Конспекты занятий по обучению грамоте в группе предшкольной подготовки Грамотейка

Занятие 1
Ход занятия
I. Вступление
Звучит музыка песни "АБВГДейка".
Учитель. Вы все сегодня стали учениками школы "Абвгдейка". У нас хотя и маленькая, но уже школа. А в школе есть свои правила. Хотите узнать, какие?
Дети. Да.
У . Ответить хочешь – не шуми. А только руку подними. Ответить хочешь – надо встать, Когда же сесть позволят – сядь. Парта – это не кровать И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно.
Звенит колокольчик.

II. Развитие речи
У. Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка, помогут догадаться слова "Тянет-потянет, вытянуть не может". Давайте вспомним героев этой сказки.
Дети называют героев сказки, а учитель в это время достает кукол из кукольного набора.
– Сейчас у нас будет кукольный спектакль, а вы станете артистами. Артисты должны не стесняться, говорить громко, четко.
Дети проигрывают сказку.
– Почему семья вытащила репку?
Д. Потому что работала дружно.

III. Игра на развитие внимания и двигательной памяти
У. Если я говорю "бабка" – то вы "вяжете", если говорю "внучка" – подпрыгиваете, если "дедка" – "рубите дрова", если "кошка"– умываетесь, если "Жучка"– лаете, если "мышка"– то пищите.
Сначала учитель говорит и показывает движения верно, а затем начинает путать. Говорит "бабка", а сам подпрыгивает.

IV. Моделирование (практическая работа)
У. Давайте попробуем изобразить героев при помощи схем. Репку мы покажем желтым треугольником, а остальных героев – отрезками разной длины.
Еще раз повторяется сказка, но в более сокращенном варианте. Затем дети сами рассказывают сказку, оперируя моделями.
V. Постановка руки
У. Сейчас мы отправимся в гости к дедке и бабке. Но пройти к ним непросто. Открываем тетрадь со словами:
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я от вас, друзья, не скрою, Карандашик так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача – пройти по тропке, не выходя за ее границы. А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.
Выполняется массаж пальчиков.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине. Этот пальчик безымянный, непоседливый самый. А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

VI. Перемена "Кот на крыше" (автоматизация звука "ш-ш-ш-ш")
На скамейке сидит ребенок с закрытыми глазами. Он "кот". Остальные дети – "мышки". Они тихонько подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят вполголоса:
Тише, мыши, тише, мыши! Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись И коту не попадись.
Кот просыпается, говорит: "Мяу". Вскакивает и гонится за мышами.

VII. Математика
На доске рисунки с героями сказки "Репка".
У. Давайте сосчитаем героев нашей сказки. Сколько всего героев?
Д. Шесть.

VIII. Пространственная ориентировка
У. Кто стоит первым?
Д. Дед.
У. Кто между бабкой и Жучкой?
Д. Внучка.
У. Перед внучкой?
Д. Бабка.
У. Положите перед собой столько кружочков, сколько героев в этой сказке.
Дети выкладывают шесть кружочков.
У. Мышка убежала. Сколько героев осталось?
Д. Пять.
У. А теперь снова прибежала. Сколько героев стало?
Д. Шесть.

IХ. Развитие внимания и памяти
У. Запомните, кто за кем стоит.
На доске:

– А теперь закройте глаза.
Дети кладут головы на парты и закрывают глаза. В это время учитель меняет героев местами. Дети поднимают головы и говорят, что изменилось.

