Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте и подготовки руки к письму (старший дошкольный возраст) Тема занятия: «Звуки и слова».


ГБДОУ НАО «ЦРР - детский сад «Солнышко»
Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте и
подготовки руки к письму (старший дошкольный возраст)
Тема занятия: «Звуки и слова».
Учитель-логопед
Королькова Оксана Владимировна
г. Нарьян-Мар, 2016 г.
Тема: «Звуки и слова».
Цель: Сформировать представления о звуке и звуковой структуре слова.
Задачи:
- сформировать и закрепить представления о следующих понятиях: «звук», «слово», «звуковой символ»,
- учить пропевать слова протяжным выделением голосом всех звуков,
- учить определять начальный звук в словах, подбирать слова на заданный звук /А,У/,
- развивать слуховое внимание и память,
- развивать мелкую моторику рук: штриховка, обводка контура, общую моторику: координировать движения согласно рифмованному тексту,
- развивать навыки контроля и самоконтроля.
Тип занятия: усвоение новых знаний, интегрированное.
Форма занятия: занятие – путешествие.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: все дети старшей группы детского сада.
Возраст обучающихся: 5 - 6 лет.
Оборудование и материалы: картинка «Лес», раздаточный материал: кружки красного, синего, зеленого цвета, кружки-символы звуков А, У (по Т.А. Ткаченко), кукла, компьютер (аудиозаписи: звуки леса, песенка Пороро (без слов), карточки с изображением леса.
Предварительная подготовка: прослушивание аудиозаписей: «Голоса животных, птиц», Дидактические игры «Кто, кого позвал?», «Назови меня по имени», «Что слышу или вижу», чтение рассказа Р. Киплинга (перевод Корнея Чуковского) «Как было написано первое письмо» в сокращении.
Методы и приемы работы с детьми: беседа, наблюдение, игра и др.
Структура занятия
Этап занятия Содержание Время
Организационный этап. Введение в новую тему. Проверка готовности детей к занятию (собранность внимания, осанка). Создание интереса к занятию (мотивация) – сюрпризность, загадочность. 3 - 4 минуты
Обучающий этап
Объяснение нового материала.
Игры, упражнения на закрепление полученных знаний 12 минут
Физкультминутка Выполнение координированных движений. 2 - 3 минуты
Применение полученных знаний в новой ситуации Выделение первого звука в словах.
Развитие мелкой моторики рук.
Подведение итога занятия. 7 минут
Ход занятия
Организационный этап. Мотивация.
Содержание Ответы детей Формы работы педагога и обучающихся
- Здравствуйте, ребята. А Вы любите путешествовать? - Да… любим…. Беседа.
Дети слышат звуки «волшебного» леса…, задают вопросы:
- Что это? - Это звуки «волшебного леса», мы сегодня отправимся туда все вместе. Закройте глаза….. В это время музыка становится громче и дети могут различить звуки леса более четко.
- Ребята, а что вы услышали? - Мы услышали звуки. Прослушивание музыки совместное.
- А какие звуки вы услышали? Повторите их. Дети называют звуки воды, дятла, шум ветра и т.д. - Ребята, а как назвать то, что вы повторили одним словом? - Это звуки. - Правильно, это звуки.
Звуки – это то, что мы слышим и говорим. Введение в новую тему
Содержание Ответы детей Формы работы педагога и обучающихся
- Давным-давно, еще в Каменном веке, в таком же заколдованном лесу жила одна девочка. Жила она в пещере и носила очень мало одежд. Ни читать, ни писать, ни разговаривать она не умела — да и не хотелось ей ни читать, ни писать, — и, покуда она была сыта. Девочку звали Таффи. Как только Таффи научилась ходить, она стала бегать по лесу за своим отцом Тегумаем, и слушала разные звуки. Организация детского внимания. Рассказ.
Дети слышат вой волка (аудиозапись).
- Как вы думаете, кого услышала Таффи? - Волка. Обсуждение.
- А кого она могла еще услышать? - Медведя. Лису. И т.д. Обучающий этап
Содержание Ответы детей Формы работы педагога и обучающихся
- Таффи была внимательная и любознательная. Она не только слушала, но и пыталась повторять все звуки, которые слышала. Она научилась повторять вой волка. Вот так: «У-У-У». Дети повторяют. Объяснение нового материала.
