Путешествия морских народов. Первые европейцы на краю Азии.


Технологическая карта урока №10 ДАТА _____________________________
Тема Путешествия морских народов. Первые европейцы на краю Азии.
Цель познакомить учащихся с путешествиями норманнов и варягов; формировать знания о путешествиях Марко Поло, о жизни в Китае.
Задачи 1 Узнать маршруты морских народов и их завоевания.
2.Уметь показывать маршруты первых европейцев в Азию
Основное содержание темы, термины и понятия Драккар, джонки, книга Марко Поло
Планируемый результат
Предметные УУД
В познавательной сфере:
- давать определение ориентирование
- уметь определять стороны горизонта;
- уметь ориентироваться на местности
В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать роль ориентирования для человека
Личностные: развитие познавательных мотивов
Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачиКоммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстникамиПознавательные: развитие кругозора учащихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве
Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации
Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование
Коммуникативные: 
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Межпредметные связи
Учебный предмет, курс Формы работы Ресурсы
История, биология Групповая, парная презентация
учебник
Мотивационный этап Цель Содержание Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации
1. Приветствие.
2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.
Актуализация на определение темы урока.
Собрался однажды отважный отрядИ в путь он отправился морем преград.Драккары плывут, паруса шелестят,Щиты на боках у драккара висят.Под ритм барабанов, что смелость даетОтряд свой корабль вперед уведет.Гребите, викинги, гребитеМы вышли на простор морей.Рубите, викинги, рубитеОтважней нет нас и смелейКак вы думаете?
Любознательность или необходимость заставила викингов путешествовать по морям и океанам? « Книга Марко Поло» - научный отчет или приключенческий роман?
Этап учебно – познавательной деятельности Цель Содержание Постановка учебной задачи и открытие новых знаний Обсуждение и выдвижение гипотез.
Анализ поставленной задачи
Анализ результата.
Фаза осмысления
Викинги- это люди моря. Все остальные их называли норманнами, а в древней Руси – варягами.
В суровые северные края норманны пришли из теплых южных краев. Что гнало их туда, где больше холода, чем тепла, где больше камня, чем зелени? Где деревья цепляются корнями за скалы, а ветер пронизывает до костей. Об этом можно только догадываться. Но, обосновавшись в холодных краях, на Скандинавском полуострове, где солнце желанный, а иногда и долгожданный гость, вода холодная, а леса дремучие, люди тоже посуровели. Как же они жили, чем занимались? Работаем с текстом №2 и по группам (пища, одежда, жилища)
3.Выход на новое знание.
От острова к острову.
 Открытие Гренландии. Повесть о гренландцах.
Именно благодаря этим кораблям норвежцы стали совершать дальние путешествия в поисках нужных товаров: шелка, стекла, стали, пригодной для изготовления мечей, серебряной руды и монет. В обмен предлагали мех, моржовую кость и шкуры, янтарь и точильные камни.
Однако в конце VIII столетия викинги сообразили, что вместо обмена можно просто-напросто отнять необходимое. Монастыри, с которыми они вели торговлю в Британии, Ирландии и Европе по побережью Средиземного моря, располагались на пустынных побережьях и слабо охранялись. Первый набег на уединенный британский монастырь разбойники совершили в 793 году, начав тем самым эпоху разбоя. С тех пор викинги постоянно грабили корабли и города, На некоторых землях норманны строили свои поселения. Викинги основали герцогство Нормандия во Франции, а на Руси явились основоположниками династии Рюриковичей.
Историкам не совсем ясно, что заставило норманнов, броситься в штормовые воды Атлантики. Возможно, они хотели найти более богатую добычу?
Сыграла роль и психология викингов - лишь завоевания и походы считали они делом, достойным мужчин.
А вот как был открыт и заселен самый большой остров планеты – Гренландия. Случилось так, что викинг Эйрик Рыжий повздорил со своим соседом. И произошла у них стычка, погибли люди. Эйрику Рыжему пришлось бежать от наказания. Но куда? Слышал он от мореходов, унесенных непогодой от родных берегов, о далёкой северной земле. На её поиски и решил плыть он вместе с родичами. Поплыл, пробиваясь порой через льды, и достиг этой северной и неприветливой земли. И всё же разыскал на каменистом, глубоко прорезанном узкими извилистыми заливами берегу место, куда ветер с моря почти не достигал, где росла густо-зеленая трава и вполне можно было жить. Эйрик Рыжий основательно исследовал довольно большую часть побережья гигантского, как потом выяснилось, острова. И до сих пор заселены только те места, которые он обследовал. Найденную им землю Эйрик Рыжий назвал Гренландия, что значит «зеленая страна». В те времена там было гораздо теплее и зелени было намного больше.
