Проект «Пресса в образовании» — действенная помощь учителю в образовательном процессе (примеры использования материалов проекта на уроках предметов гуманитарного цикла как одна из форм обучения).

Проект «Пресса в образовании» - действенная помощь учителю в образовательном процессе (примеры использования материалов проекта на уроках предметов гуманитарного цикла как одна из форм обучения).
Статья учителя русского языка и литературы Нестеренко Ольги Алексеевны ГБОУ гимназии № 402 имени Алии Молдагуловой. г. Москва, сентябрь 2014 г.

I Преимущества проекта, чем он привлекателен для образовательного процесса.
Когда 2 года назад Департамент средств массовой информации и рекламы г. Москвы при поддержке Департамента образования г. Москвы начинал реализацию пилотной программы «Пресса в образовании» в 55 школах Восточного административного округа столицы, наша тогда школа, а теперь гимназия вошла в этот список. Нашей кафедре предметов гуманитарного цикла предложили попробовать ввести прессу в процесс обучения ребят, попробовать поработать с изданиями, составляющими основу проекта: газетами «Вечерняя Москва» и «СтоЛичность», журналами «Москва Наций» и «Московский журнал. История государства Российского» на уроках русского языка, литературы и иностранного языка. После внимательного изучения материалов, публикуемых на страницах приложения, мы всерьез заинтересовались и решили обязательно поддержать авторов проекта, и я объясню, почему мы решили, что их детище можно и нужно использовать на уроках, в частности, на уроках русского языка и литературы.
1.Изобилие текстов. Современные учебные пособия для массовой школы не предоставляют достаточного количества текстов, информирующих обо всем, что происходит в мире вокруг нас, так как не существует идеальных учебных пособий – учебники устаревают вместе с информацией, которую они несут. В них не так легко найти тексты различных видов и языковых стилей, подходящих размеров, содержания и проблематики. А газеты и журналы – это всегда актуальные источники информации, отражающие реальность окружающего нас мира. В прессе разнообразие газетных статей означает большой выбор информации, из которой учащиеся могут выбрать для себя наиболее интересную, что создает благоприятную обстановку для работ с данным материалом. Во многих газетах и журналах есть статьи, затрагивающие проблемы молодежи. Как показывает практика, обсуждение после чтения такого рода текстов интереснее для учащихся 8-11 классов (потому что они подлинные, не адаптированные), чем тексты учебников. Размер газетной статьи может варьироваться от короткого параграфа до целой страницы. Просматривая какой-либо номер, можно отобрать наиболее подходящие публикации для урока в соответствии с размером статьи, сложностью языка, объемом новой информации, основным содержанием и, конечно, уровнем знаний учащихся.
2.Русский ЯЗЫК. Язык, которым подаются и освещаются все темы этого проекта, - это наш настоящий и родной русский язык, простой и доступный любому возрасту, но, и это самое главное для нас, филологов-русистов, грамотный, высокого уровня, тонкого вкуса, без вульгаризмов и жаргонизмов, так в изобилии используемых в современной периодике.  Надо сказать, что это серьезный вызов не только для школ с учетом новой практики ведения уроков, но и для редакций: очень деликатная аудитория, важно взвешивать и оценивать каждое слово. И журналисты успешно справляются с этой задачей. Чувствуется высокий профессионализм редакторов и авторов приложения и славная многолетняя журналистская школа «Вечерней Москвы».
3. Жизненность. Современность материала. Проект, как мне кажется, помогает уменьшить пропасть, лежащую между школьными наивными и даже беспомощными для сегодняшней «бучи» хрестоматийными истинами и реальной действительностью. Это повод для обучения школьников важным в современной жизни навыкам. Школьная жизнь - это особый заколдованный мир, существующий по своим законам: мы сами по себе, а мир там, за окном, сам по себе. Это очень опасно, хотя и незаметно на первый взгляд. Проект с его статьями проблемного характера - одна из возможностей познакомить ребят с вызовами сегодняшнего дня, предостеречь и предупредить.
