Конспект урока по обучению грамоте на тему: Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х,х. (1 класс)

27.11.2014
Тема урока: Согласные звуки [х], [х’]. Буквы Х,х.
Тип урока: урок изучения новых знаний.. Цель урока: - создание условий для: - овладения обучающимися знаниями о звуках [х], [х’], буквах Х.х; - для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); - для формирования культуры поведения на уроке, воспитания уважительного отношения к хлебу и людям труда.
Формируемые универсальные учебные действия Предметные умения Учебно-языковые умения: - давать характеристику согласных звуков; - безошибочно узнавать буквы Х,х среди других букв; - совершенствовать навыки чтения слов с буквами Х, х; - проводить простейший звуко-буквенный анализ слова. Речевые умения: - правильно называть буквы русского алфавита; - объяснять лексическое значение слова; - прогнозировать содержание текста по заголовку; - давать характеристику герою произведения. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
-воспитывать бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к людям труда.



Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.














Этапы
Деятельность учителя

Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1этап
Организационный
Цель:
создание благоприятной обстановки, положительного настроя

2 этап
Мотивационный
Готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья. А теперь повторяйте за мной:
«Мы хороший дружный класс!
Всё получится у нас!»
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадки.
Будем все внимательны,
Послушны и старательны.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.
А сейчас за работу, те кто будут стараться в конце будут награждены.
Отвечают на вопрос учителя.

Повторяют за учителем.





Улыбаются.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные:
логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт








3. этап.
Формулирование темы урока













4 этап. Актуализация ранее полученных знаний.
Цель: выявление затруднений в



5 этап Первичное усвоение новых знаний.
Цель: создать условия для частично-поискового
метода.























ФИЗМИНУТКА

Смена деятельности




6 этап
Первичное усвоение новых знаний.





ФИЗМИНУТКА

Смена деятельности












7 этап
Первичное закрепление
Цель: закрепить полученные знания.






































Назовите, что вы видите на доске? (петух, орехи?)
- Рассмотрите, что вы видите на доске? (петух, орехи?) и поставьте цель нашего урока.
Определение темы урока учащимися
- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?
_ (звуки Х, Х. Буквы Хх)

- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

1)Познакомиться с новой буквой и звуками, которые она обозначает.
2) давать характеристику звукам, которые они обозначают.
3) Упражняться в чтении слов с изученными буквами и текста.
4) Составление схем слов и предложений.




-Какой последний звук в слове петух? Назовите его.
Как вы думаете, согласный он или гласный? Почему?
Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?
- Какой звук в середине слова Орехи?

Как вы думаете, согласный он или гласный? Почему?
Звонкий или глухой? Твёрдый или мягкий?


На что похожа буква Х?
Учитель показывает карточку с буквой Х х.
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
В. Степанов
– На что еще похожа буква Х? (Ответы детей.)
( работа по диску Игра « Найди букву»
Фонетическая зарядка.
– Как мы смеемся? (Ха-ха-ха!)

Дети рассматривают предметный рисунок и схему.
Пастух
– Измените слово, поставив его во множественном числе.
Пастухи
Из этих двух слов выделяются звуки [x], [x’].
В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый.
В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий.

2. Проводятся упражнения в слушании и распознавании звуков [x], [x’].
( диск к Азбуке Горецкого)
Игра «Где звук?».
– Определите место звука [x] в словах:
ахать, хлеб, колхозник, пахать, входить, запах.
– Дети хлопают в ладоши, если услышат звук [x]:
Делано наспех – сделано на смех.

Игра «Кто внимательный?».
Запомните слова со звуком [x], которые встретятся в рассказе.
УТРО В ДЕРЕВНЕ
Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышим звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет колхозных овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке, ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне!



Какие же звуки может обозначать буква ха?
Дайте им характеристику?
- А сейчас внимание на экран, мы узнаем что-то интересное про букву ха.

Показ презентации БУКВА Х.
-Внимательно слушайте и запоминайте слова со звуками х ,х.

- Какие слова вы запомнили?

- Ребята, а как называются эти животные одним словом?
(волк, лиса, тигр, медведь?)
- Правильно, это хищники.
- А как вы понимаете это слово? Это животные, которые едят мясо.
-А как вы думаете, могут ли растения быть хищниками?
- Оказывается «да». Посмотрите, (показ слайда 2.)
Это растение называется мухоловка. Почему? Прапвильно. Оно питается мухами.
А это растение тоже хищник. (слайд3) Оно растёт на болоте и питается насекомыми.
- А после какой буквы в алфавитек стоит буква Х? Даваёте назовём
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок (трук бока руками) хома раненько встает, (потягиваются) щечки моет (тереть щеки руками) лапки трет (движения мытья рук) Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами) и выходит на зарядку (маршируют) Раз (руки вперед) два (руки вверх) три (руки в стороны) четыре, пять (трясут кистями рук) хомка хочет сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).