Найдите на карте Гренландию, каким цветом она обозначена? (белым), Что так обозначают (ледники)
Эйрик Рыжий вернулся домой и уговорил многих людей перебраться в Гренландию. Представьте себе, туда, на ледяной остров вместе с пожитками, лошадьми, коровами перебрались жить тысячи людей. И многие столетия жили там, охотились и рыбачили, торговали с Исландией, выменивали пушнину на железо и хлеб.
РАБОТА с ТЕКСТОМ учебника ( с. 47).
Ответьте мне на вопрос, какую землю Лейв Счастливый открыл к югу от Гренландии?
Я загадаю загадки по теме нашего урока, постараемся их отгадать.
Викинг – воин скандинавов,У него суровый нрав.Как его, скажите детки,Называли наши предки (варяги) Привыкли викинги к походам,Морским путешествиям и переходам.И ты, несомненно, уже догадался,Какой для них транспортСамым главным являлся? (Корабль)
Баню топят под землёй,Кипяточек бьёт струёй.Как же это называют?Ведь, наверно, каждый знает... (Гейзер) Горы, белые как сахар,Выплывают тут и тамВ океанские просторы,Но не сладко кораблям (айсберг)
Его «зелёным» величают,И каждый этот остров знает.Лежит в просторах океанскихИ так он назван не напрасно.Есть эскимосы и иглу –Я этот остров назову… (Гренландия) Он в географии известен,Хоть нет о нём стихов и песен.Залив урезан островами…Его вы гадайте сами… (Фьорд)
А теперь ребята мы вообразим, что каждый – большая крепкая парусная лодка викингов – драккар. Идем по волнам. ( физминутка).
Раз - подняться, потянуться,Два – согнуться, разогнуться,Три – в ладоши три хлопка,Головою – три кивка.На четыре – руки шире,Пять – руками помахать,Шесть – за парту тихо сесть.
(Ученики выполняют зарядку)
Выводы:
На этом уроке вы узнали, что
На протяжение почти четырех веков (VIII- XII вв) берега Европы опустошали вселявшие ужас скандинавские воины-мореплаватели-викинги
Суровые природные условия на родине побуждали викингов к плаваниям в поисках новых земель и привели этих людей, не боявшихся холодных морей к великим географическим открытиям
Этап 2.
Подготовка к изучению нового материала.Учитель показывает предметы: бумага, деревянные палочки, шёлковая ткань, чай. Что объединяет все эти предметы?Дети говорят, что их объединяет страна КитайНа северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а скалистым морем – Тибет, горный край по ту сторону Гималаев. В Китае текут две большие реки – Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот.Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями, поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.^ 3.Природные условия Китая. Работа с текстом в группе. В бассейне Хуанхэ в те далёкие времена обитали животные жаркого пояса: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озёрами и отличалась жарким, влажным климатом. Великие долины Северного Китая с их речными наносными почвами были исключительно благоприятны для земледелия. Ветры приносили сюда достаточное количество осадков, так что ирригация была непременным условием земледелия. В долине Хуанхэ часто затоплялись огромные пространства. Осадки выпадали нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами. Южный Китай покрыт вечнозелёными джунглями – территория не освоена.Как и другие народы, в древнейшую пору своей истории древние китайцы поклонялись силам природы. Они их представляли себе в виде добрых и злых духов и демонов. Повелителем дождей, грозы, речных вод и всех подземных сил был дракон. Со временем дракон стал символом царя.Задания:
Перечислить животных, обитающих в далекие времена в Китае?
Чем была покрыта местность?
Почему долина реки Хуанхе очень плодородная?
Кому древние китайцы поклонялись? Кто стал символом царя у китайцев?
ПУТЕШЕСТВИЕ МАРКО И НИКОЛО ПОЛО.
РАБОТА по учебнику на с. 51-52.
Кто написал книгу « Марко Поло о разнообразии мира»?
Вывод: Какой вклад внес Марко Поло в изучении Китая? Покажите на карте географические объекты, которые посетили веницианцы. Этап рефлексии Цель Содержание Оценка результатов деятельности
ВОЗВРАТ к ЗАДАЧАМ урока и оценка их выполнения. Самооценка усвоения материала.
Домашнее задание: п.9-10, ответить на вопросы, знать основные понятия; по желанию можно написать синквейн “викинги” и составить карту с пояснениями. Узнать, как определяют стороны горизонта