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Это возможность живого и заинтересованного диалога учителя и учеников по темам, которые по тем или иным причинам выпадают из традиционной школьной программы. Расширение кругозора, развитие метапредметных знаний.
5. Возвращение доверия к печатному слову. Хочется принять посильное участие в работе над возвращением утраченного доверия к печатному слову. Оно нуждается в реабилитации. Думается, что, повышая доверие к газетной строке, мы укрепляем веру в правоту истин и классической литературы. Если пишут правду здесь, значит, правда и там.
6.Оптимизация процесса обучения. Разнообразить урок, сделать его необычным, запоминающимся. Внести свежую ноту в накатанную рутинную колею классных будней, впустить в строгую, шаблонную, академическую скуку урока клокочущую струю жизни мира.
7.Помощь в работе – готовый раздаточный материал. Не мы для проекта, а он для нас. Сейчас, когда нас, учителей, все используют как хотят и кто как может, появляется группа людей, которая, наоборот, предлагает использовать их интеллект и возможности. Согласитесь, соблазнительно и подкупает. Авторам проекта хочется помочь, а себе взять на вооружение очень современную, креативную и (почему бы и нет!) достаточно комфортную форму работы. Мы часто создаем себе трудности и сложности в работе (карточки, опросники, схемы и разную прочую устаревшую писанину), а тут нам предлагают, чуть ли не уговаривают, просто дарят готовый, кем-то тщательно выверенный, 10 раз проверенный разнообразный раздаточный материал, да еще и каждую неделю новый, разобранный по темам. Красота! Мечта! Только успевайте пользоваться!
Думается, достаточно причин отнестись нам, учителям, серьезно и с благодарностью к этому проекту!
Как с ним работать? Сразу скажу: легко и много, можно спокойно вводить это в систему, т.к. проект способствует результативности учебного процесса, очень ненавязчиво приучает к серьезному познавательному труду и экономит время урока.
Конечно, перед авторами проекта «Пресса в образовании» стоят задачи шире обычной образовательной цели – обучить, гораздо важнее вовлечь школьников в обсуждение того, как формируется информация сегодня, какие методы и инструменты используются для того, чтобы донести сообщение до общества, сформировать общественное мнение и получить представительную социальную реакцию, но нас, учителей-предметников, заботит именно обучение.
II Проект «Пресса в образовании» - наш креативный помощник.
Хочу сразу сказать, что ничего особо передового я в своем опыте работы с проектом не вижу. Просто это одна из новых практик ведения уроков, но не выдуманная, вычурная, вымученная какая-то, а органично ложащаяся на классическую, привычную, проверенную годами практики форму. Поэтому хочется назвать данное сообщение не «мастер-класс», а примеры применения проекта «Пресса в образовании» в нашей простой повседневной учительской работе. Это использование периодики на уроках предметов гуманитарного цикла как одна из многих форм и способов обучения, когда газета или журнал (безусловно, с некоторой специальной редакцией источника) берутся именно как материал на уроке или в качестве домашнего дополнительного чтения, на усмотрение педагога.
Почему проект так легко вписывается в уроки русского языка и литературы?
Во-первых, на страницах изданий проекта публикуются познавательные материалы, переданные точно, ярко, доходчиво, которые могут быть использованы учителями и учениками при подготовке докладов, рефератов, творческих работ или просто для расширения кругозора. Тематика изданий проекта не пересекается, а дополняет друг друга: новости науки и техники с комментариями известных ученых, интервью с учителями-новаторами, познавательные материалы из различных областей, включая литературу, историю,  науку и технику,  статьи по профориентации подростков и материалы юных авторов – учеников школ, материалы для учителей по темам межнациональных и межрелигиозных отношений.
А во-вторых, потому что в основе всего лежит тест, современный, злободневный, яркий практический материал, позволяющий вести наблюдения за функционированием слова в устной и письменной речи. И поэтому с ним можно придумать столько всего интересного или, наоборот, работать обычными методами: все равно это будет оригинально и свежо, будет работать на оптимизацию учебного процесса.

