Программа весеннего лагеря дневного пребывания детей


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Петровский

Утверждаю
Директор школы _________ /Исаева Е.А./


















Количество детей в смену: 60
Сроки пребывания смены по плану: с 28.03 по 01.04. 2016 года
Продолжительность смены: 5 дней







Авторы программы:
начальник лагеря
Скворцова Н.Т.,
старшая вожатая
Попова Р.Н



«Весна – 2016»
Паспорт программы

1
Основания для разработки программы
- Закон РФ “Об образовании”
- Закон РФ от 10.04.2000 года № 51 –ФЗ “Об утверждении федеральной программы развития образования”
- Конвенция о правах ребенка
- Постановление Правительства от 25.08.2000 года № 625 “О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ на 2000-2006 гг.”
- Программа совершенствования системы образования в РФ

2
Полное название программы
«ВИТА» (весёлые, инициативные, творческие, активные)

3
Цель программы
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в весенний период

4
Адрес проектной деятельности (для кого, количество участников)
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе МБОУ СОШ п. Петровский.
Проект разработан для 60 детей от 7 до 15 лет

5
Сроки реализации программы
I смена - с 28.03. по 01.04.2016 года

6
Направление деятельности, направленность программы
Спортивно – оздоровительная деятельность, художественно – творческое направление

8
Ожидаемый результат
1.Общее оздоровление воспитанников, укрепление из здоровья;
2. Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года.
3. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.
4.Способствовать формированию навыков и личностных качеств, сопутствующих здоровому образу жизни.

9
Авторы программы
Старшая вожатая Попова Рита Николаевна, Начальник лагеря Скворцова Нина Тимофеевна

10
Почтовый адрес организации
Липецкая область Добринский район посёлок Петровский ул. Победы 3

11
Ф.И.О. руководителя организации
Исаева Елена Александровна

12
Электронный адрес организации, телефон
petrowskiyschool@mail.ru, 8(47462)45 -3- 48


Пояснительная записка

Данная программа предназначена для реализации в весеннем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.
Весенний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа весеннего лагеря.
Весенний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ п. Петровский на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Весенний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
На современном этапе лагерь не утратил своих основных функций, а с учетом изменений в социально – экономической жизни общества расширил их.
Процесс организации воспитательной работы в лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно – оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.
Установка на всестороннее развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период весенних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогруппы, отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период весеннего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, конкурсы, состязания, концертно – игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.

Цели и задачи программы
Цели программы:
организация отдыха и оздоровления учащихся в период весенних каникул;
планирование досуга школьников весной с целью создания условий для разностороннего развития личности воспитанников и раскрытия творческого потенциала ребенка;
проведение оздоровительных мероприятий, результатом которых будет повышение уровня здоровья детей и формирование стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
обеспечить занятость и охрану здоровья детей, прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье;
оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных семей;
проводить профилактические оздоровительные мероприятия по укреплению иммунной и нервной системы;
создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребенка и весеннего отдыха детей;
спланировать и провести комплекс мероприятий, предусматривающих физическое, нравственное, психическое оздоровление детей в условиях временного коллектива;
создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности и развитие творческого мышления;
выявить одаренных и талантливых детей, привлечь их к участию в различных мероприятиях.
Направления и виды деятельности:
спортивно-оздоровительное;
художественно – творческое;
трудовая деятельность;
досуговая деятельность;
интеллектуальное направление;
кружковая деятельность.

Участники программы:
младшие школьники;
подростки.
Сроки действия программы:
с 28.03.2016 по 01.04.2016 года.

