Конспект урока по обучению грамоте на тему Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом». Согласные звуки [н] и [н,]. Буквы Нн. ( 1 класс)

Айтжанова Ж. Х.
учитель начальных классов
школа – лицей №27
г. Астана

Тема: Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом». Согласные звуки [н] и [н,]. Буквы Нн.

Цели урока:
1. Формировать умение распознавать на слух твердые и мягкие согласные звуки; обозначать на письме мягкость согласных звуков последующими согласными буквами е, ё, и, ю, я, и твердость согласных звуков последующими гласными буквами а, у, о, ы, э.
2. Развивать умение сопоставлять твердость и мягкость согласных звуков при помощи гласных букв.
3. Воспитывать положительное отношение к учебе.
Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации, слова для составления предложения, аудиозапись «Песенка – зарядка».



Ход урока.
I.Психологический настрой.
Посмотрите все на парту, всё ль лежит сейчас на них?
Вы друг другу улыбнитесь, на места свои садитесь!
Начинаем наш урок, будь внимательным дружок!

II.Определение темы и цели урока.
-Чтобы узнать кто пришел к нам в гости на урок начнём мы с загадки:
В шляпе с круглыми полями
 И в штанишках до колен
 Занят  разными делами,            
Лишь учится ему лень.
 Кто он, быстро отгадай-ка,
 Как зовут его?  (Незнайка.)
- Правильно, ребята.
- Какой звук первый в слове «Незнайка»? (Н)

- Сегодня мы познакомимся с отрывком из сказки «Приключения Незнайки и его друзей» глава «Как Незнайка был музыкантом», будем говорить о букве Нн и звуках [н] и [н,].

III. Чтение и развитие речи. Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом»
- Кто из вас видел мультфильм про Незнайку и его друзей?
- Кто из вас читал эту историю про Незнайку?
- А знаете ли вы кто написал эту сказку? (Н.Носов)



1.Рассказ учителя о Н. Н. Носове.
Николай Носов (1897 - 1986)родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье актёра-эстрадника. Разносторонне одарённый мальчик Коля Носов, ещё учась в гимназии, увлекался музыкой, театром, литературой, шахматами, фотографией, радио-и электротехникой. Повзрослев, работал газетным торговцем, землекопом, косарём. В 1927-1929 годах Н. Носов учился в Киевском художественном институте, затем перевёлся в Московский институт кинематографии (окончил в 1932 году).
В 1932-1951 годах - режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.
В 1938 году были опубликованы первые рассказы Николая Носова: "Затейники", [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазёры" и др., напечатанные главным образом в "малышовом" журнале "Мурзилка" и составившие основу первого сборника "Тук-тук-тук".
Долговременную известность и любовь читателей получила трилогия Н. Н. Носова, включающая романы-сказки "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".
Сам Николай Носов говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. И постепенно понял, что "сочинять для детей - наилучшая работа..."

- Как вы думаете, почему Незнайку так назвали?
- Было ли у него желание учиться чему-нибудь?
- Почему у него ничего не получалось?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из произведения
Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
2. Чтение с остановками текста «Как Незнайка был музыкантом» с.75-76
1 ч. до слов «Незнайка пошёл на улицу»
- Какие звуки услышали малыши, когда Незнайка взялся за трубу? Прочитайте.
- Почему малыши не хотели слушать Незнайку?
- Что они сказали Незнайке? Найдите и прочитайте.
2 ч. «Незнайка пошёл на улицу до конца»
- Куда отправился Незнайка, когда его прогнали малыши?
- Почему соседи прогнали Незнайку?
- Что можно посоветовать Незнайке, который хочет быть музыкантом?
- Кто из вас учится музыке? Легко ли это?
- Чтобы чему-нибудь научится надо иметь терпение и много трудиться.
- Ребята, Незнайка принёс задания, с которыми не смог справиться. Давайте поможем ему их выполнить.
IV. Чистописание .
Оформление записи в тетради.
1.Письмо букв Нн и слогов-слияний:
Нн на ну но ны нэ
ни не нё ня ню
- Что мы можем сказать о слогах, которые записали? (1стр –н произносится твердо, 2 стр – мягко)
-Вспомним, когда согласные произносятся твёрдо, а когда – мягко.

произносятся твёрдо перед гласными
согласные а, о, у, ы, э
произносятся мягко перед гласными
я, ё, ю, и, е.


IV. Работа над новой темой урока.
1.Повторение :
- Что вы знаете о букве Нн, о звуках [н] и [н,]?
- Назовите слова, где Нн произносится твёрдо. /------/ мягко.

2.Проговаривание чистоговорок.
На-на-на – во дворе растёт сосна.
Ну-ну-ну – белка села на сосну.
Но-но-но – я хочу в кино,
Ан-ан-ан – чай налью в стакан,
На-на-на – наступила вновь весна,
Но-но-но – настежь распахнем окно,
Не-не-не – очень рады мы весне.

3.Занимательная минутка.
а) «Доскажи словечко»
Досказать словечко, записать его, выполнить звуковой анализ слова.

Кто имеет один рог?
Ну, конечно . (носорог)

Днем молчит, ночью кричит, по лесу летает, прохожих пугает. (филин)

Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

носорог [н а с а р о к] но-со-рог 7б., 7 зв., 3 сл.
филин [ф, и л, и н] фи-лин 5б., 5 зв., 2 сл.
синица[с, и н, и ц а ] си-ни-ца 6б., 6зв., 3 сл.

Физминутка «Песенка – зарядка»

4.Повторение знаний переноса.
- А знаете ли вы как правильно перенести слово? Давайте вспомним правила переноса слова.
* Переноси слово по слогам.
* Не оставляй на строке и не переноси одну букву.
* Не отрывай буквы ь и й от предыдущей буквы.
Выполнение упр.2 стр.73. разделить слово для переноса, подчеркнуть согласную Н одной чертой, если она произносится мягко, двумя – твёрдо.
Нос, нёс, нут-рия, ме-ню, на-сос, ня-ня, бли-ны, нит-ки.

5.Составление предложения из слов, схемы к нему.
- Ребята, Незнайка составлял предложение из слов и совсем запутался. Давайте поможем ему составить предложение.

Терпение и труд всё перетрут.

- Как вы понимаете эту пословицу?
- Какие пословицы о труде вы ещё знаете?
-Молодцы, вы выполнили все задания, которые принёс Незнайка.
-Что бы вы посоветовали ему, что нужно чтобы чему-нибудь научиться?
Вывод: чтобы чему-нибудь научиться надо иметь терпение и много трудиться.

V.Подведение итогов урока.
1. Ребята понравился урок?
2.Чему учились на уроке?

VI.Домашнее задание.
у 3 стр 74
Чтение текста Н. Носова «Как Незнайка был музыкантом»

VII. Дополнительное чтение.
М. Пляцковский «Урок дружбы» хр. стр 48-49 чит.






‡ђ Заголовок 115