- Что она делала, когда говорила этот звук? - Открывала рот, губы складывала «трубочкой» и гудела. - Давайте «погудим вместе». - У-у-у-у-у-у-у-у. - Посмотрите друг на друга, при произнесении звука рот широко открыт или нет? - Губы трубочкой. Работа парами.
- Таффи очень боялась забыть этот звук, поэтому взяла веточку и нарисовала маленький красный кружочек. Вот так. Возьмите маленький кружочек. Какой он означает звук? - Звук У. - Правильно. А какие слова на звук У вы знаете? - Ухо, уточка, удочка и т.д. - Д/игра «Хлопни – топни», если услышите слово, начинающее на звук У – хлопните в ладоши, если нет – топни.
- Однажды Таффи стала бегать по лесу, споткнулась и упала. Ей было очень больно, она закричала: «А-а-а-а». Девочка очень удивилась и повторила еще раз этот звук: «А-а-а-а-а». Дети повторяют. - Что мы делаем. Когда говорим звук А? На что похожи губы? - Широко открываем рот. Гудим. - Как вы думаете, какой знак она могла придумать, чтобы записать этот звук? - Большой красный круг. - Правильно. - Она нарисовала вот так: знак А, знак У и повторила: А____У___.
Выложите эти 2 символа звуков.
- Какой первый звук? Какой второй? Дети повторяют и выкладывают символы звуков. Практическая деятельность.
- Таффи повторяла услышанные звуки: Д___Д___О___О__М__М__.
Какое слово у нее получилось?
Н___Н__О___О___С___С___
Какое слово у нее получилось? И др. Дом
Нос Педагог выкладывает последовательно символы звуков /синий, красный, синий/.
Совместные упражнения.
Дети упражняются в протяжном произнесении слов по картинкам. Слова: дом, мак, сок, мама, мышь и др. Самостоятельная деятельность детей.
- Что повторяла /проговаривала медленно /Таффии? - Звуки. Повторение и закрепление пройденного материала.
- Из звуков получились? - Слова. - Что такое звуки? Из чего состоят слова? - Звуки – это то, что мы слышим и говорим.
Слова состоят из звуков. Физкультминутка.
Вот под елочкой 
Вот под елочкой зеленой (Встали.)  Координация движений и стихотворного текста.
Скачут весело вороны: (Прыгаем.)  Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)  Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)  Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)  Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)  Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)  И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)  Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)  Применение полученных знаний в новой ситуации
Содержание Ответы детей Формы работы педагога и обучающихся
- Таффи очень любит подарки, особенно бусы. У нас с вами так много звуковых фишек. Возьмите картинки, проговорите слова медленно, определите первый звук. Если определили звук верно, можно поставить красный кружок /А или У/ на ниточку для бусов. Дети по очереди называют картинки, начинающиеся на звук А или У. Повторение и закрепление пройденного материала.
- Возьмите карточки. - Это лес. - Заштрихуйте или обведите то, что может звучать или издавать звуки. - Птица, белка и др. - Проговорите эти слова очень медленно, чтобы Таффи могла услышать все звуки. Дети по очереди называют медленно слова. Итог занятия.
Содержание Ответы детей Формы работы педагога и обучающихся
- Ребята, как вы думаете, мы помогли научиться говорить Таффи? - Да.
Беседа.
- Посмотрите, как нравятся Таффи звуки, что она стала их не только слышать, говорить, но и петь.
Звучит музыка из мультфильма Порро.
Ребята, вы слышите…
Споем вместе с Таффи эту песенку. Песенка.
Поют песню Порро: «Ля-ля-ля-ля». Пропевание слогов и звуков.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Хотите еще побывать в гостях у Таффи? Да. Литература.
1. М.В. Васильева "Программа воспитания и обучения в детском саду"
2. Е.В.Колесникова "От звука к букве"
3. Методическая разработка по развитию речи /старшая группа/ http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/01/puteshestvie-v-stranu-zvukov 3.
4. Т.А.Ткаченко "Звуки и знаки. Гласные".