Проект по теме почему так улицу назвали

Проект по теме:  «Почему так улицу назвали»
Введение.  Родина! Особенно звучит для нас это слово, полное глубокого смысла. Мы видим её необъятные поля, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны её реки, высоки горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в их снеговых вершинах. Широки знойные степи, непроходимы глухие леса. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в стране нашей. На многих языках говорят люди, населившие величественную эту страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.  Поклонись той земле, где родился и вырос,  Пусть тебя согревает её доброта.  Спой ей тихую песню, что в сердце сложилась,  С ней – ты сын, без неё – сирота.  Большинство людей нашего города Лукоянова, в силу занятости и суетности жизни мало задумывается над названиями улиц, по которым мы передвигаемся ежедневно: ездим, прогуливаемся, спешим по делам. А между тем, практически каждое название хранит удивительную историю – историю возникновения тех самых улиц.  Проведя наше исследование, мы узнали, что раньше названия улиц указывали на их предназначение или имена, образованные от названий объектов. А современные названия улиц получили имена совершенно иной направленности. 
Задачи:  1. Узнать старые названия улицы Пушкина 2. Выяснить, откуда произошли эти названия.
3. Когда и почему улица получила название Пушкина  4. Создать фотоальбом «Улица Пушкина глазами современников»
5.Провести экскурсии по улице.
6.Создать макет улицы. У каждого человека есть своя малая Родина – город, посёлок, село. Любовь к родному краю позволяет обратить внимание на природу, хозяйство, историю, культуру села, что позволяет задуматься человеку о разумном использовании природных богатств, формировать потребность бережного отношения к культурному наследию своего края. Знакомство с историей города позволяет формированию образного мышления, эмоциональному восприятию окружающего мира, развитию духовности, воспитанию уважения к традициям прошлого своего города, к людям. Всё, что нас окружает, имеет своё название, своё имя: город, село, в котором мы родились и живём; знакомая улица, по которой мы сделали свой первый робкий шаг в большой мир; река, дарящая нам прохладу в знойный полдень. Часто мы не задумываемся над тем, почему то или иное место так названо, по каким признакам произошло название объекта, как связан топоним (название) с историей и географией.  Мы живем в городе Лукоянове Нижегородской области. Каждый день мы ходим по тихим улочкам родного города и совсем не задумываемся, почему улица так называется. А ведь у улиц, как у людей, свои лица, судьбы, истории. Чем старше улица, тем глубже её корни уходят в прошлое. Названия улиц, как имена и фамилии, могут о многом рассказать. В них, как в зеркале, отражаются не только быт и нравы людей, но и история города, района. Яхочу рассказать о главной улице нашего города – это улица Пушкина.

Основная часть

Современная улица Пушкина объединила в единое целое четыре старых улицы: Ямскую, Солдатскую, Станционный поселок и часть деревни Малая Лукановка. Сейчас это самая длинная по протяженности улица. Ее длина с запада на восток составляет 7 км. Это главная транспортная магистраль города, по ней движется весь транспорт из Н. Новгорода на Саранск, Болдино, Гагино и в других направлениях.
Улица Ямская была одной из самых старых улиц города Лукоянова. Она начиналась у моста через р. Хвощевку и тянулась до плотины на р. Теше. Свое название она получила от Ямской слободы, которую еще в XVIII веке заселяли государевы ямщики, обеспечивающие движение по Старосаратовскому тракту. С развитием железных дорог ямщина постепенно утратила свое значение, но еще долго некоторые жители улицы Ямской занимались наемным извозом. Занятие это было тяжелым и рискованным. Старожилы улицы долго вспоминали о трагедии, которая приключилась с их односельчанином Егоровым Иваном Егоровичем.
В 1914 году он договорился с жителем города Лукоянова Канцевичем о перегоне племенного рысака, которого тот продал в с. Лысково. Стоял март, санный путь еще не рухнул. Иван Егорович привязал рысака к задку саней и отправился в путь. До Лыскова доехали благополучно, он сдал коня новому хозяину, получил расчет и отправился домой.
На ночлег остановился на постоялом дворе в с. Княгинине. Вот здесь и случилась беда. Ночью цыгане увели со двора его лошадь. Отчаянию бедняги не было предела. Лошадь в семье была основной кормилицей. Дома его ждали жена и пять малолетних детей. Вернуться без лошади он не мог. На поиски затратил почти два месяца, обошел всю округу, но никаких следов похитителей не нашел. Пришлось продать сани, сбрую и возвратиться домой пешком и с пустыми руками. До дома он добрался только в конце мая. Справиться с постигшим несчастьем он так и не смог и вскоре умер, оставив пятерых сирот.
