Кукла Мотанка. Урок с французскими учащимися.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
614007, г. Пермь, ул. Сибирская, 80, тел 216-70-00, тел/факс 216-74-23
Тема урока: Кукла-мотанка.
Цели урока:
Воспитательные цели: обеспечить условия для развития интереса к стране изучаемого языка (России), развить чувство патриотизма, способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работы,
Развивающие цели: обеспечить условия для развития творческих умений и навыков
Познавательные цели: учащиеся знакомятся с русской живописью и фольклором, обогащают свой словарный запас. 
Этапы урока Действия учащихся время
1. Организационный момент и эмоциональная рефлексия для начала урока.
Добрый день, дорогие учащиеся. Я рада приветствовать вас на нашем уроке русского языка. Это уже не первый ваш урок в рамках нашего курса русского языка. Мы с вами изучили много новых русских слов и сегодня познакомимся еще ближе с русской культурой и русским языком.
И для начала, я бы хотела узнать, какое у вас сегодня настроение? Сегодня у нас такой прекрасный солнечный день. Солнышко в русской культуре встречается везде – и на столовых приборах, и в украшение интерьера, и в росписи, ну и конечно же в одежде. Некоторые предметы традиционного русского гардероба имеют форму солнца, форму круга. Например, традиционный русский сарафан.
Перед вами лежат рисунки куколок в традиционном костюме. Пожалуйста, выберете ту, которая больше соответствует вашему настроению. В красном сарафане – отличное настроение. Зеленый – хорошее настроение. Желтый – спокойное.
2. Определение темы урока.
В самом начале нашего урока мы познакомились с одним из самых известных элементов традиционной русской одежды – сарафаном. Что же такое «Сарафан»? Как вы думаете, всегда ли сарафан был женской одеждой?
Сегодня мы с вами ответим на эти вопросы, а также узнаем больше об истории сарафан, и сделаем традиционную куклу-оберег (куклу-мотанку), которая являлась хранительницей домашнего очага.
3. Основная часть. История сарафана
На вопросы, которые мы поставили ранее, нам помогут ответить учащиеся 3«А» класса.
4. Введение новых слов по теме.
Итак, какие же слова нам сегодня понадобятся? Давайте запишем их в тетрадь
Un sarafane – сарафанles laptis- лапти
Le kokochnik – кокошник
Le foulard – платок
5. Создание куклы.
Сегодня мы с вами сделает вот такую традиционную куклу мотанку.
Материалы: 
три варианта ткани, белый прямоугольник ткани для головы, вата или синтепон, красные нитки, ножницы.
1. Вырезаем из трех кусочков ткани по одному кругу разного диаметра от большего к меньшему.
2. Скручиваем ролл из синтепона или складываем шарик из ваты. Обвязываем его кругом самого большого диаметра.
3. Так же поступаем с кругом среднего и самого малого размера.
4. Поступаем так же с кусочком ткани белого прямоугольника.
5. Скручиваем "руки", обвязываем ниткой и обрезаем концы.
6. Вырезаем треугольник для косынки.
7. Одеваем платок на голову. Обратите внимание, эта куколка может стоять
8. Готово!
6. Подведение итогов.
9. Рефлексия
Наш урок подошел к концу, поэтому предлагаю вам провести рефлексию. На ваших столах находятся 3 карточки. Если на уроке вам все понравилось, вы справились со всеми заданиями, вам было комфортно работать, то поднимите карточку с солнышком. Если у вас возникали затруднения, что-то осталось не до конца понятным – то поднимите карточку с солнышком и тучкой. Если вы неудовлетворенны своей работой. Испытывали большие затруднения при выполнении заданий, то поднимите карточку с тучкой.
Дорогие друзья! Я надеюсь, что урок вам понравился, и оказался полезен для вас. Спасибо вам за работу. До свидания! Учащиеся приветствуют учителя.
Французские учащиеся выбирают по одной куколке и прикрепляют ее на доску. Получается хоровод
Французские учащиеся высказывают свои ответы на поставленные вопросы
Учащиеся 3 класса выступают с маленькими сообщениями по теме «Русский сарафан»
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).
При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды[1].
Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.
Одежда знати — византийского типа. В XVII веке в одежде появились заимствования из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца[2].
Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.
Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков.
Сарафан - платье без рукавов или высокая юбка на лямках. Его носили вместе с рубахой, поясом, передником с конца XVII века, хотя термин «сарафан» известен значительно раньше, он упоминается в письменных документах XVI -XVII веков, иногда и как мужская одежда. Сарафан носили не только в деревнях, по и в городах - купчихи, мещанки и представительницы других групп населения, не порвавших со старинными обычаями и традициями, стойко сопротивлявшихся проникновению западноевропейской моды.
