Конспект урока по окружающему миру для 1 класса «Почему их так назвали?»


Игнашова Елена Викторовна, учитель начальных классов. МБОУ СОШ №9,
г. Новый Уренгой
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: «Почему их так назвали»
Цели урока:
Обучающие: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями; расширить знания о грибах; формирование умения использования полученных знаний на практике в жизни. Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания, памяти, речи, воображения, сообразительности. Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Используемые методы:
наглядные, частично-поисковые; практические; проблемные.
Оборудование: у учителя — диапроектор, экран, презентация по теме.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей
У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.
Сейчас урок окружающего мира, - наверно, один из интересных уроков в начальной школе.
-Вы любите преодолевать трудности?
-Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
-Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке окружающего мира?
У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.
Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.
Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.
-Ребята, Муравьишка Вопросик сегодня приглашает нас на прогулку. А вот куда, отгадайте.
Кто, как только жарко станет
— Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой —
Скинет с плеч ее долой? (Лес.)
-Правильно, сегодня мы с Муравьишкой отправимся в лес!(Учитель демонстрирует картину.)
Там Муравьишка познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми, проверит, как мы знаем грибы, как умеем отгадывать загадки.
II. Работа по теме
1.- Итак, Муравьишка Вопросик пригласил нас в лес.
Учитель читает текст Н. Сладкова.
Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберешь, успокоишься. А загадки разыскиваешь - так покой потеряешь. А как нашел загадку - так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь - новые загадки найдешь. И пошло - поехало - конца не видно!
—Ребята, будем искать загадки в лесу и разгадывать их? (Да.)
—Посмотрите, что показывает нам Муравьишка?
2. Учитель просит рассмотреть рисунки на экране.
—Ребята, а как назвать одним словом то, что мы сейчас увидели? (Это растения.)
—Да, это растения с очень интересными названиями. И вот первая загадка леса: «А почему их так назвали?»
Дети пробуют объяснить, почему эти растения получили такие звания.
- звездчатка - медуница - копытень - недотрога - иван-да-марья
—А теперь давайте прочитаем, как объяснил названия этих растений Мудраячерепаха.
Ученик читает первое предложение (около первой черной точки), дети находят это растение на рисунке, проверяют, правильным ли было их объяснение, и проводят линию от черной точки к нужному растению.
Аналогичная работа проводится с остальными растениями.
После этого учитель делит класс на три группы, загадывает каждой группе загадку, а дети находят эти растения на фотографиях на с. 33 в учебнике и самостоятельно объясняют названия этих растений.
{Подорожник назвали так, потому что он растет по дорогам, вдоль дорог.) Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник.)
{Одуванчик назван так, потому что, когда отцветет цветок, он легко сдувается).Он желтым цветком распускается,
А после цветения сдувается. (Одуванчик.)
(А цветки колокольчика похожи на колокольчики).
Голубой бубенчик
На лугу стоит.
И под песню ветра
Весело звенит. (Колокольчик.)
После того как дети объяснили названия растений, учитель может сообщить об этих растениях занимательные сведения (см. дополнительный материал).
III.Физкультминутка (лес со звуком)
Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьётся..(Покружиться.)
IV.Работа над темой урока1.Беседа
—Ребята, бабочка это кто? (Насекомое.)
Отгадайте загадку и узнайте, с какими насекомыми сейчас познакомит нас Муравьишка Вопросик:
Жу-жу, жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом. (Жук.)
—Да, это жук. Сейчас мы узнаем, с какими жуками дружит Муравьишка.
2. Дети СМОТРЯТ рисунки жуков НА ЭКРАНЕ, говорят, каких зверей они напоминают, и объясняют, почему они так названы.
(Ученики соединяют линиями жука и зверя, которого напоминает насекомое.)
—Ребята, отгадайте, а о каком жуке сейчас расскажет вам Муравьишка:
«Этот жук — опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез, еще опаснее его личинки. Эти жуки носят название того месяца, в котором они появляются». (Майские жуки.)
Учитель может показать рисунок с майским жуком.
- Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Ребята, посмотрите, Муравьишка что-то нашел в траве.
Отгадайте:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы.)
3.Работа в рабочей тетради с. 39, № 1
Учитель читает загадку, дети называют отгадку:
Серенькие шляпки.
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовик.)
-Найдите этот гриб на рисунке. Почему его так назвали? (Растет под березой.)
-Раскрасьте веточку березы.
Затем учитель просит прочитать первую загадку. Ученики находят лисички на картинке и соединяют линией загадку и отгадку.
-Почему их так назвали? (Они рыжие, как лиса.)Ученики читают вторую загадку, соединяют ее линией с отгадкой, объясняют, почему опята получили такое название (растут около пней), и раскрашивают пень.
Аналогичная работа проводится с третьей загадкой. После этого учитель читает загадку:
А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки. (Мухомор.)
—А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)
—Какой из грибов, изображенных на этом рисунке, мы не возьмем в корзину?
(Мухомор, потому что этот гриб ядовитый.)
—А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных.)
—Муравьишка приготовил еще две загадки. Давайте отгадаем их.
Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок... (масленок).
—Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)
Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или в сероватой.
Собирай, не мешкай, это ... (сыроежки)
—Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)
—Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!
—Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковер под деревьями. Грибы надо аккуратно срезать ножиком.) V. Итог урока
Ну вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы отгадали много загадок.
—Ребята, а что мы еще учились делать во время прогулки? (Объяснять названия.)
—Названия каких растений, насекомых, грибов вы запомнили. - Почему их так назвали?
Домашнее задание в тетради с. 39, №2
—Прочитайте загадки.
—Соедините линиями загадки и отгадки.
-Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?
Хорошо, вы все справились с трудностями.
-Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
Молодцы!У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
-Спасибо всем. Урок закончен.
Самоанализ урока по окружающему миру 1 класс
Тема: Почему их так назвали
Общие сведения об уроке: урок проводился … марта 201.. года, МБОУ СОШ № 9 в 1 классе. Учитель - Игнатова Елена Викторовна. На уроке присутствовало 14 учащихся, 3 урок по расписанию.
Оборудование:
для учителя - у учителя — интерактивная доска, презентация по теме.
для учащихся - учебник и тетрадь по предмету. Цели:
Обучающие: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями; расширить знания о грибах; формирование умения использования полученных знаний на практике в жизни.
Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания, памяти, речи, воображения, сообразительности.Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новой теме урока. Урок состоит из организационного момента, изложение нового теоретического материала, первичное закрепление изученного.
К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.
Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента (психологической минутки), полная готовность класса к работе; быстро включились учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.
Изложение нового материала - основная часть этого типа урока - при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения.
Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала презентацию.
При закреплении нового по Рабочей тетради учащихся соотносили между собой понятия, умели воспроизвести основные идеи нового материала, умели выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся была на среднем уровне.
Подведение итогов урока: поставлены вопросы по новой теме, психологическая минутка - настроение.
Что получилось: материал был понят учащимися, и цели были достигнуты.
Продолжить работу по сплочению детского коллектива и дисциплинированности учащихся на уроке.