Восточный конец улицы Ямской примыкал к Базарной площади, их соединял деревянный мост через р. Хвощевку. На самом берегу Хвощевки почти напротив друг друга стояли два двухэтажных дома: один деревянный, другой наполовину каменный с деревянным вторым этажом. Эти дома принадлежали семье известного лукояновского булочника, содержателя гостиницы и заезжего двора И.Т.Агеева. Именно в этой гостинице останавливался Александр Сергеевич Пушкин, когда перебирался из Нижнего Новгорода в село Болдино. Из расположенного на первом этаже трактира доносилось мелодичное позвякивание музыкальной машины, оживленный говор посетителей. Отобедав в трактире, Пушкин двинулся дальше. 
После революции дома были конфискованы и переданы под квартиры.
Угловое двухэтажное здание, которое стоит на повороте улицы, до революции принадлежало Лукояновскому воинскому присутствию. Здесь располагались казармы небольшого воинского гарнизона.
После революции здание было передано Лукояновскому райвоенкомату, а после войны - ремесленному училищу. Рядом со зданием воинского присутствия стояли два одинаковых одноэтажных деревянных дома, а на самом берегу р. Теши находилось большое деревянное здание "Чайной". Они принадлежали семье трактирщиков Петровых. Сейчас на месте этих зданий большой пустырь.
Напротив дома Петровых в начале XX века было выстроено здание Лукояновской земской школы, в которой учились ребятишки с улиц Ямской, Терюшан, Кушна, Журавлихи и Нового порядка. Здание школы было небольшим. В нем имелось всего два просторных класса, которые разделяла раздвижная стенка. В новогодние праздники стенка раздвигалась, и классы превращались в один большой зал. В боковых пределах школы размещалась квартира учителя и учительская.
После революции здание было передано семилетней школе № 17. Сейчас это здание снесено, на его месте разбит сквер имени А.С.Пушкина.
Затешную часть улицы Ямской в основном заселяли крестьяне. Среди обычных деревянных домов здесь выделялись два больших красивых дома, принадлежавших купцам Валовым. После революции деревянный особняк был передан под начальные классы школы № 17, а в каменном двухэтажном особняке находилась контора МТС, а теперь Лукояновская вечерняя школа.
Жители улицы Ямской с выгодой для себя использовали близость к Базарной площади. Почти каждая семья содержала постоялый двор. Накануне базарного дня из отдаленных сел съезжалось большое количество "базарников", которым был нужен ночлег, его и обеспечивали постоялые дворы. "Удобства" для ночлежников были самые примитивные. Каждый хозяин обеспечивал постояльцев чаем, для чего в каждом доме имелись двухведерные самовары. Что касается сна, то постояльцы зимой спали "вповалку" на полу, полатях, русской печи. Постоялый двор предоставлял место и для повозок, и для лошадей.
Каждый двор делился на две части: большая открытая часть двора предназначалась для повозок, а вторая, крытая часть, для стоянки лошадей. В каждом дворе обязательно был колодец и большая колода с водой. За постой обычно расплачивалось сельское общество, а в советское время постоялые дворы назывались колхозными квартирами, расплачивались с хозяевами за них колхозы.
Содержание постоялых дворов было делом хлопотным, но это давало семьям хотя небольшой, но дополнительный доход.
После революции улица Ямская была переименована в улицу Ворошилова.
Следующая часть улицы Пушкина - это бывшая Солдатская улица. Она начиналась у плотины на р. Теше и заканчивалась у нефтебазы - бывших керосиновых складов купца Валова.
О возникновении названия улицы существуют две версии.
Одну обосновал А,И. Пох. Он связал возникновение улицы с упразднением при императоре Александре II военных поселений. Бывшие военные поселенцы были расселены по всей России. Часть из них получила в надел земли вдоль Старосаратовского тракта. В 1856 году 50 семей бывших военных поселенцев создали в Лукоянове целую улицу, расположенную вдоль р. Теши. Эта улица и получила название Солдатской.
Другую версию о возникновении названия улицы высказывают старожилы города. Они связывают его с тем, что по этой улице уходили на службу в армию все будущие солдаты.
После революции улица Солдатская была переименована в Красноармейскую, а в 1937 году, в сотую годовщину гибели А.С. Пушкина, она получила имя великого поэта.
