Интегрированное итоговое занятие по обучению грамоте с элементами моделирования в группе предшкольной подготовки.

Мурашкина Татьяна Сергеевна
Учитель-логопед
Интегрированное итоговое занятие по обучению грамоте с элементами моделирования в группе предшкольной подготовки.
Тема: «Веселая азбука»
Цель: Создание декоративной азбуки с помощью техники «жгутики» для использования как наглядное пособие для изучения букв.
Задачи:
Учить лепить буквы из жгутиков;
Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.
Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою деятельность.
Материал к занятию: цветной пластилин, лазерные диски, бисер, бусины, шнурок, разрезная азбука, буквы.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Гимнастика для «ума»:
- Садится тот, кто отгадает слово. Оно начинается на С или Сь.
высокое хвойное дерево (сосна);
самая болтливая птица (сорока);
ночная птица (сова);
число, следующее за числом шесть (семь);
полезная птица с жёлтой грудкой (синица);
регулирует движение на перекрёстке (светофор);
усатая рыба (сом);
что видим, когда спим (сон);
предмет обуви (сапоги);
предмет мебели для сидения (стул);
какую ноту кладут в суп (соль);
как называется группа птиц (стая);
насекомое, напоминающее вертолёт (стрекоза).
II. Повторение изученного.
- Ребята, вы уже познакомились со всеми буквами. А на какие 2 группы делятся все буквы русского языка?
- Чем гласные буквы отличаются от согласных?
- Для того, чтобы вспомнить все буквы по порядку, я вам прочитаю стихотворение «Папина АЗБУКА» которое написал поэт Виталий Лиходед, а вы будите мне показывать буквы из разрезной азбуки, которая лежит у вас на столах.

С папой в азбуку играю,
Слова и буквы вспоминаю.
Папа букву А назвал.
«Аист», - я ему сказал.
Б-конечно, Бегемот,
В зоопарке он живет.
Всех прохожих развлекает,
Рот огромный раскрывает.

В-Ворона у ворот
Зёрна вкусные клюёт.
Нас ворона не боится,
Рядом с лавочкой садится.
Буква Г - скажу - Гусята,
Очень дружные ребята.
Возле озера гуляют,
В воду весело ныряют.

Буква Д - наш дружный Дом,
В нем мы весело живем.
Каждый день по вечерам,
В дом друзья приходят к нам.
Е - в лесу Енот смешной
Ходит по тропе лесной.
В лес пошли мы за грибами
Видим, он идет за нами.

Буква Ё теперь нас ждет?
По тропинке Ёж идет!
На колючках гриб большой,
Он несёт его домой.
Ж – не сложно для меня,
Жаворонка вспомнил я.
Летом в поле он летел,
Песню звонкую нам пел.

Буква З – Зайчонок – знаю,
Слово папе называю.
В поле зайка пробегает
И морковку собирает.
Индюшонок – буква И –
Собирает колоски.
Он цыплят к себе позвал,
Зёрна вкусные им дал.

Вот и буква посложней,
Отвечай, сынок, скорей,
Букву Й я отгадал,
«ПопугаЙ», - отцу сказал.
Буква К, я знаю – Крот,
Под землёю он живет.
Норы длинные весной,
Он копает под сосной.

Буква Л – скажу: Лимон,
Только очень кислый он.
Но зато полезный всем,
С сахаром лимон я съем.
Папа букву М назвал,
На Машину показал,
Слово сразу отгадаю,
М –Машина. Точно знаю!

Буква Н – конечно, Нос,
Это легкий был вопрос.
Я, довольный, улыбался,
Папа тоже засмеялся.
Буква О – Орёл большой,
Летает в небе над землей.
В белых облаках парит,
Зорко свысока глядит.

П – я вспомнил – Паровоз
Летом в поле нас привез.
С папой мы пошли гулять,
Цветы для мамы собирать.
Р – Рыбалка у реки,
Я и папа – рыбаки.
В ручки удочки мы взяли,
Рыбку из воды достали.

С - конечно, Светофор,
Помню с папой уговор.
На зелёный – я иду.
Красный – у дороги жду.
Папа букву Т назвал,
Я Тарелку показал.
Папе с мамой помогаю,
Я посуду убираю.

У – «Улитка», - отвечаю,
Луг в деревне вспоминаю.
По тропе она ползет,
Домик на себе несет.
Папа сына похвалил,
Он про букву Ф спросил.
Вспомнил сразу я парад,
Флаг красивый нес солдат.

Буква Х – Хомяк смешной,
Любит погулять со мной.
Всех ребят он забавляет,
В травке весело играет.
Ц – цыплята прибежали,
Букву Ц мне подсказали.
Я им утром на заре,
Зёрна сыпал во дворе.

На стене часы висят,
Каждый Час нам говорят,
Папе время называю,
Букву Ч запоминаю.
Слово Шарф на букву Ш,
Я ответил не спеша.
Как наступят холода,
Тёплый шарф ношу всегда.

Буква Щ – Щенок – Барбос?
Папа мне его принес.
Он квартиру охраняет,
На прохожих громко лает.
Твёрдый знак Ъ я тоже знаю,
Без сомненья отвечаю.
В слове он «подЪезд» стоит,
«Верно», - папа говорит.

В слове крЫша буква Ы,
Крыша есть у конуры.
В ней огромный пес живет,
Поиграть меня зовет.
В слове солЬ есть мягкий знак Ь,
Это для меня пустяк.
Я ответ отцу сказал,
В слове букву показал.

Эскимо на букву Э
Дал мне папа во дворе.
Утром я играл в футбол,
И забил в ворота гол.
В слове Юнга буква Ю,
Ходит он по кораблю.
Капитану помогает,
Все команды выполняет.
Знаю точно: буква Я
Есть в словах моЯ семьЯ.
«Буквы знаешь – молодец!», -
похвалил меня отец.

- Сегодня я вам на занятие принесла Азбуку. Она станет первой вашей учебной книгой.
Достаёт из сумки азбуку, из неё высыпаются буквы.
- Что случилось с нашей азбукой?
Ответы детей: Из нее убежали буквы, выпали буквы, рассыпались буквы:.
- С помощью игры «Придумай слово, я предлагаю собрать вам все буквы. Поднимаете букву – называете слово. Каждый берёт только 3 буквы. Начинаем: А- арбуз; З- зебра; Б- банан; У - улитка; К- крокодил; И- игла.
- А остальные буквы достанутся нашим гостям.
- Дети, как же мы будем читать азбуку без букв? Как нам быть?
Ответы детей: можно буквы вклеить, можно нарисовать, можно на компьютере напечатать, :..
- Я предлагаю вылепить буквы, они помогут нам научиться читать и
стать грамотными. А использовать можно технику - жгутики. А для гостей я объясню, как это правильно делать.
1. Раскатываем тонкий жгутик.
2. Выкладываем букву, которая лежит перед вами.
3.Букву превращаю в необычный предмет.
4. Используя бисер, бусины украшаю ее.
- А теперь всем вам: и вам ребята, и вам уважаемые гости я предлагаю с помощью разноцветных жгутиков попробовать создать свои необычные буквы. Но сначала мы подготовим к работе свои пальчики, выполним упражнение.
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
- На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.
III. Самостоятельная работа:
- А теперь приступаем к работе.
Учитель подходит к каждому ребенку, интересуется, какую букву он будет лепить, в виде какой фигуры.
- Я поняла, почему из азбуки выпали все буквы, они захотели превратиться в интересную игру. Если привязать все диски на шнурок, получится "живая АЗБУКА".
IV. Итог занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Дома вы сами можете создать свою азбуку и по ней выучить все буквы.


15