролевая игра «Акватория».
Игра знакомит ребят с интересными людьми, с окружающей природой, способствует воспитанию здорового образа жизни, толерантности, гражданских и патриотических чувств и навыков безопасной жизнедеятельности.
Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие сюжета на морскую тематику и следование ему всех участников лагеря в течение лагерной смены. Каждый имеет в ней свою роль, которая учитывает интересы и способности ребенка.
Сюжет определяет канву игры, правила и принципы жизнедеятельности лагеря, нормы поведения участников, которые могут корректироваться в процессе игры.
В основу реализации программы «Морская экспедиция» заложены разнообразные формы и методы:
Путешествия по морям, океанам и островам.
Сюжетно-ролевые игры.
Танцевально-развлекательные и игровые программы.
Экзотические шоу.
Коммуникативные и познавательные игры.
Спортивные эстафеты, соревнования и праздники.
Коллективно-творческие дела.
Экскурсии в музеи и на природу.
Ярмарка идей.
Творческая мастерская.


Кадровое обеспечение программы:

В реализации программы участвуют заместитель директора по воспитательной работе, учителя начальных классов, вожатая. Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МОУ Андреевская СОШ имени Н.Н. Благова. Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и вожатой. Воспитатели несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел. Воспитатели занимаются организацией отрядной жизни.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
1. Чёткое представление целей и постановка задач.
2. Конкретное планирование деятельности.
3. Кадровое обеспечение программы.
4. Методическое обеспечение программы.
5. Педагогические условия.
6. Материально-техническое обеспечение.



Привлеченные работники:

Сельский библиотекарь.
Музыкальный руководитель дополнительного образования.
Спортивный организатор.
Музейный организатор (школьный музей).


Должность
За что отвечает


Начальник лагеря
-назначение приказом;
-обеспечивает общее руководство деятельностью смены лагеря;
-издает приказы и распоряжения по смене лагеря, которые регистрируются в специальном журнале;
-разрабатывает и утверждает должностные обязанности работников смены лагеря;
-проводит инструктаж персонала смены лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками;
-составляет график выхода на работу персонала смены лагеря;
-создает безопасные условия для проведения образовательной и оздоровительной работы, занятости обучающихся и воспитанников, их трудовой деятельности;
- несет ответственность за организацию питания и финансово-хозяйственную деятельность смены лагеря.


Заместитель
руководителя по
воспитательной
работе

- несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников;
- отвечает за воспитательную работу лагеря;
- контролирует работу собирателей звездочек

Инструктор по
физической
культуре

- несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников;
- обеспечивает рост детей в физическом и трудовом воспитании, здоровый образ жизни;
- проводит работу по трудовому и физическому воспитанию: зарядка, спортивные мероприятия, трудовые десанты, оздоровительные процедуры.

Воспитатель
- несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников;
- обеспечивает рост детей в нравственном воспитании;
- организует досуговую деятельность детей.


Музыкальный работник
- несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников;
- обеспечивает рост детей в эстетическом воспитании;
- помогает в организации праздников, музыкальных конкурсов, игр.


Повар
- несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья воспитанников;
- организует полноценное питание;
- способствует в прибавке веса детей.




Материально-техническое обеспечение:
При работе летнего оздоровительного лагеря используются:
Кабинеты начальной школы, расположенные на 1 этаже.
Компьютерный класс, расположенный на 2 этаже.
Спортивный зал.
Спортивная площадка.
Актовый зал.
Библиотека.
Школьный музей.
Столовая.
Аппаратура:
- музыкальный центр;
- микрофоны;
- цифровой фотоаппарат;
- компьютеры.
Спортивный инвентарь:
- баскетбольные и футбольные мячи;
- волейбольные мячи;
- резиновые мячи разных размеров;
- скакалки, гимнастические обручи;
Развивающие игры: шашки, шахматы, строительный конструктор.
Настольные игры: домино, лото.
Канцелярские товары.
Бытовые предметы: столы и стулья в необходимом количестве.
Медицинская аптечка.
Методическое обеспечение:
1. Наличие программы лагеря, плана работы, плана сетки.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Проведение установочного семинара для воспитателей до начала лагерной смены;
4. Подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
5. Проведение ежедневных планерок.
6.Разработка системы отслеживания результатов и подведение итогов.
7.Диагностика:
Вводная
диагностика
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
-беседы в отрядах;
-планерки администрации лагеря и воспитателей.

