Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе по теме «Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г».


Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1 «б»
Тип урока: Изучение нового
Учитель: Ахметжанова М.У.
Технологическая карта изучения темы: «Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г».  

Цели

Образовательные:
Создать условия для успешного обучения грамоте; формировать умение на основе фонетического анализа слов выделить звуки [г], [г’], познакомить с буквами Г, г. Совершенствовать умение объяснять написание заглавных букв в словах, предложениях. Совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат
Предметные:
 Выделять звуки и буквы Г,г, в словах; выполнять звуко-буквенный анализ слов; Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности; иметь представление о причинах успеха в учёбе; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
познавательные: выполнять фонетический анализ слов; совершенствовать навык чтения слов и схем;
коммуникативные: уметь взаимодействовать со сверстниками, допускать существование разных точек зрения;
регулятивные: планировать свои действия; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Основные понятия
Заглавная, строчная буква

Межпредметные связи
Русский язык, литературное чтение

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая, работа в парах.

Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты





Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.






Организует проговаривание правил поведения на уроке.













-Сегодня на нашем уроке обучения грамоте много гостей. Давайте поприветствуем наших гостей. (У здороваются)
Тихо сели, ноги вместе
Книги, ручки всё на месте.
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех!

















Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).



II. Актуализация знаний
Повторяют раннее изученные буквы, работают с лентой букв.













У отвечают под красный зонтик – гласные буквы, под синий зонтик – согласные буквы.
Ученики проверяют работу сигнальными карточками.
Организует работу с лентой букв


































1 смайлик
- Сегодня к нам на урок пришли ещё гости - два брата-гномика: Гоша и Гена. (Картины ) Пришли они к нам не одни, а с буквами. Пока они шли светило яркое солнышко, им было весело, они играли и смеялись.
Вдруг набежала туча, загремел гром, полил дождь. Наши гномики растерялись, но они вспомнили, что у них есть зонтики. Гоша спрятался под красный зонт, а Гена - под синий зонт.
Ну, а буквы так испугались дождя, что забыли под какими зонтиками им надо прятаться.
- Давайте ребята поможем буквам. Какие буквы спрячем под красный зонтик? Под синий? (2 ученика работают у доски)
Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.
- Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного звука.
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука.
– Назовите гласные буквы, которые обозначают два звука, в каких случаях?
- Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.
- Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.
Физкультминутка
– А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело
Знать названия и начертания букв,; уметь находить место букв в ленте букв ; различать гласные и согласные
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

III. Формули-
рование темы урока, постановка цели
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися.
Знаково-символьное моделирование.


–Будем знакомиться со звуками [г],[г] и буквой, их обозначающей.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью условных обозначений ставят цель урока.





Организует формулирование темы урока учащимися.


Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися с помощью условных обозначений.




2 смайлик
-Как вы думаете, почему сегодня у нас в гостях гномики Гоша и Гена?
(Мы будем делать открытие).
На какие звуки начинаются имена наших гномиков? ([г][г])
– Давайте предположим тему сегодняшнего урока.
Сегодня мы отправляемся в гости к новым звукам ([г][г]) и букве, его обозначающей.
- Итак, тема нашего урока ?
(Слайд 1)
- Что мы узнаем на уроке?
(Какие звуки обозначает новая буква,гласные или согласные звуки, мягкие или твёрдые, звонкие или глухие )
- Чему научимся?
(Читать слоги, слова, предложения с новой буквой)
Будем развивать речь, память. Воспитывать усидчивость, целеустремленность).


Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).


IV.Изучение нового.
Цели:
- организовать чтение слов с заглавными буквами Г,г;
- организовать работу по формированию умения
делать звуко-буквенный анализ слова



Проводят исследовательскую работу
Производят звуко-буквенный анализ словгрибы, круги.
Работают сигнальными карточками.

Производят выделение звуков [г], [г’] в словах.



Находят букву Г на «ленте букв», определяют ее место среди других букв.


Показ букв.



Показывают картинки.

Читают слоги, с буквами Г,г.







Читают слова с буквами Г,г.

Организует исследовательскую работу
Организует звуко-буквенный анализ слов гусли, герб.


Организует работу по
выделение звуков [г], [г’] в словах.



3 смайлик




4 смайлик






У показывают картины, на что похожа буква «Б».




