Конспект урока по ФГОС Путешествия морских народов


Путешествия морских народов
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет география Класс 5
Тема урока Путешествие морских народов
ДатаПланируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Обучающиеся смогут:
1. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий, маршруты плаваний;
2. Узнать кто такие викинги;
3. Описывать какие географические открытия совершили викинги.
4. Выявлять особенности природы характерные для Исландии и Гренландии.
5. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки
Обучающиеся смогут:
1. Ставить учебную проблему под руководством учителя;
2. Планировать свою деятельность под руководством учителя;
3. Выявлять причинно- следственные связи открытия и заселения островов Гренландия и Исландия, а также страны Винланд;
4.Определять критерии для сравнения природы вновь открытых викингами земель;
5. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. Обучающиеся смогут: выработать личностное мнение к вопросу о расселении людей по материкам и островам.

Решаемые учебные проблемы Основные понятия, изучаемые на уроке Викинги, Европа, Скандинавский полуостров, драккар, остров Исландия,
остров Гренландия, Эйрик Рыжий, Лейв Счастливый, Винланд,
сага.
Вид используемых на уроке средств ИКТ Мультимедийный проектор с экраном, презентация «Путешествия морских народов»
Интернет-энциклопедия «Википедия» Интернет-энциклопедия «Википедия»
Учебник География 5 кл. Введение в географию/ Е.М. Домогацких, Э.Л. Веденский, А.А. Плешаков.- М.: Русское слово, 2014.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Деятельность учителя→ постановка цели урока
побуждающий диалог
1. Почему некоторые народы называют морскими?
2. Приведите примеры известных вам морских народов.
Сегодня вы узнаете еще об одном морском народе.
Викинги – люди моря.
А что о викингах нам необходимо узнать?
Итак, тема и план урока намечены. Сегодня на уроке вы узнаете:
1. Кто такие викинги.
2. Какие географические открытия совершили викинги.
Деятельность обучающихся
Т.к живут на побережье морей и океанов, занимаются морской торговлей, совершают плавания и т.д.
Финикийцы
Слайд 1
Кто такие викинги? Какие они совершали плавания? Чем занимались? Какие совершали географические открытия?
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя
- Тысячу лет тому назад на Скандинавском полуострове жили викинги, что означает «люди моря». Они много путешествовали, открывали новые острова. Давайте посмотрим на карту и найдем острова Исландию и Гренландию. Именно викинги доплыли до этих островов первыми.
Постановка проблемы:
Как вы думаете, любознательность или необходимость заставляла викингов путешествовать?
На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?
Деятельность обучающихся
Отвечают на вопросы:
- Кто такие викинги? → морские народы, скандинавские мореходы.
Слайд 2, 3
-По какому океану они совершали свои путешествия? → По Атлантическому океану!
- Почему викинги путешествовали по морям и океанам?
-Что заставляло викингов путешествовать?
3 ЭТАП "Открытие" нового знании.
Деятельность учителя
1. Викинги.
1. Найдите, что означает слово викинги?
2. Как другие народы их называют?
3. Как назывались корабли викингов?
4. Какие причины заставляли викингов искать новые земли?
2. От острова к острову.
А) Открытие и заселение острова Исландия
Б) Открытие и заселение острова Гренландия Эйрихом Рыжим
3. Повесть о гренландцах.
Лейф Счастливый. Открытие страны Винланд.
Почему викинги не заселили Винланд?
Почему никто, кроме викингов не знал об их открытии?
Есть ли доказательства того, что викинги за 500 лет до Колумба открыли Америку? Деятельность обучающихся
Читают стр. 45 ,46.
Знакомятся с презентацией, одновременно работая с учебником.
Слайд 5
Недостаток земли, суровый климат, неуживчивый характер, навыки мореплавания толкали их к поискам новых земель.
Вывод: В 10 веке норманны были готовы к поискам новых земель
Текст учебника стр. 46. Описывают природу островов. Слайд 7, 8
Текст учебник стр. 47. Находят ответ на вопросы.
Почему викингов не считают первооткрывателя Америки?
Что такое сага? Слайд 9. 10
4 Этап ПРАКТИКУМ
На контурную карту подпишите:
Полуостров Скандинавский
Остров Исландия
Остров Гренландия
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Деятельность учителя
Вопросы:
- Как на русский язык переводятся слова «викинг»?
- Как назывались корабли викингов?
- Почему люди боялись прихода викингов?
- Кто является первооткрывателем Гренландии?
- Что такое сага?
Задание: Опишите природу острова Гренландия
Тест
Деятельность учащихся
Учащиеся дают ответы на вопросы и делают выводы:

Слайд 11
8 ЭТАП Домашнее задание §9 изучить; Ответить на вопросы 1-5 на стр. 48 из раздела «А теперь более сложные вопросы»