Пошаговая
диагностика
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.

Итоговая
диагностика
Анкетирование
Творческий отзыв
Беседы в отрядах
Цветопись






















Игровая модель смены
(описание сюжетно-ролевой игры «Акватория»)
Основной лозунг игры: «МЫ РАЗНЫЕ, НО РАВНЫЕ!»
Участники игры: дети, вожатые, старшие вожатые, воспитатели, администрация лагеря.
Сроки реализации: с 4 по 24 июня 2013 года;
Форма проведения игры: морское путешествие;
Игровой сюжет: покорить пик Дружбы;
Морская, приключенческая тематика смены оздоровительного лагеря «Акватория» определена самими детьми. Игровая модель программы «Акватория» предполагает включение в игру игрового материала: знаки отличия и успеха, игровые талисманы, эмблемы, тайные знаки, посвящение в «Морскую эскадру». Каждый экипаж вместе с воспитателями придумывает название, девиз, символику и создает свой уголок. Так же выбирают капитана, боцмана, радиста, мичмана по спорту.
По идее программы в начале смены каждый отряд отправляется в «экспедицию» к пику Дружбы.
Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Полный вперед!»
Это своеобразная проба сил перед предстоящим морским путешествием. Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.
На первом этапе ребята индивидуально зарабатывают для своего экипажа стартовый взнос для участия в регате. Второй этап – командный, состоит в «постройке» своего корабля. Здесь экипаж проходит испытания (озеро Внимания, холм Мудрости, ручей Творчества, скалу Патриотизма, реку Радости, Экологическую равнину, лес Сплоченности, поле Спорта), при выполнении которых ребята получают какой-то элемент корабля (якорь, компас, штурвал, парус и т.д.).
На одной из станций экипажам предлагается создать образ корабля, который на протяжении всей смены будет передвижным символом отряда на карте игры. С того момента как только корабль займет стартовое место на «Карте путешествия к пику Дружбы, начинается экспедиция. Маршрут экспедиции к пику Дружбы экипажи проходят одновременно. Чтобы получить награду за день, экипажу необходимо успешно пройти испытание этого дня и не получить ни одного замечания. Только при соблюдении этих условий, корабль с названием экипажа продвигается на один этап вперед. Если экипаж в тот или иной день получил взыскание, то он может его «отработать», выполнив дополнительное задание, поручение. Чем больше на пути экипажа будет взято этапов, тем ближе к победе! После старта регаты каждый экипаж получает флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря.
Каждый якорь имеет свой цвет и значение:
Якорь красного цвета – 1 место
Якорь синего цвета – 2 место
Якорь зеленого цвета – 3 место
Якорь жёлтого цвета – 4 место
Результаты отражаются на экране соревнований в виде продвижения кораблей. Задача каждого экипажа – собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж по номинациям:
«Самый дружный»,
«Самый творческий»,
«Суперэкипаж»,
«Самый спортивный».
Награждение лучших экипажей пройдёт на пике Дружбы (последние дни смены).
Карта путешествия к пику Дружбы вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждый экипаж ведет свой путевой дневник – «Бортовой журнал» (неофициальный документ, по которому организаторы путешествия и участники судят о положении дел в отряде), куда заносит, зарисовывает, вклеивает все самое интересное, с чем встречается в пути. По итогам смены самый интересный и красиво оформленный Дневник экспедиции отмечается организаторами программы. Вся жизнедеятельность в лагере пронизана морской тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с морскими терминами:
Администрация лагеря – начальник Акватории;
Начальник лагеря – адмирал;
Старший вожатый – старпом;
Комната совещаний Совета капитанов – капитанская рубка;
Место проведения линейки – капитанский мостик;
Экипажные комнаты – каюты;
Уборка – аврал;
Столовая – камбуз;
Повар – кок;
Отряд – экипаж;
Информационный стенд – дневник путешествия;
Дети – юнги.
Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин в которых будут экипажи. Кроме этого у каждого из членов экипажей также есть возможность проявить себя в различных конкурсах на личное первенство и получить знак отличия.
Ленточка красного цвета – 1 место
Ленточка синего цвета – 2 место
Ленточка зеленого цвета – 3 место
Ленточка жёлтого цвета – 4 место
Ребёнок, набравший большинство знаков отличия. На пике Дружбы также будет награждён.
Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в названии экипажа, девизе, символах и атрибутах, законах и традициях отрядной жизни, игровых отрядных условностях, в особых приветствиях, прощаниях, пожеланиях успеха, оформлении отрядного уголка.