Сарафаны XVIII - первой половины XIX века по покрою относятся к типу «косоклинных распашных». По бокам прямых полотнищ вставлены косые клинья, спереди - разрез, вдоль которого застежка на пуговицах. На плечах сарафан удерживался широкими лямками. Они сшиты из шелковых узорных парчовых тканей производства отечественных мануфактур. Народный вкус характеризуют яркие крупные букеты цветов, сочные краски узора.
Шелковые сарафаны украшались отделками из дорогих материалов: золочеными зубчатыми галунами из бити, канители со вставками цветной фольги, металлическим плетеным кружевом. Резные позолоченные фигурные пуговицы со вставками горного хрусталя, стразов, закрепленные на плетеных золотых шнурках с воздушными петлями, дополняли богатый декор сарафанов. Расположение декора отвечало традиции окаймлять все края одежды и линии разрезов. Декор подчеркивал также конструктивные особенности одежды. Сарафаны носили с белыми рубахами-«рукавами» из линобатиста и кисеи, щедро расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами-«рукавами» из сарафанных тканей.
Сарафан обязательно, строго по обычаю, подпоясывался. Этот наряд дополнялся нагрудной короткой одеждой без рукавов - егошечкой, также сшитой из фабричной ткани и украшенной золотым галуном. По холодным дням на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами, с трубчатыми складками на спине. Покрой душегреи заимствован из городского костюма. Праздничную душегрею шили из бархата или шелковой золотой ткани. Особенно нарядны красные бархатные душегреи Нижегородского края, обильно расшитые растительными узорами пряденым золотом и серебром. Арзамасский и Городецкий уезды Нижегородской губернии славились золотошвейным искусством своих мастериц, развивавших замечательные традиции Древней Руси и создававших новые узоры и приемы шитья.
Французские учащиеся записывают новые слова в тетрадь, повторяют за учителем, имитируя русское произношение.
INCLUDEPICTURE "http://3.bp.blogspot.com/-im9sR1zntjk/Tb7ZN_mG-pI/AAAAAAAAAdg/ItdkfkqgS2Q/s400/kapustka11.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://2.bp.blogspot.com/-8Oqgh4-s4CU/Tb7WZ_S7BwI/AAAAAAAAAc0/eWqJ2-jVgk8/s400/kapustka1.jpg" \* MERGEFORMATINET   INCLUDEPICTURE "http://1.bp.blogspot.com/-b2mMHYrter4/Tb7WhtawjQI/AAAAAAAAAc4/4m5nfXZ4f-s/s400/kapustka2.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://3.bp.blogspot.com/-2jdlwbxo7lE/Tb7Worz8tzI/AAAAAAAAAc8/HrYjD-IaCMA/s400/kapustka3.jpg" \* MERGEFORMATINET   INCLUDEPICTURE "http://3.bp.blogspot.com/-bibgbtq4Xeg/Tb7XDLAU28I/AAAAAAAAAdA/KFMVj0VBrbg/s400/kapustka4.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://1.bp.blogspot.com/-N3a5YgSbkaM/Tb7XPS5m1uI/AAAAAAAAAdE/AnOTglEHuDs/s400/kapustka5.jpg" \* MERGEFORMATINET  
INCLUDEPICTURE "http://3.bp.blogspot.com/-4rPvXQZhybs/Tb7XfD7bptI/AAAAAAAAAdI/WGK-RqHwDFU/s400/kapustka6.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://1.bp.blogspot.com/-OgEg-5lfTHU/Tb7Xs-v238I/AAAAAAAAAdM/JIYKPcYlUT4/s400/kapustka7.jpg" \* MERGEFORMATINET   INCLUDEPICTURE "http://1.bp.blogspot.com/-lyUnmFyv-iI/Tb7X9LptpZI/AAAAAAAAAdQ/gHtMx7-s_i0/s400/kapustka8.jpg" \* MERGEFORMATINET   INCLUDEPICTURE "http://2.bp.blogspot.com/-6-LPI3EdlB0/Tb7YGyGPgHI/AAAAAAAAAdU/QfCxG-L4GQE/s400/kapustka9.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://4.bp.blogspot.com/-VPsX1kRFDOc/Tb7YO3V2xdI/AAAAAAAAAdY/skXfGi0Tz34/s400/kapustka10.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://2.bp.blogspot.com/-2dexVbjSNsQ/Tb7Yme2i8PI/AAAAAAAAAdc/myW7y7OzBwY/s400/kapustka12.jpg" \* MERGEFORMATINET Учащиеся презентуют свой готовый продукт. По желанию рассказывают какой у них получился петушок.
Учащиеся высказывают своем мнение об уроке. 1
3-4
2-3
2-3
7
15
2-3
3