Технологическая карта урока Условный оператор


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О.  Андреева Анастасия ГеннадьевнаПредмет:  Информатика и ИКТКласс: 9вТип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний
Тема  Ветвление. Условный оператор
Цель  Цель урока: научить реализовывать ветвления в Паскале с помощью оператора If…then…else.
Задачи Познавательная
Формировать навыки и умения составления программ с использованием условного оператора.
Развивающая
Учить строить аналогии, связывать материал с полученными в других ситуациях знаниями, выделять главное, ставить и решать проблемы; развитие навыков аналитического и логического мышления.
Воспитательная
Воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
УУД ЛичностныеУУД:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
определять правила работы в группах;
оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
 Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
работать по плану, инструкции;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
отличать верно выполненное задание от неверного;
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
 Коммуникативные УУД:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
владеть информационной культурой.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
записывать алгоритм решения задач в виде блок-схем, на языке программирования;
проводить анализ учебного материала.
Планируемые результаты Предметные:
Знать: определение разветвляющегося алгоритма, структуру программы на языке программирования Паскаль, типы ветвлений, формы записи условного оператора.
Уметь: отличать простое условие от составного, применять свои знания при составлении алгоритма решения задач в виде блок-схем, а также на языке программирования с применением условного оператора.
Личностные: осмысление нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению - применение на практике и последующее повторение нового материала.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Основные понятия  Разветвляющийся алгоритм, блок-схема, полная и краткая форма записи условного оператора, полное и неполное ветвления.
Межпредметные связи  Математика.
Ресурсы:
 основные
 дополнительные Учебник «Информатика и ИКТ: 9 класс» Угринович Н.Д., набор цифровых ресурсов для 9 класса (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/), презентация «Условный оператор», карточки.
Формы обучения фронтальная, индивидуальная
Технология проведения Деятельность
ученика Деятельность
учителя Обучающие и развивающие задания каждого этапа Планируемые результаты
I этап. Организационный момент.
Задача – настрой учащихся на активную работу. Ученик осуществляет самооценку готовности к уроку. Проверяет готовность учащихся к уроку, организует и настраивает учащихся на работу, отмечает отсутствующих. Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.II этап. Актуализация знаний.
Задача – повторение структуры программы на языке программирования Паскаль.
-79921168408
III этап.
Мотивация учебной деятельности.
Задача – эмоциональный настрой учащихся на урок. Активно отвечать на вопросы, касающиеся материала предыдущего урока.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Самопроверка знаний, умение сотрудничать со сверстниками, принимать коллективное решение. Правильно формулировать вопросы по теме предыдущего урока, корректировать вопрос, если он будет непонятен учащимся, задавать наводящие вопросы, оценить уровень освоения предыдущей темы учащимися.
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Мотивировать учащихся на активное участие в уроке, проверить уровень знаний учащихся.
Создание ситуации успеха на основе успешности в ответах на поставленные вопросы.
Предлагаю вам разминку для ума и для повторения. Дано расстояние в сантиметрах. Найти число полных метров в нем.
Program prim_4;Var a,b:integer;BeginWrite('введите расстояние в сантиметрах');Readln(a);b:=a div 100;Writeln(b,' метров ');ReadlnEnd.
Расположите в правильном порядке строки программы.
(Один ученик выходит к доске и перетаскивает строки программы в нужном порядке, остальные ребята проверяют правильность выполнения задания)
Решим задачу. Задача: Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.
Попробуйте решить задачу. Для этого вспомним структуру программы:
1 строка заголовка Program IMYA;
2 раздел описания переменных Var a, b: integer;
3 основной раздел заключенный в операторные скобки Begin и End.
Внутри основного раздела записываются операторы ввода и вывода, и команды.
1. Как записывается заголовок программы на Паскале?
Program (name)
2. Как записывается раздел описания переменных?
Var3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?
Целые и вещественные
4. Как записывается оператор присваивания?
:=
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?
Read (readln), write (writeln)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Личностные:
- учебно-познавательный интерес к выполнению задания;
Познавательные:
-выполнение задания на основе имеющихся знаний;
Коммуникативные:
- умение правильно формулировать свои мысли.
