Доклад на тему: МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ СМИ И ИНТЕРНЕТА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.


ДОКЛАД
на тему
«МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ СМИ И
ИНТЕРНЕТА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Учитель истории и обществознания Текоева З.С.
В современных условиях возрастает роль исторического образования, так как нельзя представить по-настоящему образованного, культурного человека, патриота и гражданина, не знающего основ истории, в первую очередь, своей страны. В то же время преподавание истории и обществознания не может находиться в стороне от глобального явления — информатизации общества, создания единого информационного пространства. Также преподаватель истории и обществознания должен реализовывать компетентностный подход — основное требование федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. ФГОС общего образования предполагает развитие у обучающихся в ходе изучения истории и обществознания социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической и коммуникативной компетенций.
Одна из основных компетенций, формируемых на уроках истории и обществознания, — информационная. Это обусловлено тем, что мощный поток информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров, разнообразных гаджетов оказывают большое влияние на восприятие подростком окружающего мира. Говоря словами Президента РФ, у школы появились сильные конкуренты — Интернет, электронные СМИ, поэтому она «должна успевать и за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему, должна быть впереди, опережать всё это».
Знания об обществе являются ориентиром в понимании происходящего в конкретном обществе в определенное время. Соответствующие знания являются частью содержания курса обществознания. В контексте подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию невозможно не обращаться к материалам СМИ, так как целый ряд заданий требует аргументации из общественной жизни. Поэтому перед учителем встает задача соотнести данные учебника обществознания с фактами, событиями настоящей действительности, подкрепить теоретические положения курса конкретными примерами, фактами общественной жизни.
Итак, зачем необходимо включать материалы СМИ при преподавании курсов истории и обществознания ?1. Материалы СМИ необходимы для актуализации изучаемого на уроке материала, иллюстрируют теоретические положения курса
2. Работа учащихся с данным источником информации делает их более компетентными в вопросах современного развития общества, что необходимо при формировании гражданских ценностей в рамках правового демократического государства
3. Привлечение материалов СМИ создают дополнительную мотивацию к изучению курса
4. Использование материалов СМИ диктуется и Единым государственным экзаменом по обществознанию, так как многие задания требуют иллюстрации учениками примерами тех или иных положений, аргументов и т.п. с опорой на личный опыт учащихся и факты общественной жизни.
Процесс организации обучения учащихся с использованием материалов СМИ и Интернета предоставляет возможности учителям:
- совершенствовать учебную деятельность;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
- находить основные и дополнительные материалы для уроков;
- сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
- получать новые данные из электронных версий газет, журналов, научных
журналов, эффективно решать проблему наглядности обучения, делать учебный материал более понятным и доступным для учащихся.
Кроме того, наблюдается снижение интереса у обучающихся к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с историческими данными. В результате у обучающихся со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке. Специфика дисциплин «История» и «Обществознание» требует от обучающихся умение работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами СМИ. История изобилует большим количеством дат, фактов, персоналий, понятий. Однако в современном мире постепенно отпадает необходимость перегружать память, потому что имеются технические хранилища информации (компьютерные базы данных, Интернет), и важно научить подростков пользоваться ими.
Пришло время для внедрения информационных технологий в образовательный процесс, формирования информационной среды учебной дисциплины, развития информационных компетенций у обучающихся. Причём, процесс развития этих компетенций будет протекать успешно, если реализуется деятельностный подход к построению образовательного процесса, т. е. обучающимися осуществляется самостоятельный поиск, изучение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.
Исходя из этого, основными задачами при развитии информационных компетенций мы считаем: 1) сформировать у обучающихся умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи и систематизации информации, создания баз данных, презентаций результатов познавательной и практической деятельности; 2) организовать применение в процессе обучения эффективных методов работы с картами, схемами, таблицами, графиками, диаграммами; 3) улучшить динамику результативности познавательной деятельности обучающихся как показателя сформированности информационных компетенций.
Для решения поставленных задач мы используем различные методические приёмы. Наиболее распространённый из них — применение компьютерных презентаций, созданных самим преподавателем или обучающимися. В первую очередь, презентации мы используем для сопровождения лекции, доклада, сообщения. На слайды помещаются опорные тезисы, иллюстративный материал. Преподавателю презентация позволяет сохранить логику при изложении нового материала, сократить время при обобщении знаний. Для обучающихся этот приём создаёт пространство для самовыражения. Плоды их творчества, интеллектуальной активности являются востребованными, что повышает интерес обучающихся к образовательному процессу. При правильном распределении внимания обучающихся мы задействуем три механизма восприятия: зрительно-образное, слуховое, дополнительное зрительное (при наличии текста на слайде). При необходимости без дополнительных временных затрат преподаватель может включить в урок-презентацию видеофрагмент и организовать с ним работу. С помощью слайдов можно сравнить содержание различных источников, что позволяет развивать критическое мышление обучающихся. Слайд может содержать в различных формах задания для обучающихся: дать характеристику исторической личности, опираясь на план, содержащийся на слайде; на основе опорной схемы, изображённой на слайде, воссоздать события…; на основе видеофрагмента, рисунка на слайде и текста учебника составить план сражения. Слайд может содержать таблицу и инструкцию по её заполнению. С помощью слайдов презентации можно при минимальных затратах времени проверить знания, осуществить самопроверку или взаимопроверку.
Информационные компетенции возможно развивать в ходе организации проектной деятельности обучающихся, базирующейся на сравнительном изучении, исследовании различных общественных явлений, фактов, событий, статистики, отдельных сайтов. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении обучающимися учебного материала и получении результата в виде конкретного продукта: презентации, сообщения, реферата и др. Метод проектов позволяет приблизить учебную деятельность к решению практических задач, а само обучение — к жизни. Работая в проекте, обучающийся погружается в определённую ситуацию, добывает знания по действительно интересующему его вопросу. Наиболее благодатные темы для организации проектной деятельности — это темы: «Великая Отечественная война» (история), «Глобальные проблемы человечества и пути их решения» (обществознание). Всегда представление продукта проектной деятельности сопровождается использованием информационных технологий. На развитие информационных компетенций направлены некоторые виды домашних заданий в рамках внеурочной самостоятельной работы обучающихся: поиск определяемой преподавателем информации (статистических данных, документов, иллюстраций, фактов и т. д.); анализ сайта, посвящённому какому-либо событию; создание виртуальной экскурсии и др.
Использование информационных технологий возможно на занятиях различных типов: 1) урок-лекция по изучению нового материала— преподаватель в течение всего урока использует презентацию в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы); комбинированный урок — сочетает в себе объяснение преподавателя с использованием презентации и работу обучающихся (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках презентации; 3) урок-семинар (обучающиеся готовят собственные выступления с использованием презентаций); 4) защита рефератов и проектных работ по предмету обучающимися; 5) самостоятельное изучение нового материала и контроль за полученными знаниями на уроке с помощью подготовленной учителем мультимедиа-презентации. Использование информационных технологий для формирования ИКТ-компетенций у обучающихся в преподавании истории и обществознания является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания. Наши педагогические наблюдения, анкетирование обучающихся показывают позитивное влияние компьютерных технологий на качество знаний и интерес к учебным дисциплинам.