Основное содержание программы

Спортивно–оздоровительное направление

1 БЛОК «В здоровом теле - здоровый дух » осуществляется через:
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
выработку и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка);
спортивные игры на спортивной площадке (футбол, волейбол, пионербол);
подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Вышибалы», «Цепи» и т.д.;
эстафеты («Веселые старты», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки»);
часы здоровья;
посещение бассейна п. Добринка;
солнечные ванны (ежедневно);
воздушные ванны (ежедневно).
В весеннем оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают грамоты.
В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: воздушные ванны, солнечные ванны. Для солнечных ванн подходит лужайка школьного двора, площадка перед школой. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит на улице.
Художественно – творческое направление
2 БЛОК «Цветик - Семицветик» осуществляется через:
изобразительная деятельность (конкурсы рисунков «Мы за безопасное движение», «Весна – это », «Мой край родной»;
конкурсные программы;
творческие конкурсы;
концерты («Весенний калейдоскоп», "До, ми, соль...");
творческие игры;
праздники.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявле
·ния духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.


Трудовое направление
3 БЛОК «Трудовой десант» осуществляется через:
выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, работа на территории школьного двора);
коллективные трудовые дела.

Работа направлена на развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.


Досуговое направление
4 БЛОК «Веселые ребята» осуществляется через:
вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга;
Организацию деятельности творческих мастерских.
Экскурсии (краеведческие музеи в п. Добринка и с. Пушкино, районная библиотека п. Добринка, Никольский храм)
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.



Интеллектуальное направление
5 БЛОК «Умники и умницы» осуществляется через:
проведение интеллектуальных игр
организация работы библиотеки, проведение тематических библиотечных (часов по плану школьной и сельской библиотек);
Игра - путешествие: " По станицам любимых детских книг"
Час экологии: " Экологические катастрофы мира"
Час информации: "Здоровье - вот твое богатство"
КВН по творчеству Г.Х.Андерсена " Путешествие в Андерсенландию" (2 апреля 60 лет Международной премии имени Г.Х.Андерсена)

В условиях весеннего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.

Кружковая деятельность

6 БЛОК осуществляется через работу кружков:
«Юный олимпиец»;
«Живое слово»
«Умелые руки»;
«Танцевальный»;
«Этика »;
«Оч. умелые ручки;
«Юный олимпиец»;
«Спортивные игры»;
«Карусель».

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, для функционирования которой имеется обеспеченность педагогическими кадрами. Так же расширяется кругозор воспитанников, развиваются познавательные интересы и творческие способности детей. Такое разнообразие кружков обеспечивается путем реализации утвержденных программ дополнительного образования школы.
Кадры программы

ФИО
Должность
Образование

1.
Скворцова Н.Т.
Начальник лагеря
ВП

2.
Попова Р.Н.
Старшая вожатая
СС

3.
Корниенко Г.Н.
Зам директора по ВР
ВП

4.
Казанская В.П.
Руководитель спортивной работы
ВП

5.
Попова Ю.В.
Воспитатель
ВП

6.
Живаева Н.А
Воспитатель
ВП

7.
Лопатина Н.Б.
Воспитатель
ВП

8.
Петараева Т.А.
Воспитатель
ВП

9.
Королёва Л.В.
Воспитатель
ВП

10.
Агейчева Е.В.
Воспитатель
ВП

Механизм реализации программы
Этапы
Содержание работы
Срок
Ответственный

1
2
3
4

I Подготовительный (сбор информации по выбранной теме)
Изучение нормативно-правовой базы, статистических данных.
Предварительная комплектация смены
Разработка необходимой документации
Анкетирование родителей по проблеме
Тестирование педагогов
Январь-февраль
Начальник лагеря
Педагоги


II Концептуальный
Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности
Обоснование путей реализации программы
Февраль
Начальник лагеря
Педагоги

III. Организационный этап
Знакомство;
сплоченность коллектива;
формирование законов и условий совместной работы;
Март
Начальник лагеря
Педагоги (воспитатели)

IV.
Основной (практический)
Обеспечение условий для реализации программы.
Освещение деятельности лагеря в МБОУ СОШ п.Петровский
Разработка образовательных маршрутов для участников программы
Совершенствование предметно-развивающей среды в детском лагере (смотр конкурс рисунков, распространение буклетов по ПДД, создание информационного стенда )
Март

В ходе реализации программы


 Начальник лагеря
Педагоги
 
 


V Заключительный (аналитический)
Презентация результатов программы на итоговом мероприятии (презентация, слайд-шоу)
Обработка результатов по реализации программы.
 Март