Этапы игры
Организационный: «Ты да я, да мы с тобой».
Основной: «В поисках приключений».
Итоговый: «Пик Дружбы».
Организационный этап характеризуется запуском игрового момента, происходит знакомство ребят с предполагаемой игровой деятельностью, традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом. Также проводится первичная (констатирующая) диагностика членов экипажа. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами путешествия, проходит презентация экипажей, выявление лидеров, церемония открытия Акватории. Поднимаются флаги сюжетной игры. Проводится диагностическая работа по определению творческого потенциала и потребностей участников.

Основной период смены – это самый большой по времени период. Здесь развивается сюжет игры – исследование всех объектов поочередно. Главная задача:
создать условия для организации воспитывающей и развивающей деятельности и общения детей, стремиться к тому, чтобы дети могли реализовать себя по максимуму;
предоставить возможность каждому ребёнку проявить себя в различных видах деятельности;
На протяжении всего путешествия участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям.
Основные дела периода:
День безопасности на дороге;
День творчества «Жемчужина Акватории»;
День независимости;
День ЗОЖ;
День весёлых затей;
День памяти и скорби;
День экологии;
День театра;
День воды.
Заключительный этап характеризуется подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа членов экипажа корабля.
Основные события итогового этапа: отрядные огоньки «Всё обо мне» (контрольная диагностика), закрытие лагерной смены «Всё о нашей Акватории». Также проходит награждение победителей грамотами. Проводится анкетирование по отслеживанию результатов игры.

Содержание программы
Деятельность педагогического коллектива
Педагогический коллектив лагеря состоит из педагогов школы. В своей работе педагоги придерживаются основных принципов деятельности:
творческий подход к работе
поддержка и взаимное уважение
педагогический профессионализм и мастерство

Педагогические советы:
О планировании оздоровительной работы в лагере
О проведении инструктажа по технике безопасности, по пожарной безопасности, по санитарным нормам
Подведение итогов работы по подготовке лагеря
Подведение итогов работы лагеря

Производственные совещания:
Организация досуговой деятельности в лагере
Организация питания
Работа по ОБЖ
Работа с родителями
Мониторинговая деятельность в лагере

Работа с родителями:
Проведение организационного и заключительного родительских собраний
Выпуск информационных листовок для родителей по итогам анкетирования и мониторинга
Лекция «Режим дня»
Индивидуальные беседы и консультации
Организация выставок рисунков и поделок


Работа по привитию навыков ЗОЖ
По привитию детям навыков здорового образа жизни в программу включены следующие мероприятия:
- минутки здоровья с медицинским работником;
- утренняя гимнастика;
- реклама ЗОЖ;
- организация экскурсий на природу;
- организация спортивно-массовых мероприятий;

Работа по развитию самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей ;
- Распределение обязанностей в отряде;
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Дежурство по столовой, игровым комнатам.
Работа по развитию творческих способностей детей
- Оформление отрядных уголков, дневников путешествия;
- Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков, актерского мастерства, вокального и хорового пения.
- Коллективно-творческие дела: «С корабля на бал», «На всех парусах», «На морской волне».
- Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы.
Работа по патриотическому воспитанию детей
- Экскурсия в музей школы;
- Дискуссия «Природа моего края»;
- Конкурсы рисунков;
- Путешествие на остров «Памяти и Скорби».