5 смайлик

- гы,гя







6 смайлик





1. Слого-звуковой анализ слов ГУСЛИ и ГЕРБ на слоги. У доски работает Маша, а Андрей с электронным приложением к учебнику. Остальные ребята в это время эту работу выполняют в парах.
Слово ГУСЛИ на слоги ГУС-ЛИ Назовите первый слог ГУ-, первый звук [г].
Какой это звук гласный или согласный, почему? Звонкий или глухой, почему?
Слово ГЕРБ. Первый звук [г’].
Какой это звук гласный или согласный, почему? Звонкий или глухой, почему?
Произнесём эти звуки по очереди, чем отличаются?
2. Работа с буквой Г.(см картину)
Какую букву обозначают эти звуки на письме? (Г,г) Находят букву Г на «ленте букв». Где на ленте букв будет находиться буква Г, на первой или на второй строчке?
- На что похожа буква Г? (предположения детей)
3. Уч-ся читают стихи о букве «Г»
- (Артур, Асылзат, Андрей, Маша, ).
4.Чтение слогов с экрана хором, цепочкой.(слайд 2)
- С какими гласными буквами дружит звук [г]?
- С какими гласными буквами дружит звук [г’]?
- Каких слогов-слияний нет?
5. Чтение выделенных слов.
Почему слова Галя и Гена написаны с заглавной буквой? (Это имена людей. А имена пишутся с заглавной буквой).
Прочитать слова и найти среди них пару один-много Прочитать слова и найти среди них пару родственных слов.
Физкультминутка
Сейчас я буду перечислять названия животных: если вы услышите звуки [г] хлопните в ладошки, если ][г],то потопайте ножками.
Слон, тигр, снегирь, дятел, грач, бегемот, ворона, голубь, пингвин, книги, енот, гусь, герб.


















Знать название и начертание заглавной Г и строчной буквы г. Уметь находить слова со звуками
[г], [г’].
Уметь находить различия строчной и заглавной букв г.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).



V.Закрепление нового
Цель:
- организовать работу над совершенствованием навыков чтения слов с буквами Г,г
- организовать работу над текстом.
Прогнозируют содержание текста по иллюстрации.

Вслух читает текст 1 человек.

Отвечают на вопросы по содержанию.



















Уч-ся рассматривают иллюстрацию.
Организует работу над текстом.






7 смайлик



















Нет. Это не съедобный гриб.







8 смайлик
1.Работа над текстом.
- Посмотрите на иллюстрацию. Что и кого вы видите?
- О чём будет текст?
Чтение вслух (1 человек).
-Оправдалось наше предположение?
- Объясните смысл слов: боровик, поганка.(слайд 3)
- Какие грибы в корзине у Гали?
- Какие грибы в корзине у Гены?
- Как выглядит гриб – боровик? (прочитать в тексте)
- Чем отличается боровик от поганки?
Физкультминутка
Гоша шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок
Положил их в кузовок.
Гена шел-шел-шел,
Подосиновик нашел.
Раз –грибок.
Два –грибок,
Три –грибок,
Положил их в кузовок.
Гномы шли-шли-шли,
Мухомор нашли!
Будем класть мухомор в кузовок?
2. Работа с иллюстрацией.(слайд 4)
Мы с вами набрали грибов, посмотрите, куда привёли нас гномы? ( В город грибов)
Рассмотрите иллюстрацию (слайд). Что необычное в этом городе?
-Чем занимаются жители городка?
- В форме чего построены дома?
- Как вы думаете, как живётся жителям?
- Составьте предложения о жителях грибного городка.
( Мы пришли в город грибов. Хорошо живётся жителям. Они трудолюбивы и заботливы. Домики- грибочки: подосиновики, грузди, подберёзовики.)
Уметь читать слова и предложения с изученными буквами. Уметь работать над текстом (прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).





Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).



















Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).


VI. Контроли -
рующее задание
Цель:
- проверить умение ориентироваться в каптинках, умение работать с информацией;
- организовать выполнение самопроверки, самооценки,
работы над ошибками.
Групповая работа
Выполняют самопроверку по эталону



Организует работу в группах
Организует проверку умения ориентироваться в картинах, работать с информацией.



Организует самопроверку.

9 смайлик

Смотрите внимательно мультфильм и запоминайте слова со звуками [г], [г’].
Групповая работа .
1гр. Найдите предметы в которых вы слышите твёрдый согл. звук [г] в начале слова.
2гр. Найдите предметы, где вы слышите мягкий согл. зв. [г’] в словах.
3гр.Найдите предметы, в которых твёрдый согласный звук [г] встречается в середине слова.
Самооценка



Просмотр мультфильма (электр. приложение)
Уметь работать с информацией.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.


Делают самооценку
Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

10 смайлик


Организует самооценку учебной деятельности.
- Какие задачи ставили перед уроком?
- Достигли цели?
С какой буквой познакомили нас гномики?
- Какие звуки обозначаем буквой «Г»?
- Что узнали о звуках [г] и [г’]?
- Чему научил вас урок?
Слайд. Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог)- слайд 5
- Какие задания были для вас самыми интересными?
- Чья работа из ваших товарищей вам понравилась больше всего?
- Оцените свои достижения с помощью смайликов.
- Жёлтый: Всё получилось, все ли задания были посильны.
- Зелёный: Встречались задания, которые не удалось выполнить.
-Красный: Все задания слишком трудные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


15