IV. Объявление темы и постановка цели урока
Задача – сформулировать тему и цель урока. Развивать мышление, логику. Уметь применять свои знания на практике. Формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Развить мышление учащихся, учить догадываться. Решить ранее изученными средствами не получается. Давайте сформулируем цель урока. Что нам нужно узнать чтобы решить задачу:
Как записывать ветвление на языке Паскаль, т. е. мы должны рассмотреть тему: «Условный оператор».
Регулятивные:
целеполагание; коммуникативные:
постановка вопросов.
Познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.V этап.
Изучение нового материала.
Задачи – сформулировать определение разветвляющего алгоритма.
Выяснить, какие формы записи условного оператора существуют, чем они отличаются. Рассмотреть полное и неполное ветвления. Решить задачу с применением условного оператора на языке программирования Паскаль.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Условный оператор помогает нам осуществить «ветвление» программы, т.е. передать управление по условию.
Условный оператор имеет вид :IF условие THEN <операторы1> ELSE <операторы 2>
Если условие истинно, то выполняется <операторы1>, в противном случае -<операторы 2>.
До сих пор Вы использовали линейные алгоритмы, т.е. алгоритмы, в которых все этапы решения задачи выполняются строго последовательно. Сегодня Вы познакомитесь с разветвляющимися алгоритмами.
Определение. Разветвляющимся называется такой алгоритм, в котором выбирается один из нескольких возможных вариантов вычислительного процесса. Каждый подобный путь называется ветвью алгоритма.
Признаком разветвляющегося алгоритма является наличие операций проверки условия. Различают два вида условий - простые и составные.
Простым условием (отношением) называется выражение, составленное из двух арифметических выражений или двух текстовых величин (иначе их еще называют операндами), связанных одним из знаков:
  < - меньше, чем...  > - больше, чем...  <= - меньше, чем... или равно  >= - больше, чем... или равно  <> - не равно  = - равноНапример, простыми отношениями являются следующие:
x-y>10; k<=sqr(c)+abs(a+b); 9<>11.
Разветвляющиеся алгоритмы подразделяются на 2 структуры:
ПОЛНАЯ. При выполнении УСЛОВИЯ выполняется один блок действий, а при невыполнении – другой блок.
НЕПОЛНАЯ, которая начинается с вопроса-УСЛОВИЯ, имеющая вариант ответа ДА, по которому выполняется некоторый ОПЕРАТОР, а веточка НЕТ отсутствует.
Полная форма записи оператора:
IF условие THEN оператор1ELSE оператор2;
Краткая форма записи оператора:
IF условие THEN оператор;
Это мы запишем в тетради.
Полная форма соответствует полному ветвлению, а неполная форма – неполному ветвлению в алгоритмах.
Запомните! Перед служебным словом ELSE знак ; не ставится.
Построим блок-схему для нашей задачи 1.
Program maximalnoe;
Var x, y, max: integer;
BeginWriteln (‘Введите два числа’);
Readln (x, y);
if x>=y then max:=x else max:=y;
Writeln (‘наибольшее = ’,max);
End.
Познавательные: самостоятельное выполнение упражнения с взаимопроверкой по образцу.
Коммуникативные: формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Личностные: осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению - применение на практике и последующее повторение нового материала.
IV этап. Первичное закрепление.
Задача – записать алгоритм решения задачи в виде блок-схемы и на языке программирования, проверить правильность выполненной работы на компьютере.
Отвечать на вопросы учителя, принимать активное участие в выполнении задания, проявлять инициативу. Научить использовать теоретические знания на практике, задавать наводящие вопросы учащимся, способствовать их активному участию в ходе работы.
Работа за компьютером.
Проверьте, выполняется ли наша программа. Если нет, исправить ошибки.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: управление поведением сверстников – контроль, коррекция, оценка действий сверстников.
VII этап. Итог урока.
Рефлексия деятельности.
Задача – подвести итог проделанной работы на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Организует рефлексию. Подводит итог урока. Объясняет домашнее задание. Отвечает на вопросы учащихся. Расположите элементы условного оператора. (Один ученик выходит к доске и перетаскивает строки условного оператора в нужном порядке, остальные ребята проверяют правильность выполнения задания)
Отметим самые важные моменты сегодняшней темы:
Как реализуется алгоритм с ветвлением в Паскале?
Как записывается оператор ветвления в Паскале?
Что представляет собой полное ветвление(неполное) в Паскале?
Домашнее задание.
Дано целое число. Если это число кратно 2, то разделить его на 2. (написать программу в тетради) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.