Статья: Учебно-воспитательное значение внеурочной деятельности в обучении биологии и экологии. Статья.



Учебно-воспитательное значение внеурочной деятельности в обучении биологии и экологии.
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций
 Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения, социализация в обществе, активная жизненная позиция, экологическая грамотность являются важнейшими задачами учебно-воспитательного процесса. В системе школьного обучения, согласно концепции, биологический цикл дисциплин занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Преподавание биологических дисциплин дает еще более позитивные образовательные результаты, если связывать учебный процесс с внеклассными занятиями, значение которых в общей системе обучения и воспитания, сегодня возрастает. Их роль заключается в расширении знаний, заинтересованности, формировании умений, воспитании ответственного отношения к природе. Именно практическая направленность внеурочных занятий привлекает детей: экскурсии, проектная деятельность, игровые занятия, творческие вечера, оформление выставок, конкурсы, проведение акций.
2017 год назван годом экологии. В нашей школе проводится большая работа по формированию экологической культуры. Работа над проектом « Территория радости – территория здоровья» по благоустройству школьной территории объединила учителей школы, учеников и их родителей, преподавателей ВУЗов. Именно внеурочная деятельность позволяет реализовывать данный проект, дает возможность раскрыть свои способности и творчески подходить к делу. На разных этапах проекта проводится индивидуальная, групповая, общешкольная работа:
- общешкольный конкурс на лучший рисунок « Территория радости-территория здоровья».
Занятия на школьной территории помогли спланировать работу по благоустройству и озеленению отдельных участков. В результате, проявив свою фантазию и творчество, оформили интересную выставку рисунков. По итогам конкурса были названы победители.
-групповые и индивидуальные занятия по изучению комнатных растений.
Учащиеся сфотографировали школьные растения, с помощью литературы и интернет ресурсов определили виды растений и их экологические характеристики, составили паспорта растений, подготовили презентации о значении комнатных растений и выступили с ними на уроках, научились правильно ухаживать за растениями разных экологических групп.
- совместные занятия с преподавателями ВГЛТА, кафедра экологии.
Эти занятия можно назвать профориентациоными. Ребята познакомились с профессиями эколог, лесник, миколог. Преподаватели помогли оценить экологическое состояние древесных растений. С помощью специального оборудования познакомили с методикой определения возраста растений.
-групповая работа над проектом « Дуб- ветеран» к 80-летию школы.
Эта работа позволила объединить учащихся и их родителей, тем самым осуществить социально-значимое мероприятие. Проведена исследовательская работа, в ходе которой установлено, что школьному дубу более стапятидесяти лет. С помощью родителей изготовлена медаль « Дуб-ветеран», произведена уборка территории, эстетически оформлена прилегающая стена.
- общешкольный конкурс на лучший герб школы.
Эта работа показала связь теории с практикой, связь науки с жизнью. На гербе победителе оказалась та самая дубовая ветвь с желудями, которая символизирует вековые школьные традиции и сменяющиеся поколения учеников.
- участие школьников в научной конференции по защите проектов « Изучение экологического влияния проезжей части на школьную территорию». « Экологический портрет дуба»»
- проведение классных часов у Дуба-ветерана.
Классные часы в честь празднования « Дня победы», т. к на территории и нашей школы в годы ВОВ шли тяжелые кровопролитные бои и «Дуб-ветеран» был свидетелем и этого страшного для нашей страны времени. И в этом мероприятии есть возможность связать биологические знания с воспитанием патриотизма у детей.
- проведение акции против выгула собак на школьной территории.
- создание школьной экологической тропы.
- фотовыставка.
 Широкое использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и экспериментов, развивает у школьников исследовательские способности. Творческие работы, коллективный труд дают положительную мотивацию, повышают интерес к школе. Кроме того, конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записывать наблюдаемое, делать соответствующие выводы, создавать презентации, рассказать об этом на уроке или занятии кружка, способствует развитию у учащихся мышления, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. Во внеклассной работе легко осуществляется индивидуализация обучения и реализуется дифференцированный подход. Значение внеклассной работы по биологии доказано как учеными -  методистами, так и опытными учителями биологии. Она позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Связано это, прежде всего с тем, что в процессе внеклассной работы, не стесненной определенными рамками уроков, имеются большие возможности самореализации. Проводимые самими учащимися наблюдения, оставляют в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления. Внеклассная работа по биологии и экологии дает возможность плодотворнее осуществлять два принципа обучения - связь теории с практикой, связь биологии с жизнью.
Литература
Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. - Саратов: «Лицей», 2005.
Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: «Учитель», 2004.
Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии. - М.: «КолосС», 2007.