Совместная работа с родителями и социальными партнерами
- Проведение совместных мероприятий с сельской библиотекой.
- Участие родителей в спортивных эстафетах.
- Встречи, проведение бесед, игр с участием работников ФАПа и участковым уполномоченным.

Аналитическая деятельность
- Предварительный сбор данных на воспитанников ЛОЛ «Алые паруса» (анкетирование родителей);
- «Цветной Якорь» (каждый день дети прикрепляют на маршруте якорь в цвет своего настроения)
- Анализ мероприятий лагеря;
- Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
- Анализ работы программы «Морская экспедиция».


Планирование смены по ключевым делам


Число


Содержание

Цели и задачи



ежедневно

Организационная линейка
-уточнение списка
-знакомство с планом работы
-самоорганизация детей на интересный и полезный труд







ежедневно



Спортивный час, занятие физическими упражнениями, «тропа здоровья», закаливающие процедуры, дыхательная гимнастика, гигиена
Разучивание разнообразных элементов, упражнений для организации самостоятельной работы утренней гимнастики, спортивного часа, способствовать укреплению здоровья, формирование умения использовать спортивный инвентарь, способствовать свободному общению детей, вырабатывать взаимовыручку, помощь старших младшим, разучить подвижные игры, применять их в игре с детьми, развивать ловкость, меткость, подвижность, координацию движения, соблюдать правила гигиены




2 раза в неделю

Трудовой десант, творческая мастерская, полив комнатных растений в кабинетах, посильная помощь на пришкольном участке, работа по интересам
Учить видеть результаты своего труда, прививать любовь к труду;
развивать взаимовыручку, соблюдать технику безопасности, развивать творческое воображение;
воспитывать стремление сделать приятное




ежедневно

Чтение художественной литературы, настольные игры, рисование, прослушивание музыкальных произведений, занятия по интересам
Расширять кругозор, заинтересовать играми;
формировать любознательность;
развивать эстетический вкус, прививать интерес к музыкальным произведениям;
воспитывать дружелюбное отношение друг к другу



ежедневно

Интересные дела
Настраивать на плодотворную работу, интересную игру;
формировать практические умения в организации самоуправления



ежедневно

Рефлексия
Подведение итога дня, результата работы, результат заинтересованности детей





План-сетка смены
Дни
Мероприятия

1 день
«Здравствуйте – это я!»

Регистрация детей, комплектование экипажей Алых парусов.
Линейка - открытие «Акватория!»;
«Акватория! Полный вперёд!»
Игры – знакомства.
Операция «Уют» - обустройство и оформление Алых парусов.
Занятия по интересам, игры на свежем воздухе.
Конкурс «Песни и легенды Акватории».
Инструктаж по технике безопасности

2 день
«Озеро Внимания»

Презентация экипажей: название экипажа, символика, средство передвижения.
Беседа по ПДД, по правилам поведения в общественных местах
Шоу «На гребне волны»
Ситуация «Пожар»


3 день
«Полный вперед!»

Открытие смены парадом морских экипажей.
Распределение обязанностей в составах экипажей.
Операция «Украденный полдник».
Дискотека «На морской волне».


4 день
«Холм Мудрости»

Беседа по ПДД, правилам поведения в общественных местах.
Познавательно- игровая программа «Дорожная азбука» по правилам безопасности дорожного движения
Игра по станциям «Школа светофорных наук»




5 день
День «Большой рыбалки»
Конкурс «Лучший рыболов»
Беседа по профилактике правонарушений
Подготовка экипажей к конкурсу караоке «Россия – Родина моя»
Экстремизм глазами школьников.


6 день
«Скала Патриотизма»

Конкурс рисунков на асфальте «Моя Россия»
Посещение школьного музея.
Интеллектуальное казино «Символы России» .
Конкурс караоке «Россия – Родина моя».
Спортивные игры на свежем воздухе.


