Статья по информатике.ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПО ИНФОРМАТИКЕ
ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Азоркина А. И.
(руководитель: Сафонова Л.А., к.п.н., доцент)

Почему в настоящее время столько внимания уделяется обучающим компьютерным программам и играм? Компьютер – милое создание, которое в отличии от учителя и родителей не настойчив и не ругается. Не стоит удивляться, что образовательной программе за час удастся сделать то, на что учителю в классе не хватит и десяти уроков.
Детские компьютерные обучающие программы способствует развитию активного словаря, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, воображения, памяти, наглядно-действенного мышления, речи, внимания, пространственного ориентирования.
Обучающая программа – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. Обучающая программа является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть связана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.
Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер, то есть используются пояснения, правила, образцы выполнения заданий и т.п. Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;
использование автоматического устройства;
индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах).
Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности учащихся, способность ориентироваться на мыслительные задачи, требующие конструирования ответа, а не просто механического запоминания.
Компьютерные обучающие программы для детей созданы, в основном, в форме игры. Это комплексы, включающие разнообразные задачи на развитие мышления, внимания, памяти. В них блоки задач объединены в общую игровую оболочку с некими сопровождающими персонажами из мультфильмов, которые подбадривают пользователя, начисляют очки, и рассказывают, как переходить к следующему заданию.
Каким детям подходят подобные программы?
В принципе, всем, которые любят компьютер и умеют уверенно с ним обращаться. Особенно полезны компьютерные программы для:
детей, которые плохо усваивают материал на занятиях в школе и нуждаются в повторении;
маленьких лентяев, которым не нравится традиционный способ обучения;
детям, у которых по каким-либо причинам проблемы с обучением: им нужно больше времени, чтобы понять новый материал, необходимы акустические или оптические эффекты программы, чтобы лучше усвоить материал.
Обучающая программа должна подходить ребенку. Большинство программ устроено таким образом, что школьники сами выбирают учебный материал и задания. Их недостаток в том, что дети могут выбрать только самые легкие задания и находиться в обманчивой уверенности, что достигли неимоверных успехов, в то время как для их возраста подобные успехи считались бы посредственными. Это причина, по которой учителя и родители должны контролировать процесс обучения. Нужно договориться с ребенком, что он будет выполнять задания повышенной сложности.
Существуют программы, дополнительно предлагающие затейливые игры «на закуску». Дети же не способны устоять и чаще играют в игры, чем серьезно занимаются. Это рассеивает их внимание при обучении. Для таких детей лучше выбирать программы, в которых задания представлены в виде игр (решение загадок, пазлы, детективные задачки). Нельзя доверять тем программам, в которых развлечениям уделяется больше места, чем образовательной части.
Основные признаки хорошей образовательной программы следующие:
различные уровни сложности;
задачи различного типа;
помощь, если ребенок не понимает своих ошибок и делает их снова и снова;
возможность самостоятельно устанавливать лимит времени для решения задачи.
Количество современных обучающих программ огромно. Их можно приобрести на СD и DVD – так называемые учебно-методические комплексы, просмотреть и проиграть оn-line на образовательных и детских сайтах. Список и аннотация наиболее популярных образовательных компьютерных программ постоянно публикуется в периодической печати (журналы «Информатика и образование», «Компьютер пресс», «Потребитель: компьютеры и программы»).
В качестве примера дадим небольшой перечень качественных обучающих программ для младших школьников.
 

 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]     
Сайт детских обучающих и развивающих компьютерных игр, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома: 

 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Развивающие пособия и CD-диски для детей дошкольного и младшего школьного возраста

 
  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]   
Детский портал:  развивающие компьютерные игры

 
  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Интерактивные обучающие программы

 
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программно-методический комплекс позволяет организовать совместную творческо-эвристическую деятельность детей, ориентированную на коллективное решение общей задачи при работе за одним компьютером.

13 EMBED PBrush 1415
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Комплекс педагогического продукта, соединяющий в себе идейный фундамент, учебник для школьника, программное обеспечение и рекомендации для учителя.


Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 7Root Entry