До начала XX века все пространство от нефтебазы и до д. Лукановки представляло из себя огромный пустырь, который лукояновцы называли "Умет" по названию постоялого двора Кузнецовых, который стоял на отшибе от улицы Солдатской.
Застройка Станционного поселка началась вместе со строительством депо и ж/д станции Лукоянов в 1903 году.
10 марта 1919 года жители Лукановки и Станционного поселка стали свидетелями страшной трагедии, которая произошла на железной дороге недалеко от ст.Лукоянов. В результате крушения пассажирского поезда тогда пострадало более 600 человек. 100 из них погибли сразу, многие умерли в больнице. Сообщение об этой трагедии было напечатано в № 1 газеты "Лукояновская мысль" от 16 марта 1919 года в заметке "Кто виноват?".
Улица Пушкина в своем нынешнем составе получила название после Великой Отечественной войны. За послевоенные годы благоустройство коснулось только проезжей части улицы, она заасфальтирована, построены два железобетонных моста через реки Теша и Хвощевка.
Особо следует сказать о жителях улицы Пушкина. Здесь проживали и живут многие известные лукояновцам люди.
В деревянном двухэтажном доме Агеевых долгие годы жила известная всем большая и дружная семья Сухотиных-Паскевичей. Они занимали весь второй этаж.
Семья переехала в Лукоянов из Сибири в 1922 году. Глава семьи Софья Николаевна была блестяще образованным человеком. Она окончила историко-филологический факультет Казанского университета. Хорошо знала французский и немецкий языки, долгие годы работала учителем немецкого языка.
В семье Сухотиных было шестеро детей. Всем лукояновцам известны имена Г.В. Паскевич и М.В. Сухотина, которые внесли огромный вклад в развитие культуры Лукояновского района. Более 35 лет своей жизни Галина Владимировна работала в сфере культуры. Выполняла обязанности заведующей Лукояновским ДК (21 год), заведующей отделом культуры, хормейстера РДК. Модест Владимирович долгие годы руководил духовым оркестром ДК.
В доме бывшей гостиницы Агеева до войны жила семья будущего известного нижегородского писателя М.И. Суетнова, который тогда работал заведующим Лукояновским роно.
В этом же доме жила старейшая учительница базовой школы А.А.Мордвинкина. Одно время здесь жила семья заведующего Лукояновским педучилищем Г.Л.Андропова. В здании бывшей школы № 17 жила семья директора этой школы А.А.Розанова. На этой улице живет семья Почетного гражданина г.Лукоянова врача ж/д больницы В.В. Ослова. Владимир Васильевич и его супруга Ольга Владимировна своим высоким профессионализмом, чуткостью и вниманием к каждому пациенту снискали глубокое уважение и признательность всех лукояновцев.
На этой улице со своей семьей жил В.Г. Рунков, который долгие годы возглавлял педагогический коллектив ж/д школы. Здесь же жила его дочь Ирина Викторовна Серебрякова - заслуженный врач РФ, которая отдавала все свои силы сохранению жизни и здоровья наших детей. 
Источник: Кашина, Г. И. Улица Пушкина / Г. И. Кашина 
·
· Лукояновская правда. – 2004 – 4 сентября.
Заключение.  Вступающий в жизнь человек должен получать от старшего поколения достаточно большое духовное наследие, включая добрые традиции, укоренённые на малой родине. Научиться следовать законам совести, чести, лучшим чертам национального характера. Чтобы принадлежать Родине – надо любить её. Чтобы принадлежать Родине – надо жить её жизнью, отвечая персонально за быт города, двора, улицы, за здоровье наших речек и лесов. Быть вместе в горе и радости как единая семья. Город нуждается в нашей помощи. И мы – молодое поколение всегда будем готовы помочь решить его проблемы. В ходе нашей исследовательской работы, встречаясь со многими людьми, работая с документами, мы пришли к выводу, что названия географических объектов не случайны, они всегда обоснованы. Тот, кто даёт имя месту, всегда может объяснить, почему он назван именно так. Ещё много поколений местных жителей будут передавать друг другу названия святых и ритуальных мест, вспоминая тех людей, которые обживали эти места, любили свой край и сберегли его для нас. Подводя итоги по проделанной работе можно сказать, что поставленные задачи выполнены.

Экскурсия по улице Пушкина.