Вот некоторые примеры интеллектуально-лингвистических упражнений по материалам проекта «Пресса в образовании» на уроках русского языка:
1. Различные поисковые словарные и лексические работы:
- найти в выбранной для обсуждения статье словарные, однокоренные слова, слова, проверяемые ударением, синонимы, антонимы, фразеологизмы, словосочетания, эпитеты, метафоры и т. д. (словом, любая тема, соответствующая календарно-тематическому планированию). Причем делать это можно и нужно как в средней школе, так и в выпускных классах. Всегда в конце обязательно чтение вслух, формулировка темы, идеи, основной проблемы, поднятой в статье.
- найти в тексте статьи трудные слова, выписать их, продиктовать у доски другому ученику, подобрать словосочетания с этим словом. Если рассматривается небольшая статья, работает весь класс, если большая - текст делится на 3-4 части и работаем группами, потом каждая группа называет трудные слова, диктует их кому-нибудь из своих, составляет с ними словосочетания, своим отчетом обучая другие группы, и так по цепочке.
Всегда в конце обязательно чтение вслух, формулировка темы, идеи, основной проблемы.
- найти в тексте статьи слова с неизвестным значением, выписать, найти в словаре лексическое значение слов, составить с ними словосочетания, ознакомить с результатами поиска, совместно сформулировать и обсудить тему, идею и проблему, поднятую в статье.
2. Упражнения по морфологии:
- найти в тексте статьи определенную часть речи и доказать, что это именно она. Это задание включает 3 этапа: эти три вопроса соответствуют и позволяют отработать и закрепить три пункта рассуждения: тезис - аргументы – вывод:
а). Найдите нужную нам часть речи.– Тезис.
б). Что она обозначает, на какой вопрос отвечает, в какой форме употребляется и почему именно в этой форме? - Аргументы: У нее следующие морфологические признаки.
в). Почему эта часть речи присутствует в языке? - Вывод: Вот для чего она нужна.
Всегда в конце обязательно чтение вслух, формулировка темы, идеи, основной проблемы, поднятой в статье
3.Тренинг по синтаксису, анализ строения предложения:
- найти в статье простые осложненные предложения, ССП, СПП, БСП и т.д. по планированию, объяснить расстановку знаков препинания, сформулировать тему, идею, проблему, огласить результаты.
- сжатие предложения как разновидность подготовки к ОГЭ части С1.
В чем ценность таких незатейливых и простых на первый взгляд упражнений? Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую. Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Словом, газета – это практический материал, позволяющий вести наблюдения за функционированием слова в устной и письменной речи, обучающий самостоятельно работать, искать, думать, сопоставлять, обобщать, находить ответы на вопросы и т.д., и т.д. Вместо учебника с его традиционными, привычными упражнениями, один вид которых у наших учеников сразу вызывает внезапную сонливость, учитель предлагает им вроде как бы почитать газету, в это время «коварно» их обучает и невзначай заставляет учиться. Новое время, новые методы.

III Подготовка к ГИА-11по русскому языку.
Тут вообще проект «Пресса в образовании» открывает головокружительные перспективы. Берешь любой номер приложения и, хочешь, готовишься к части А и В, а хочешь, готовишься к части С, черпаешь бесценный читательский опыт. Советую брать какую-нибудь проблемную статью и вдохновенно импровизировать с заданиями:
А1- в выделенном абзаце расставьте ударение (можно всем классом, можно индивидуально),
А2- Подберите паронимы к выделенным словам (слова предварительно подчеркнуть),
А9- выделите грамматическую основу в 3,6,8 предложениях выделенного абзаца,
А10- укажите верную характеристику 8 предложения статьи,
А11- укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени, действительное причастие настоящего времени, деепричастие и т.д., и т. д., вся морфология.
Точно так же и синтаксис. Только важно помнить, что после решения локальной задачи мы переходим к глобальной цели – подготовке к сочинению-рассуждению, т.е. работаем с текстом.
4.Работа с текстом.
Какие формы работы с текстом статьи можно использовать?
Это задания аналитико-синтетического характера:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (читай «проблему»).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (читай «авторскую позицию»).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] статьи, если они есть.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], если они есть.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], если они есть.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Составление конспектов, схем, планов статей.

Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Они должны играть особую роль в воспитании, развитии современного школьника, должны быть направлены на духовно-нравственное развитие личности: говорить о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.
Высокие критерии, удовлетворить которые легко может проект «Пресса в образовании», предоставляющий в пользование учителя текстовый материал, идеально отвечающий всем этим требованиям для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
Но есть и еще одно бесценное преимущество: текст не надо ни распечатывать, ни размножать – готовый дидактический раздаточный материал и продвинутого, и базового уровня, и «все в одном флаконе». Можно писать задание прямо на странице, ориентируясь на месте, все быстро, оперативно, растет ДИНАМИКА УРОКА, его скорость и насыщенность. У обучающихся нет свободного времени для безделья, а ведь еще В.А.Сухомлинский отмечал: «Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Хочется еще раз подчеркнуть чрезвычайно важный пункт: обязательно сначала выразительно читаем статью, потом формулируем проблему, поднятую в тексте, комментируем проблему (где мы в тексте ее увидели), определяем авторскую позицию по поднятой проблеме, ищем, какими выразительными средствами она выражена, затем обсуждаем, прав ли автор, высказываем свою точку зрения по этому вопросу - словом, почти что комплексная работа с текстом, почаще упоминая имя автора статьи, чтобы запомнилась. Это замечательно работает, неоднократно в этом убеждались, и ребятам, поверьте, интереснее так приобретать читательский опыт: их привлекает кажущаяся легкость такого обучения: оказывается, вот он какой, этот читательский опыт, и ничего в нем сложного и страшного!
Словом, материалы этого замечательного проекта еще и позволяют снять предэкзаменационный страх и стресс от одного слова «ЕГЭ»: мы их вместе с родителями и так уже запугали дальше некуда (и тем, и другим впору валерьянку пить!). А тут так ненавязчиво, спокойно, доходчиво, даже как бы легко мы им объясняем, что ничего невозможного нет, что все им очень даже по силам, все они сделают - вот вам еще одно преимущество этого проекта.


IV Работа на перспективу.
«Пресса в образовании» прекрасно может поработать и на перспективу: все вы знаете, что в этом году уже в декабре мы с 11 классами пишем итоговое сочинение по литературе, которое, по словам президента из его поручения (Поручение Президента Правительству РФ (Пр-2699, п.2б от 17 ноября 2013 г.), названо «публичной защитой обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения», а во втором Поручении (Пр-3086, п.1.9 от 27 декабря 2013г.) отмечается: «Обеспечить, начиная с 2014/2015 учебного года, учет результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами единого государственного экзамена, при приеме в образовательные организации высшего образования».
Словом, очень серьезное дело нам предстоит!
Что же это за сочинение? Сочинение может быть на литературную или философскую (мировоззренческую) тему: общегуманитарную (быт и бытие, личность и история), общенравственную (свобода, совесть, честь), общекультурную (кино, театр, живопись); тему, связанную с будущей профессией выпускника; тему о важных событиях в жизни страны, т.е. сочинение, в котором учащиеся должны будут не столько анализировать литературные произведения, сколько рассуждать о проблемах общечеловеческого, общекультурного характера с привлечением прочитанных произведений, выявляя и понимание прочитанного, и собственную «зрелость».

Вот как поясняет концепцию итогового сочинения Л.В.Дудова ( Людмила Васильевна Дудова, Председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»): «Настаиваем, что итоговое сочинение – это не проверка знаний, умений и навыков литературоведческого анализа художественного произведения, не механический возврат к прежней форме сочинения, а возможность, предоставляемая учащимся, в свободной форме письменного высказывания определенного объема продемонстрировать свое умение при раскрытии темы обращаться к примерам и фактам из художественной, публицистической, мемуарной, научной и научно-популярной литературы, использовать их в качестве инструментария для выражения своих суждений о проблемах общечеловеческого, общекультурного плана» (позволила себе выделить нужное).
Трудно переоценить ту помощь, которую в разрешении этой задачи нам, учителям-предметникам, работающим в старших классах, может оказать проект «Пресса в образовании» и его замечательные рубрики: «В учебниках об этом не напишут», «Как это работает», «Контекст» и др.
V Заключение.
Уважаемые коллеги, и в конце своей статьи хочу сказать следующее: если вы считаете нужным шагать в ногу со временем, если вы считаете нужным соответствовать уровню городского, столичного образования, быть успешным и востребованным, интересным и полезным своим ученикам и даже, не побоюсь этого слова, популярным, без использования тех возможностей, которые предлагает проект «Пресса в образовании», вам не обойтись. Успехов и спасибо, что уделили свое время и внимание! НестеренкоО.А.



ђ Заголовок 315