1. Сегодня к нам на урок пришёл фокусник и хочёт, чтобы мы выполнили фокусы с буквами..

У доски работают ученики, переворачивая каротчки с буквами и получая новые слова.
САЛАТ-ХАЛАТ, УХО-ЭХО, МЕЛ-МЕХ.

Составьте схему слов ХАЛАТ, МЕХ.
У1 у доски, остальные на партах.




Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Букву имени напишем.
Чья же буква будут выше?
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз -
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
(Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно глазки открывать!







Работа с учебником. Формирование навыков чтения.
А теперь мы поиграем в игру «Финиш».
Учитель называет слово или группу слов, до которого нужно дочитать, кто дочитает, поднимает руку.
Для проверки правильности выполнения задания задаются вопросы.



- А сейчас отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый.
(ХЛЕБ)
- Правильно, это главное слово на букву х для каждого человека.
-Сколько слогов в этом слове? (1).
- Сколько букв? (4)
- Назовите первую, вторую
- Назовите первый звук в слове.
- Какой он? (Твердый, глухой).
- Попробуйте, произнести его мягко.
- А теперь посмотрите на экран и скажите, почему так говорят.

.
- ХЛЕБ- НАШЕ БОГАТСТВО.
(без хлеба не может быть человек сыт, хлеб даётся очень большим трудом. Сначала трудится ХЛЕБОРОБ, потом пекарь, потом водитель, который развозит хлеб по магазинам, а затем продавец, который рано встаёт, чтобы с самого утра мы могли купить свежий хлеб.
БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ.


Попробуйте теперь разгадать что за фраза у меня на доске? (Хлеб – всему голова).
в
б с
е е
л м
х у
а г
в о
о л
Учитель:
- Ребята, а что это такое мы составили? (Пословицу).
- Чем же пословица отличается от простого предложения? (Это мудрое изречение, умная мысль, меткое выражение).

- Ребята, а вы слышали выражение САРАТОВСКИЙ КАЛАЧ?
Давайте узнаем, что это .
В конце XIX – начале XX века калачи пекли в разных областях России. Но чем славился именно саратовский калач?  Не зря же Саратов в начале XX века считался хлебной столицей Российской империи!Калач старейший вид белого хлеба в России. Известны только три его разновидности: муромский, московский и более поздний саратовский.Сохранились легенды о том, как купцы проверяли качество калачных поставок. Они садились на хлеб, покрытый полотенцем, и если после такого пресса он легко принимал прежнюю пышную форму, покупатель-оптовик забирал его пудами.
В конце XIX – начале XX века калачи пекли в разных областях России. Но чем славился именно саратовский калач?

В старину для настоящего саратовского калача годился только особый сорт пшеницы знаменитая саратовская белотурка. Поставщики муки для пекарен охотились за этой мукой и переплачивали за белотурку дороже.
Сейчас хлебокомбинат имени Стружкина печёт большие калачи (1,5 кг) 40 рублей, и маленькие (0,5 кг) 20 рублей. Пекут маленькими партиями, по 300–400 кг в день, большие только на заказ, чтобы точно всё распродать (выпечка калачей дело дорогое). Заказывают из правительства области, различных организаций для подарка, на свадьбу и т. д.
Рассказ учителя.
Правильно, это хлеб, продукт, который у нас всегда есть на столе.
- А из чего делают хлеб?
- А какая бывает мука?
-Какой хлеб получают из пшеничной муки, а какой – из ржаной? (пшеничный или «белый», ржаной или «чёрный»).
- Как сегодня выращивают хлеб? ( Есть помощники – машины )
А я вам расскажу о том, как раньше это происходило.
К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху, с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели и продемонстрируем эти движения.
- А какая должна была быть погода в этот день? (Безветренная)
- А что ещё необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру)
Вот и кликали люди дождик:
Дождик, дождик поливай –
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.