 Начальник лагеря
Педагоги



Нормативно-правовое обеспечение
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 г. №197- ФЗ;
- Приказ Минобразования РФ от 13.07.01 г. №2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
-Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей. Санитарно- гигиенические правила и норма.
- Правила внутреннего трудового распорядка для работников оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МБОУ СОШ п. Петровский.
- Положение об оздоровительном лагере с дневным пребыванием при МБОУ СОШ п. Петровский.
-Должностная инструкция по охране труда для начальника лагеря при МБОУ СОШ п. Петровский.
- Должностная инструкция по охране труда для воспитателей оздоровительного лагеря при МБОУ СОШ п. Петровский.

Необходимая материально – техническая база

Спортивный зал;
Школьная библиотека;
Столовая;
Игровая площадка;
Спортивная площадка;
Кабинеты;
Художественные средства, игры настольные;
Хозяйственный инвентарь;
Канцелярские принадлежности;
Компьютер с выходом в интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.







Распорядок дня
в весеннем оздоровительном лагере
«ВИТА»

Время проведения
Элементы режима дня

8.30-9-00
Сбор детей. Зарядка.

9.00-9.15
Утренняя линейка.

9.15-10.00
Завтрак.

10.00-12.00
Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков, секций.

12.00-13.00
Оздоровительные мероприятия.
(беседы о здоровье, игры на свежем воздухе и др.)

13.00- 14.00
Обед.

14.30
Линейка. Закрытие лагерного дня.





ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ВЕСЕННЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ПРИ МБОУ СОШ п. ПЕТРОВСКИЙ «В И Т А»
1 день - 28 марта
«Здравствуй, лагерь!»

Торжественная линейка "Здравствуй, лагерь!"
Операция « Уют»
Подготовка к концерту «Весенний калейдоскоп».
Игры на свежем воздухе.
Конкурс рисунков "Мой край родной".
Дискотека.

2 день - 29 марта
«День игр»
Развивающие игры .
Концерт "Весенний калейдоскоп"
 Игра - путешествие
" По страницам любимых детских книг" (поход в сельскую библиотеку)
4. Подвижные игры на свежем воздухе "Необычные приключения в стране Играй - ка"
5. Поход в ДК (просмотр фильма)
3 день - 30 марта
«День ПДД»
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»
Конкурс рисунков «Мы за безопасное движение»
Распространение буклетов по ПДД.
4. Час экологии "Экологические катастрофы мира" (поход в сельскую библиотеку)
5. Просмотр мультфильмов по ПДД (ДК)

4 день - 31 марта
« День здоровья»
1. Час информации: "Здоровье - вот твое богатство" (поход в сельскую библиотеку)
2. Спортивная эстафета "Быстрее, сильнее, выше"
3. Подготовка к концерту "До, ми, соль..."
4. Беседа "Здоров будешь - всё добудешь"
5. Экскурсия в Никольский храм.
6. Бассейн.
5 день - 1апреля
«До свидания, лагерь!»
Прощальный концерт «До, ми, соль...»
Конкурс рисунков "Весна - это..."
КВН "Путешествие в Андерсенландию" (поход в сельскую библиотеку"
Подвижные игры на свежем воздухе
Экскурсия в музей села Пушкино
Дискотека





Предполагаемый результат
В ходе реализации данной рабочей программы осуществится:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление из здоровья;
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности;
Участники смены приобретут умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности;
Развитие коммуникативных способностей и толерантности;
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально – значимую деятельность;
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках;
Расширение кругозора детей;
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально – нравственных норм;
Личностный рост участников смены.
Развитие творческих способностей;
Формирование устойчивого познавательного интереса.
Отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Список литературы

Конституция РФ.
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка/ Советская педагогика, 1991, №16.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998.
Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 2005.
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 2006.
КаленицТ.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 2005
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2007.
Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 2009.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2005.
Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 2008.
Шмаков С.А. Ее величество игра. М., 2008.
Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 2005.
Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 2011.
Янкова З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М., 2010



Заголовок 215