Пояснительная записка
Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина.  Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, городу.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т.е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок,  походов ребенок получает первые представления  о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть со страниц книг. Реальность восприятия, возможность практического, полезного применения имеющихся знаний усиливает как воспитательную, так и образовательную составляющую педагогического потенциала прогулок. Именно этот фактор позволяет эффективно решать поставленные     по оптимизации образовательного процесса. Интегрирование содержания воспитательно-образовательной работы, реализация развивающих задач современной программы для дошкольников в наиболее привлекательных формах и видах детской деятельности, в данном случае на прогулках, позволяет не только сократить общее время организованных форм обучения (занятий), но и обеспечивает повышение познавательной и двигательной активности детей в течение дня. В естественных эмоционально – благоприятных условиях, с учетом регионального компонента, дошкольники более успешно усваивают и закрепляют материал разных разделов программы. При этом органично решаются и воспитательные задачи ранней социализации: развитие коммуникативности в коллективной деятельности, воспитание чуткости и бережливого отношения к окружающей действительности, знакомство с профессиями и формирование уважения к людям – труженикам  родного города.
Таким образом, прогулка - экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. В этой деятельности удовлетворяется не только естественная любознательность, но и естественная потребность дошкольника в движении, обеспечивается максимальное пребывание детей на свежем воздухе в любое время  дня и года, что имеет немаловажное значение в условиях северного региона, в современных условиях постоянной занятости родителей, не имеющих возможности, а порою и желания совершать со своими детьми длительные, познавательные путешествия, прогулки по городу.
 
Экскурсия   «Путешествие по городу»
Программное содержание: познакомить дошкольников с понятием «малой родины», улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением; уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город.
Предварительная беседа:
Скажите, пожайлуста вы любите совершать прогулки по улицам нашего города? 
Ё     Что такое улица? (дома, стоящие в ряд)
Ё     Каждая улица имеет свое имя. Каждый дом имеет свой номер. Название улицы и номер  дома – это адрес. Для чего  существуют адрес?
Ё     Какие улицы  нашего города вы знаете? Назовите свой адрес.
С детьми рассматриваются фотографии центральных зданий города, как ориентиров предстоящей прогулки.
Ход.Сегодня мы с вами будем путешествовать по центральной улице нашего города.  
Ё     Как называется центральная улица города Лукоянова? Улица Пушкина
На, какие части делится улица?
Проезжая часть – дорога, по которой движется транспорт.
Ё     Какое движение на этой дороге? (одностороннее или двустороннее). Как движутся автомобили?
 Газон – это полоса озеленения вдоль проезжей части.
Ё      Зачем нужно озеленение у дорог? (Очищать воздух, создавать тень, украшать дорогу.)
Ё     Какие деревья посажены на   улице?
Ё     Как нужно относиться к зеленым насаждениям?
Тротуар – это пешеходная часть улицы.
Ё     Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу? Какие знаки указывают нам, что здесь пешеходный переход? (На дороге нарисованы широкие белые полосы; знак у дороги, на котором нарисован шагающий человек).
Ё     А если пересекается сразу много улиц, как называется это место? (Перекресток).
Дети вспоминают правила перехода улицы, воспитатель напоминает детям о значении и необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения.
Ё     На какой свет мы будем переходить дорогу?
Ё     Вспомните  правила  поведения пешеходов на улице?   
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно,
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для движенья.  (С.Михалков.)
На нашем пути встречается два магазиноа
Ё     Вы часто с родителями ходите в магазины?
Ё     Что вы в них приобретаете? Какие бывают магазины?
Ё     Кто работает в магазине?
Воспитатель обращает внимание детей на территорию рядом с магазинами: озеленение, порядок, наличие урн для мусора. 
Заглянем в один из магазинов? Напомните себе правила поведения в общественном месте.
Наше путешествие продолжается.
На обратном пути детям дается задание: называть все дома, которые им известны. При этом обращается внимание на строительный материал, из которого они сделаны, на цвет, форму и отличительные особенности.
Беседа после экскурсии.
Ё     Какие здания встретились сегодня на нашем пути?
Ё      Какие бывают дома?
Ё     Из какого материала они изготовлены? Почему дома называют кирпичными, панельными, деревянными). Какие геометрические фигуры напомнила вам форма этих зданий?
Ё     Давайте подумаем, для чего люди строят здания?
Дома бывают разные:
Зеленые и красные,
Высокие и низкие,
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные,
Вроде бы обычные.
Дошкольные, лечебные.
Торговые, учебные,
Театры и жилые
Красивые такие!
Полезные, прекрасные –
Дома бывают разные.

Детям предлагается схематичное изображение маршрута, на котором они размещают условные обозначения зданий, которые встретились им на пути следования.
Вечером родителям  рекомендуется побеседовать с детьми об экскурсии, разделить детские впечатления, высказать свое мнение.