Учащиеся повторяют движения за учителем и стараются запомнить слова.
Ну что ж выросли пшеница и рожь, и пришла пора убирать урожай. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т.е. вынуть из колосьев зерна, а для этого брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам.
Затем зерно просеивали и везли на мельницу, там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное – хлеб.
- Знает ли кто из вас отличительную черту характера русского человека? (ответы детей)
Русские люди всегда отличались своим гостеприимством. Существовала и по сей день существует традиция встречи госте «хлебом и солью».
Выходит подготовленная группа учащихся в русских костюмах, демонстрирует данный обычай и одновременно обучает детей правильному исполнению поклона.
Работа по «Азбуке».
Чтение текста по цепочке.
Вопросы по тексту:
- Как ласково называют хлеб?...(хлебушек)
Учитель предлагает выйти всем вперед и образовать кружок.
Проходит игра:
- Назови хлеб ласково.
Крошки хлеба какие?
Квас из хлеба как называется?
Прибор для резки хлеба.
Посуда для хлеба.
Кто выращивает хлеб?
Кто печет хлеб?
Назови завод, где выпекают хлеб.
Как называются изделия из теста?
(Хлебушек, хлебные, хлебный, хлеборезка, хлебница, хлебороб, хлебопек, хлебозавод, хлебобулочные). Все слова – подсказки лежат на ковре.
- Что общего во всех этих словах? (Корень, значение)
- Как называют слова, имеющие сходное лексическое значение и одинаковый корень. (родственные или однокоренные)
Психогимнастика:
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекало солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, опустите голову, руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные колосья (улыбнитесь друг другу).
Чтение стихотворения "Хлеб"
- Прочитайте стихотворение.
- Кому и чему возносится слава?
Составление рассказа.
- Составьте рассказ, который заканчивался бы словами: "Делаю наспех - сделано на смех".

Работа с текстом (учебник )
"ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА!"
- Прочитайте текст.
- как понимаете высказывание: "ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА"? (Повторное жужжащие чтение, чтение вслух по цепочке)
Что можете рассказать о том, как хлеб на стол пришёл. (Азбука)
- Какие машины нужны, чтобы вырастить хлеб? Прочитаем:
ТРАКТОР, ГРУЗОВИК, КОМБАЙН, САМОЛЁТ
- Кто работает на этих машинах? Назовите профессии этих людей (тракторист, шофёр, комбайнёр, лётчик)


Попытки назвать тему урока



Называют предметы изображённые на картинках и выделяют необходимые звуки.

















Смотрят и слушают, запоминают.






Выполняют упражнения.
















Отвечают на вопросы учителя.



Смотрят и слушают, запоминают.





Выполняют упражнения.



























Ученик читает слово, переворачивает карточку с буквой и получает новое слово, которое читают остальные учащиеся.
Для некоторых слов составляются схемы.


Отвечают на вопрос учителя.


















Выполняют упражнения.





























.






Сначала текст прочитывают хорошо читающие ученики.
Читают текст, составляют схему, отвечают на вопросы учителя.














Слушают загадку и отгадывают.
































Смотрят и слушают.













Познавательные:
Логические УУД анализ объектов с целью выделения признаков (существенных) Коммуникативные:
слушать и понимать речь других;
принимать позиции других людей



Личностные:
-самостоятельное формулирование темы урока;
-принятие целей урока








Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
-принимать позиции других людей







Регулятивные:
- умение работать по предложенному алгоритму

Коммуникативные:
-хоровое произношение




















Регулятивные:
- умение работать по предложенному алгоритму

ОбщеучебныеУУД:
поиск и выделение необходимой информации,

Регулятивные:
- умение работать по предложенному алгоритму

Личностные:
- самопроверка
- развитие мелкой моторики
- сотрудничество

Регулятивные:
- умение работать по предложенному алгоритму














ОбщеучебныеУУД:
поиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;


;

Личностные:
- установка на здоровый образ жизни





Коммуникативные УУД:- слушать и понимать речь других;
- принимать позиции других людей



























8этап.
Итог урока РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: помочь осмыслить и оценить личную деятельность ребенка. Вызвать положи тельные эмоции.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
Рефлексия.
У каждого из вас на столе лежат Орехи.
- Оцените свою работу на уроке: красный – я отлично поработал, жёлтый – могу работать лучше, зелёный – обязательно постараюсь на следующем уроке.
Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались.Спасибо вам за урок!

Домашнее задание: подготовить пословицы и поговорки о хлебе, нарисовать хлебобулочные изделия.

Ответы на вопросы, оценивание своей работы на уроке
Личностные:
- самостоятельное определение качества своей работы на уроке;
- принятие целей урока
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь другх;
- принимать позиции других людей