Х. Решение стихотворных задач
У.  Оказывается, у кошки есть три котенка.
У кошки три котенка. Они мяучат громко. В лукошко мы глядим: Куда пропал один?
Вдруг видим: из-под лавки Его выносит кошка. Он первым встал на лапки И вылез из лукошка.
А сколько котят еще не умеют ходить?
Д. Два.
У. 
Хорошо мы потрудились, Рисовали и резвились, Но прощаться нам пора, До свиданья, детвора!
На память о занятии дети получают, картинку с героями сказки "Репка".
ХI. Домашнее задание У. Раскрасьте картинку.
ЗАНЯТИЕ 2
Ход занятия
I. Вступление
Учитель. К вам в гости пришел мишка-Топтыжка. Он хочет вас пригласить в один чудесный дом.
В этом доме чудеса: Много парт, звонок – оса. Прозвенел и тишина. Начинать урок пора. Что это?
Дети. Школа.
II. Формирование грамматического строя речи. Понятие о слове
Учитель читает загадку, дети называют отгадку. Учитель прикрепляет картинку с отгадкой на доску, рядом написано слово.
У.
Кто вас встретит у порога И научит вас писать, Прочитает книжек много И поставит всем вам "5"?
Д. Учитель.
У.
Вы теперь не просто дети, Вы теперь... (ученики), Форму новую надели, Завязали все шнурки.
Д. Ученики.
У. 
Со мною в дождик и в метель Шагает в школу мой... (портфель) Зимой он книжками набит, А летом пуст и крепко спит.
Д. Портфель.
У. Предметы могут быть живыми и неживыми. Живые отвечают на вопрос кто?, а неживые – на вопрос что?

III. Игры на внимание
Игра "Возьмем – не возьмем?"
Учитель показывает предметы, а дети хлопают в ладоши, если это школьные принадлежности.
Предметы для показа: ручка, альбом, хлопушка, карандаш, резинка, пистолет, пенал, учебник.
Игра "Что изменилось?"
Дети рассматривают предметы, затем опускают головы на парты. Учитель в это время меняет предметы местами. Дети угадывают, что изменилось.

IV. Математика. Счет предметов
Дети считают сначала по порядку, затем начинают счет со второго, затем с третьего предмета, а после делают вывод: результат счета не зависит от порядка.
V. Двигательная память
На доске рисунки школьных принадлежностей. Если учитель показывает на ручку – то дети встают прямо, как солдатики. Если на альбом – руки в стороны, если на карандаш – руки вверх, на резинку – присесть, на пенал – руки вперед-назад, на учебник – прыжки.
VI. Постановка руки
У.
То я в клетку, то в линейку, Написать по мне сумей-ка. Можешь и нарисовать, Называюсь я...
Д. Тетрадь.
Перед детьми лежит лист, согнутый пополам, как тетрадь. Учитель поясняет, что такое лист, страница, клетка.
Дети показывают верхний правый и левый углы, нижний левый и правый углы. Обводят клетку, ставят в верхнем правом углу кружок, в нижнем левом углу – треугольник, в середине страницы рисуют квадрат.

VII. Подвижная игра "У медведя во бору" (автоматизация звука [р])
У. 
У медведя во бору грибы, ягоды беру. А медведь не спит, а медведь рычит.
Когда медведь начинает "рычать", дети убегают.

VIII. Развитие мышления
Игра "Перестановки"
У. Сегодня мы познакомимся с игрой, которая называется "Перестановки". Посмотрите, в нижнем ряду карточки стоят в кармашках подряд, а в верхнем ряду – по другому. Нужно отгадать, какая карточка поменяла кармашек.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Далее дети выполняют следующие упражнения.
Игра "Вопрос – ответ"
Учитель задает вопрос и кидает ребенку мишку, ребенок отвечает на вопрос и бросает игрушку назад.
Как в школе нужно обращаться к учительнице?
Если тебе нужно о чем-нибудь спросить учительницу, как ты поступишь?
Если тебе во время урока понадобится выйти в туалет, что ты скажешь?
Что такое урок?
Как ты узнаешь, что пора идти на урок?
Для чего нужна перемена?
Как в школе называется комната, где учатся дети?
Как в школе называется стол, за которым дети сидят?
Где пишет учитель, когда объясняет задание?
Что такое отметка?
Какие отметки плохие, а какие хорошие?
Что такое каникулы?
Какие бывают каникулы?
После игры учитель задает домашнее задание и прощается до следующего занятия.
Заголовок 115