7 день
творчества «Жемчужина Акватории»

Подготовка концертных номеров к конкурсу «Жемчужина Акватории».
Посещение кукольного театра. Просмотр спектакля «Чудо неслыханное»
Конкурс талантов «Жемчужина Акватории»
Дискотека «Танцуют все!»


8 день
«Лес Сплоченности"
Операция «Перевёртыши»
Экскурсия в сельскую библиотеку. Интеллектуально-конкурсная программа «Секретные материалы».
Беседа о межнациональных отношениях
Национальные праздники нашего села (Троица, Сабантуй)
Конкурс рисунков «Национальные праздники»


9 день
«Быть здоровым – обязанность каждого!»
Минутка здоровья «Чистота залог здоровья»
Морской десант (уборка территории вблизи школы).
Беседа «Осторожно водоем»
Подвижные игры на свежем воздухе


10 день
«Экологическая равнина»

1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых.)
2. Праздник необычных цветов и цветочных костюмов.
3. Игра-путешествие «Лес чудес»
4. Конкурс «Сюрпризы лесной тропинки»
5. Правила поведения в лесу


11день
«В стране Мульти - Пульти»
1. Минутка здоровья «Правильное питание»
2. Просмотр мультфильма
3. Викторина «Устами младенца»
4. Конкурс «Самый фантастический проект»
5. « Мульти-Пульти –карнавал»


12 день
День рекордов Акватории
Игровая программа «Книга рекордов Акватории»
Игра «Секретный пакет»
Подведение итогов дня.



13 день
«День семьи»
1.Фотовыстовка
2.Конкурс «Живая старина»
3. Мир моих увлечений
4.Конкурс рисунков «Моя семья»



14 день
«Ручей Творчества»
1. Конкурс рисунков «Наша малая планета»
2. Праздник цветных карандашей
3. «Умелых рук творение» - коллективное творческое дело (поделки).


15 день
«Море Памяти»

Линейка памяти (проводится у памятника воинам ВОВ).
Операция «Нас там не было»
Экскурсия в школьный музей.
Конкур рисунков на асфальте «Войны НЕТ!»

16 день
«Река Радости»
1. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
2.Фантазии на тему: «Игры, игрушки, шарики и бантики»
3. Конкурс костюмов жителей разных стран.
4. Дискотека «Аквариум»


17 день
«Поле Спорта»
1.Минутка здоровья «Мой рост и мой вес»
2. Малая спартакиада. Под девизом: «Мы за здоровый образ жизни»
3 . Конкурс рисунков «Дети против наркотиков»
4. «Всё обо мне» (итоговая диагностика)


18 день
«Пик Дружбы»

Закрытие смены.
«Всё о нашей Акватории».
Награждение за участие во всех видах деятельности.
Гала-концерт «Жемчужины Акватории»
Закрытие смены.





Нормативно-правовое обеспечение:

Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав МОУ Андреевской СОШ имени Н.Н.Благова.
Положение о лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Управления образования.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Копия свидетельства о рождении ребенка.
Справка с места учебы учащегося.
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.






















Приложение 1
А Н К Е Т А (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что.
Я не хочу, чтобы.......
Я хочу, чтобы........
Я боюсь, что.
Пожалуйста, напиши также:
Имя............. Фамилия.......................








В Ы Б О Р (промежуточная)
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.




А Н К Е Т А (в конце смены)
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ..
Мне жаль, что...
Я надеюсь, что..


Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
Приложение 2
Структура детского самоуправления летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей














































Приложение 3



9.00-9.15 Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9.15-9.30 Линейка (Построение)
На линейку быстро стройся!
9.30-10.00 Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!

10.00-12.30 Отрядные, лагерные дела
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
12.30-13.00
Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.

13.00-14.00 Занятия по интересам
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши! .

14.00-14.50 Клубный час
Если хочешь много знать,
Многому учиться,
Книги должен ты читать,
Только не лениться!
14.50.-15.00 Полдник
Вот и снова горн поет,
Сладкий фрукт в столовой ждет!

15.00 А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем









Общий сбор флотилии

Капитан флотилии

Совет флотилии

Вахтерные

Кают-компания

Узел связи

Боцманы

Капитаны экипажей

Юнги



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415